Проект по автоматизации бухгалтерского и налогового учета на базе «1С:Предприятие 8» является сложным многоаспектным мероприятием. При реализации такого проекта требуется учесть многие взаимосвязи и взаимозависимости ведения хозяйственной деятельности предприятия. Важнейшим этапом, способствующим успешному завершению проекта, является стадия проведения обследования предприятия на предмет определения специфики хозяйственной деятельности предприятия, анализа бизнес-процессов существующих на предприятии.
Так, одной из распространенных ошибок при проведении проектов по автоматизации бухгалтерского и налогового учета является начало внедрения автоматизированной системы без детального, а хуже, без какого-либо проведения обследования. Данную работу должны проводить специалисты, понимающие методологию типовых конфигураций «1С:Предприятие 8». Это связано с тем, что требуется провести адаптацию бизнес-процессов предприятия под типовую конфигурацию «1С:Предприятия 8», а без глубоких знаний «1С:Предприятия 8» довольно трудно качественно решить эту задачу.
В случае исключения работ по предварительному обследованию предприятия, возникает ряд следующих проблем при внедрении автоматизированной системы:
- Неоднозначное понимание задач по автоматизации Исполнителем и Заказчиком;
- Локальная постановка задач сотрудниками Заказчика в разрезе отдельного участка учета без рассмотрения взаимосвязей и взаимозависимостей с другими участками учета, и как следствие, вероятность нарушения целостности будущей автоматизированной учетной системы;
- Перенос устаревших методик учета из используемой системы учета во внедряемую систему. В этом случае методика учета во внедряемой системе подстраивается или соответствует методике используемого ранее программного обеспечения, возникает риск использования устаревших методик и неоптимальных бизнес-процессов.
Еще одна значимая задача, которая требует квалифицированного подхода при решении, заключается в переносе данных из используемой автоматизированной системы учета.
Данные работы проводятся на начальной стадии перед запуском автоматизированной системы в эксплуатацию и направлены на анализ учетных данных используемой автоматизированной системы: используемого плана счетов, остатков по счетам учета и данных нормативно-справочной информации.
Вот несколько типовых ошибок при переносе данных:
- Некорректное использование счетов учета типовой конфигурации «1С:Предприятие 8», предназначенных для решения других учетных задач
- Некорректное заполнение нормативно-справочной информацией (справочники, константы);
- Неверное использование нормативно-справочной информации (справочники, константы);
- Изменение типового плана счетов конфигурации «1С:Предприятие 8» под старую автоматизированную систему учета.
Чтобы избежать данных ошибок требуется провести следующие работы:
- Составить таблицу соответствия используемого плана счетов и типового плана счетов конфигурации «1С:Предприятие 8». Данная работа направлена на определение счетов учета типовой конфигурации «1СПредприятие 8», которые будут отвечать учетным задачам предприятия;
- Проанализировать, а если потребуется, то и переработать нормативно-справочную информацию используемой автоматизированной системы.
- Составить таблицу соответствия нормативно-справочной информации используемой автоматизированной системы учета и «1С:Предприятие 8». Данная работа направлена на корректное и оптимальное использование нормативно-справочной информации «1С:Предприятие 8».
В качестве примера, поясняющего важность правильной настройки справочной информации, можно привести справочник «Статьи затрат», неверное заполнение которого приводит к ошибкам проведения регламентных документов, и как следствие этого, к ошибочным финансовым результатам.
Следует заметить, что ввод начальных остатков в типовой конфигурации требует, помимо вышесказанного, обеспечения определенной технологической дисциплины ввода данных (применения определенных процедур и специализированных документов), несоблюдение которой приводит к нарушению дальнейшей работы всей автоматизированной системы, т.к. нарушает фундамент для проведения дальнейшего оперативного учета.
Также, одной из серьезных ошибок является неверно настроенные учетные политики «1С:Предприятие 8», т.к. эти настройки влияют на алгоритмы работы документов и обработок всей системы. И здесь, зачастую, знание только одной предметной области (например, бухгалтерского учета) лишь помогает, но не решает всей задачи автоматизации учетных задач, т.к. требуется дополнительные познания в части заложенной в конфигурации методологии ведения учета и завершающих (регламентных) операций.
