Директор по стратегическому развитию
Курс посвящен современным методикам стратегического управления. Рассматриваются вопросы стратегической трансформации бизнеса, принципы тактического и оперативного управления бизнес-процессами, гибкие методики управления проектами, типичные ошибки организационных изменений и инновационные стратегии.
В программе курса повышения квалификации
Разработка стратегии компании
- Что такое стратегия? Школы стратегии. Что не является стратегией
- Какой оптимальный срок для стратегии. 1-3-10 лет?
- Есть ли сейчас смысл в стратегии на 5 и 10 лет?
- Инструменты для разработки стратегии вашей компании: от 1 года до 10 лет.
- Ключевое различие стратегии и планирования.
- Главная задача любой компании.
- Две основные области бизнеса, которые принесут вам рост и прибыль.
- Примеры и разбор прорывных стратегий компаний.
- Разработка стратегии компании. Определение отправной точки А. Выбор точки B на основе гипотез.
- Построение плана и системы реализации стратегии.
- Разбор на 360°: Как проводить стратегические сессии. Участники, формат и длительность.
- Как связать стратегию бизнеса и её исполнение.
- Практика: Строим карту целей. Определяем ответственных за цели. Внедряем ритм совещаний.
- Ключевые сигналы для пересмотра стратегии. Как часто надо пересматривать стратегию.
- Какой оптимальный ритм стратегических апдейтов.
- Мифы о стратегии: частые заблуждения предпринимателей и руководителей в разговорах о стратегии.
- Об ошибках: Разбираем на примерах ключевые ошибки в стратегическом планировании.
Бизнес-ТРИЗ: алгоритм поиска прорывных стратегий
- Введение в Бизнес-ТРИЗ: обзор парадигмы и ключевых концепций системных инноваций.
- Идеальность как основа ТРИЗ: принципы достижения максимальной эффективности решений.
- Выявление конфликтов и противоречий в бизнес-проблемах: основные барьеры и их анализ.
- Методы и инструменты Бизнес-ТРИЗ для устранения конфликтов и поиска прорывных решений.
- Практика формулирования бизнес-задач: структурирование проблем для инновационного подхода.
- Применение приемов ТРИЗ: генерация нестандартных решений для стратегических задач.
- Использование ресурсов для создания идеальных решений: оптимизация и практические примеры.
- Сравнение и оценка идей: критерии выбора лучших решений для бизнес-целей.
- Активизация инновационного потенциала: развитие творческого мышления участников.
- Практический воркшоп: решение реальных бизнес-задач участников с использованием ТРИЗ.
- Дискуссии и разбор кейсов: обмен опытом и ответы на вопросы.
Корпоративная культура как точка увеличения прибыли
- Зачем культуре бизнес-результаты?
- Исследования: культура и рост выручки.
- Кейсы: Danaher и Southwest Airlines (США), Тинькофф Банк (Россия), Patagonia (Великобритания).
- Диагностика культуры. Инструменты оценки.
- Практика: определите тип вашей культуры (по Кэмерону и Куинну).
- Как культура влияет на выручку и удержание.
- Механизмы влияния (мотивация, инициативность, клиентоориентированность).
- Критерий коммерческого успеха: совпадение корпоративной культуры компании с потребностями клиентов.
- Инструменты: ценности, ритуалы, поведенческие стандарты.
- Создание и трансформация культуры. Этапы и ошибки.
- Домашние кейсы - участники делятся своими кейсами с аудиторией.
- План роста культуры = план роста выручки.
- Работа с обратной связью. Алгоритм: от выявления ценностей.
Финансовая стратегия компании
- Введение: Зачем бизнесу финансовая стратегия.
- Разминка: Упражнение «Финансовые боли моей компании».
- Финансовая стратегия: что такое и из чего состоит, кому и зачем?
- Связь финансовой стратегии с общей стратегией компании.
- Типичная финансовая политика компании.
- История компании, которая разорилась из-за плохой финансовой стратегии (два реальных примера).
- Финансовая управляемость бизнеса: от реактивности к проактивности.
- Уверенное превентивное управление финансовыми результатами бизнеса по 4 показателям.
- Инструменты финансового управления: какие существуют и как их внедрить.
- Финансовый «мотор» компании: 3-мерная модель VS плоские P&L, Cash Flow, Balance.
- Финансовые парадоксы: модель точки безубыточности не работает; постоянные затраты управляют потребностью оборотных средств.
- Быстрая и точная консолидация финансовых результатов в группе компаний.
- Выручка, прибыль и деньги: управляем критическими точками.
- Управление финансовым циклом и ликвидностью: как избежать кассовых разрывов.
- Рентабельность vs. Оборот: что важнее?
- История: Компания увеличила выручку, но осталась без денег — почему?
