Адаптация персонала для производственных предприятий
Программа содержит практический инструментарий, дает реальные знания, подробный алгоритм действий и позволяет встроить процедуры адаптации в общую систему управления персоналом вашей компании, соотнести ее с наставничеством, испытательным сроком и аттестацией сотрудников.
В результате обучения вы:
- Познакомитесь с практиками адаптации персонала западных и российских компаний;
- Научитесь разрабатывать программу адаптации в своей компании;
- Сможете спланировать внедрение адаптации как проект службы персонала (этапы, сроки, ресурсы, оценка эффективности);
- Сможете встроить процедуры адаптации в общую систему управления персоналом вашей компании, соотнести ее с наставничеством, испытательным сроком и аттестацией новых сотрудников;
- Сможете координировать адаптацию новых сотрудников совместно с линейными руководителями и наставниками и вовлеченными службами (HR, ОТиТБ, юристы, бухгалтерия и др.);
- Сможете применять полученные знания для организации вторичной адаптации сотрудников при их переводах в организации.
В программе курса повышения квалификации
1. Система адаптации – главное.
- Место адаптации в системе управления персоналом.
- Цели и преимущества адаптации.
- Виды адаптации: Профессиональная, социально- психологическая, организационная.
- 10+ методов адаптации: организационный, неформальное сопровождение (Baddy), институт наставничества, корпоративный PR, «папка нового сотрудника», цифровые методы и геймификация, командные тренинги, инструктажи и аттестации и др.
- Участники процесса адаптации: их цели и задачи. Причины разочарования новых сотрудников: наиболее частые ошибки в программе адаптации.
- Корпоративная культура и бизнес-процессы – определяющие факторы для выбора методик адаптации сотрудников. Взаимодействие с руководителями структурных подразделений. Необходимость и возможности автоматизации HR-процессов, включая адаптацию.
2. Внедрение адаптации на предприятии – как проект службы персонала:
- Проект – как особый вид деятельности: уникальный, инициирующий изменения, ограниченный по времени и ресурсам.
- Как инициировать и описать проект «Внедрение адаптации сотрудников на предприятии». Как определить цели, роли и обосновать ресурсы.
- Этапы разработки и внедрения адаптации на предприятии. Как сформировать рабочую группу, составить план-график внедрения адаптации, рассчитать сроки, определить ответственных.
- Практикум – групповая работа:Разрабатываем план мероприятий по внедрению (изменению) системы профессионального наставничества для пилотного подразделения.
- Документы, регламентирующие и сопровождающие процедуры адаптации:
- Распределение ролей между подразделениями предприятия и кадровой службой.
- Закрепление в ЛНА зон ответственности и конкретных должностных лиц для эффективной адаптации.
- Ответственность и права нового сотрудника.
- Образцы ЛНА и примеры шаблонов для отдельных этапов адаптации: план адаптации.
- Практикум: составление плана адаптации для пилотной должности/профессии предприятия-заказчика.
- Профессиональная адаптация и институт наставничества в производственных предприятиях:
- Наставничество, как способ оптимизации затрат на адаптацию персонала.
- Виды и формы наставничества,
- Матрица ЗУН (Знания-Умения-Навыки). Профиль должности.
- Определение основных знаний и навыков, необходимых для передачи новому сотруднику. Оценка дефицитов профессиональных компетенций у новичка.
- Пятилистник наставничества. Принципы обучения взрослых. Знания, умения, навыки. От неосознанной некомпетентности к неосознанной компетентности. Факторы эффективности обучения.
- Этапы обучения и оценка усвоения знаний и навыков. Итоговая аттестация.
- Работа с наставниками: Отбор и обучение наставников. Мотивация материальная и нематериальная.
- Внутренний PR системы наставничества. Повышение престижа наставников.
- Групповое обсуждение: оценка эффективности системы наставничества на вашем предприятии.
3. Адаптация сотрудников разных типов:
- Виды адаптации в зависимости от жизненного цикла сотрудника: первичная и вторичная адаптация.
- «Новички»: профессиональное обучение, введение в должность, адаптация в коллективе, интеграция в корпоративную культуру, психофизиологическая адаптация к работе.
- «Кадровый резерв» и внутренние перемещения: адаптация к новой должности или профессии.
- Адаптация к новым условиям работы: дистант, релокация, вахтовый метод и др. Как поддержать сотрудника в изменяющихся условиях.
- Социально-психологические особенности адаптации сотрудников разного возраста и социального статуса. Выбор методов и форм адаптации сотрудников в зависимости от целей и специфики деятельности организации.
- Коучинг как инструмент руководителя для помощи в адаптации сотрудника. особенности использования, применение отдельных техник. Модель GROW.
- Работа в парах:применение техник коучинга (модель GROW) для мотивации на достижение результата в новом проекте.
4. Оценка эффективности адаптации как системы.
- Мониторинг процесса и оценка результатов.
- Метрики и KPIs. Объективные и субъективные показатели. Числовые и качественные.
- Бюджетирование системы адаптации: структура затрат, оценка экономической эффективности системы.
- Составление отчетности и аналитика по адаптации.
- Автоматизация и геймификация адаптации в современных компаниях.
5. Обсуждение практических вопросов, обмен опытом.
Для кого предназначен курс повышения квалификации
Приглашаются руководители и специалисты отделов персонала, кадровых служб, специалисты, отвечающие за подбор и адаптацию персонала, и все заинтересованные специалисты.
Документ по окончанию курса повышения квалификации
Преподаватели курса повышения квалификации
Занятия проводит ведущий специалист-практик региона, бизнес-консультант, эксперт, профессионально занимающийся вопросами подбора персонала, адаптации и введения в должность, с опытом работы на крупных предприятиях разных отраслей.