Выбор необходимых для конкретного предприятия сочетания тех или иных установок учетной политики системы требует от неподготовленного пользователя значительных затрат (и не только временных), т.к. требуется анализировать большой набор не только первоначальных сведений, но и контролировать итоги регламента, что без наличия достаточного опыта при скрытых от понимания алгоритмах расчета той или иной задачи может вылиться в достаточно сложную для разрешения проблему (особенно на реальной базе предприятия, включающей как большой объем данных, так и немалый набор хозяйственных операций).
Как уже говорилось выше, обучение пользователей автоматизированной системы «1С:Предприятие 8» является важнейшей стадией проекта по автоматизации бухгалтерского и налогового учета. Без данного этапа работ могут возникнуть следующие трудности при работе с «1С:Предприятие 8»:
- Непонимание пользователями взаимосвязей и взаимозависимости подсистем и объектов типовой конфигурации«1С:Предприятие 8»;
- Непонимание и некорректное использование пользователями типовых методик конфигурации «1С:Предприятие 8».
- Некорректное заполнение пользователями документов типовой конфигурации «1С:Предприятие 8»;
- Некорректная интерпретация и неоперативное использование учетной информации пользователями типовой конфигурации «1С:Предприятие 8».
Чтобы избежать данных проблем, требуется провести обучение всех пользователей типовой конфигурации «1С:Предприятие 8». При обучении требуется учесть не только специфику хозяйственных операций, проводимых на участке учета, но и специфику движения и обработки информационного потока (документов, отчетов и т.п.) проходящего на участке учета. При обучении пользователей может быть использован метод «обучения обучающего». Суть метода в том, что один из пользователей, желательно имеющий понимание по всем задачам участка учета, проходит глубокое обучение. В дальнейшем, этот пользователь проводит обучение всех пользователей, работающих на данном участке учета. Такой подход, помимо сокращения затрат на обучение меньшего количества пользователей, приводит и к большей глубине познаний у обучающего в силу его начального понимания задач, что позволяет целенаправленно направлять процесс обучения не на освоение простейших приемов работы с конфигурацией, а закладывать понимание ее методологических основ, что способствует, в свою очередь, верному самостоятельному принятию решений новых задач при дальнейшей эксплуатации системы.
При многопользовательской работе с базой данных важно учесть, что работать будут разные люди – по должности, по характеру выполняемых работ, по подготовке и навыкам, по отношению и ответственности. Для минимизации ошибок не сильно обремененных ответственностью сотрудников, для максимальной безопасности конфиденциальной информации важно настроить авторизованный пользовательский доступ, техническую настройку которого целесообразно проводить специалистами по администрированию и конфигурированию. При этом надо обеспечить сочетание прав и интерфейса пользователя, обеспечивающее и выполнение должностных обязанностей, и необходимую конфиденциальность информации.
При настройке интерфейсов автоматизированной системы следует учесть специфику ввода справочной информации. Некорректное заполнение справочной информации приводит к ошибкам проведения первичных и регламентных документов, и как следствие этого, к ошибочным финансовым результатам. Несоблюдение этого может вызвать значительные расходы на поиск и восстановление некорректной информации после несанкционированного ввода данных. Поэтому при определении ролей для авторизации действий пользователей важно предусматривать защиту справочной информации от ошибочных (вольных или невольных) изменений.
И в заключение:
Разработчик программы «1С:Предприятие 8» фирма «1С» ставила перед собой цель создать систему, отвечающую потребностям широкого круга пользователей. Учитывая большое разнообразие видов деятельности предприятий, допустимый разброс положений учетной политики, наличие не регулируемых нормативной базой моментов и методов в учете привело в этом случае к созданию универсальной системы, способной решать большинство практических учетных задач. Но здесь же, к сожалению, заложена возможность совершения основной ошибки при внедрении программного продукта – «Программа приобретена, она умеет все, а значит и будет все делать». Да, это во многом так, правда, при условии, что при ее внедрении заложен верный фундамент: в части начальной настройки, правильного использования ее документов и методов, и т.п. И чтобы это случилось, чтобы применение системы оправдывало ожидаемые надежды, а не приводило к не надлежащему учету, а то и к не верным результатам, следует перед началом внедрения приложить еще и дополнительные усилия в части недопущения типичных ошибок , часть которых была освещена в настоящем докладе.