- Модель: Цена – Эластичность (спроса) – Прибыль: для принятия решений и уверенного управления результатами.
- Упражнение: По какой цене принимать заказы, чтобы зарабатывать даже на убыточных
- Финансовая стратегия роста и антикризисного управления.
- Управление расходами без ущерба для роста. Оптимизация затрат.
- Инвестиции в развитие и рост: как использовать ROI, ROMI.
- Антикризисное управление: метод выбора действенных решений, результативность типовых решений.
- Типичные стратегические ошибки в управлении финансами компании.
- От теории — к действиям: закрепление на практических упражнениях.
- Кейс-упражнение: участники решают задачу по доходам и расходам с последующим разбором.
- Групповое обсуждение: какие решения нужно принять, чтобы получить нужный финансовый результат.
- Групповая работа: создание чек-листа плана внедрения финансовой стратегии в своей компании.
- Рефлексия: что из программы можно применить уже завтра.
Управление изменениями
- Природа изменений. Что такое организационная инициатива и какой ценностью для организации обладает вовремя разработанное и внедренное бизнес-изменение.
- Виды корпоративных изменений: естественные и искусственные изменения и подходы к ним. Планирование и реализация стратегий управления изменениями в организационной среде.
- Диагностический практикум: «Готовность руководителя к изменениям».
- Персонал и изменения. Ключевые элементы изменений: люди, мотивация и информирование.
- Роль персонала в корпоративных изменениях. Причины сопротивления изменениям. Группы сотрудников в соответствии с их отношением к изменениям, а также агенты перемен.
- Практикум: «Матрица подходов к разным типам сотрудников при инициативе изменений».
- Проведение изменений. Модели и ключевые подходы к внедрению изменения в организации, подходы К. Левина, Джеффри Хаятта (ADKAR), Кублер-Росс и др.
- Этапы восприятия изменений и поведение сотрудников на каждом из этапов.
- Формирование наиболее эффективной стратегии управления изменениями и роль лидера на каждом этапе изменений.
- Практикум: «Строим коммуникационную модель поэтапного внедрения изменения в производственной компании».
Линейные бизнес-процессы. Как построить систему в бизнесе
- 1 раздел. Система управления предприятием на основе процессного подхода:
- Эволюция системы управления.
- Настройка системы и процессов на Клиента.
- Признаки процессного мышления.
- 2 раздел. Моделирование линейных процессов. Нотация BPLA 1.0:
- Категории процессов: основные, вспомогательные, управленческие.
- Моделирование линейных процессов.
- Детализация и оптимизация.
- 3 раздел. Организация проекта изменений, внедрение бизнес-процессов:
- Команда изменений. Роли и профили.
- Дорожная карта проекта.
- Планы на самостоятельную работу после курса обучения.
Внедрение риск-менеджмента для минимизации потерь
- Основные понятия и определения риск-менеджмента.
- Источники и классификация рисков. Факторы риска: внешние и внутренние риски.
- Обзор стандартов по управлению рисками.
- Система менеджмента риска. 5 этапов риск-менеджмента.
- Методы и способы выявления и идентификации рисков.
- Декомпозиция рисков от уровня предприятия до уровня подразделения.
- Классификатор рисков. Формирование базы данных по рискам. Реестр риска. Правила составления и шаблоны классификатора рисков
- Качественная оценка рисков на действующем предприятии.
- Практикум: Двухфакторная характеристика риска. Соотношение вероятности и ущерба.
- Построение оценочных шкал. Простые (качественные) и сложные (оцифрованные) шкалы.
- Пошаговый алгоритм построения матрицы (карты) рисков.
- Нормирование и строгое ранжирование рисков.
- Стратегия управления рисками.
- Четыре способа реагирования (обработки) риска.
- Критерии выбора способа обработки риска по соотношению эффект-затраты.
- Разработка мероприятий по снижению рисков.
- Практикум: Разработка мероприятий по обработке риска.
- Практикум: Анализ чувствительности как метод оценки устойчивости инвестиционного проекта.
- Оценка риска по методу сценариев будущего развития.
- Практикум: использование дерева решений.
- Основные шаги построения модели управления рисками.
- Организационная структура управления рисками и распределение рисков по уровням управления компанией.
- Инструменты развития культуры управления рисками.
Настройка системы ключевых показателей эффективности – KPI
- Система управления компанией. Подсистемы, цикл и модель управления.
- Стратегическое управление. Видение, миссия, ценности, цели, планы.
- Разрыв между стратегией и процессами. Связь стратегических КПЭ и бизнес-деятельности.
- Контроллинг. Задачи, этапы и функции. Стратегический и оперативный контроллинг. Преимущества внедрения.
- Ключевые показатели эффективности. Что это, зачем нужны, виды.
- Методика разработки КПЭ и источники данных. Оптимальные значения и индикаторы.
- КПЭ в проектах и процессах. Реализация стратегии через проекты и процессы. Основные бизнес-цепочки и классификация процессов.
- Группы показателей. Ход реализации, продукт процесса, удовлетворённость клиента.
- Мониторинг и визуализация. Контроль, анализ, использование показателей в оплате труда и управлении ресурсами.
Бизнес-процесс: проектирование и настройка на потребителя
- Причины появления процессного подхода.
- Хорошие практики процессного подхода.
- Практика: Идентификация процессов, ориентированных на потребителя (COP — customer oriented process). Диаграмма «Осьминог».
- Практика: Диаграмма «Черепаха».
- Ключевые характеристики выхода процесса. Идентификация измерение и анализ.
- Практика: Идентификация, измерение и анализ ключевых характеристик.
- Источники рисков, присущих процессу и его ключевые операции (КО).
- Практика: КО → Функция КО → Отказ КО → Последствия.
- Причины отказа ключевых операций процесса.
- Практика: Определение причин отказа КО процесса.
- Управление ключевыми операциями.
- Практика: Оценивание риска для причин отказа КО.
- Практика: Мероприятия для снижения уровня рисков КО.
- Практика: Разработка Плана управления для КО.
- Риск-ориентированный подход для процесса «Маркетинг» и для процесса «Закупки». Примеры.
Цифровые методы анализа процессов
- Обогащение методологии Lean Six Sigma (Бережливое производство и Шесть сигм) возможностями цифрового анализа процессов process mining.
- Практика: Цифровой анализ процесса. Построение цифрового двойника процесса, определение вариабельности процесса, определение потенциала для улучшения процесса, анализ «узких» мест и определение причин вариабельности и «узких» мест. (Участники во время обучения получают доступ к ПО Promease для выполнения практических заданий).
- Опыт российских компаний в использовании решений process mining для проектов Lean Six Sigma.
- Рассмотрение практики российских компаний в использовании средств process mining для аудита, анализа и оптимизации процессов.
Бизнес-планирование
- Запуск бизнес-планирования. Необходимая информация, задействованные эксперты
- Разработка инвест-тизера. Что представить инвестору на первом раунде переговоров.
- Разработка бизнес-идеи.
- Проработка бизнес-идеи. Использование HADY циклов для проверки гипотез. Разработка миссии и целей бизнес-проекта.
- Применение S.P.A.C.E. на практике. Лучший инструмент для оценки адекватности и успешности бизнес-модели на ранних этапах планирования.
- Проведение конкурентного анализа и анализа ключевых факторов успеха (КФУ).
- Конкурентный анализ. Обязательные элементы исследований и хитрости конкурентной разведки. Шаблон оформления результатов анализа.
- Выявление и проверка КФУ вашего продукта. Проведение анкетирования по методу КАНО. Правила проведения и интерпретации результатов.
- Шаблоны и методика проведения анализа КФУ. Установление прямых конкурентов, слабых и сильных сторон бизнес-модели.
- Диагностика и управление рисками проекта.
- Проведение анализа внешней и внутренней среды. Выявление рисков и угроз. Шаблоны и методика проведения PEST анализа, 5P Портера и анализа внутренних рисков.
- Инструменты анализа, контроля и управления рисками. Карта рисков.
- Разработка стратегии развития проекта.
- Модель развития компании. Применение ТОС (теории ограничения систем) для выявления инфраструктурных ограничений для реализации бизнес-модели и масштабирования.
- Разработка управленческих решений по ценовой политике, планам продаж и планам инвестиций на основе ADL матрицы. Шаблон проведения исследований. Модель стратегий роста И. Ансоффа.
- Выбор конкурентного преимущества и разработка конкурентной стратеги.
- Построение финансовой модели проекта.
- Построение модели Unit-экономики проекта, через метрики воронки продаж, лояльности клиентов и маржинальности продукта. Шаблон в Excel для построения Unit-экономики проекта.
- Создание модели, текущей деятельность в Плане доходов и расходов (P&LS) с учётом всех типов расходов и нагрузок и плана движения денежных средств.
- Правила моделирования ключевых инвестиций: расходы нулевого периода, инфраструктурные инвестиции, финансирование кассового разрыва.
- Как рассчитать потребность в финансировании и смоделировать расчеты с инвесторами и кредиторами. Расчет ключевых инвестиционных показателей по методу DCF.
- Примеры итоговой финансовой упаковки бизнес-планов.
Анализ бизнеса: ключевые пользователи, вопросы, формы отчетности. Комплексный анализ эффективности бизнеса
- Построение системы финансового анализа собственными силами. Оценка достоверности данных для анализа. Критические недостатки
Раздаточные материалы
предоставляются
Документ по окончанию курса повышения квалификации
Преподаватели курса повышения квалификации
Отзывы
Похожие курсы
