Категорийный менеджмент - новый подход к управлению ассортиментом
Цель семинара
В новой программе подробно рассматривается методика категорийного менеджмента с отработкой отдельных навыков выделения и формирования категорий, анализа продаж и оценки эффективности управления категорией. Больше практической работы по структуре ассортимента и выделению категорий, больше примеров по анализу самих категорий. Увеличен блок по ценообразованию и значительно
В программе семинара
1. Стратегия управления ассортиментом
- Категорийный менеджмент как новый подход к управлению ассортиментом. Категория - основа для управления ассортиментом.
- Четыре основные правила категорийного управления. Что входит в понятие "категорийное управление" (закупки, продажи, маркетинг, ценообразование и т.д.)
- Ассортиментная политика и стратегия компании.
- Стратегические ошибки в управлении ассортиментом.
- Конкурентная стратегия компании. Позиционирование.
- Изучение потребителей как основа для управления ассортиментом. Сегментирование потребителей. Как выбирает потребитель - категория или бренд.
2. Тактика управления ассортиментом
- Шаг 1. Структурирование ассортимента
Дерево ассортимента - товарный классификатор (классы, группы, категории). Ассортиментная матрица, ассортиментный минимум. Позиционирование магазина в зависимости от ассортиментной матрицы.
Свойства ассортимента - ширина, глубина. Как соотносится товарная специфика магазина и развитие ассортимента вглубь или в ширину. Торговый формат и изменение формата магазинов. - Шаг 2. Формирование (выделение) категорий
Определение товаров, входящих в категорию. Понятие категории. Традиционный и творческий подход к выделению категорий. - Шаг 3. Определение структуры категории. Бренд, цена, свойства, единицы учета в составе категории. Жесткие и мягкие категории. Дерево покупательских решений.
Жизненный цикл категории и товаров. - Шаг 4. Балансировка по ширине (роли категорий)
Определение роли категории. Рекомендуемое соотношение категорий в ассортименте. Кросс-категориальный анализ.
Определение потенциала категории. Принятие решение о развитии ассортимента. Меры по оптимизации ассортимента - стоит ли вводить новые категории. - Шаг 5. Балансировка по глубине (товары внутри категории)
Вклад товаров категории в достижение целей магазина.
Соотношение роли категории и целей магазина. Принятие решение о вводе и выводе товарных позиций.
Ввод и вывод новых товаров. Какие цели необходимо скорректировать при оптимизации ассортимента. "Рога Исиды" - внутренний кризис. Опасность стагнации ассортимента. - Шаг 6. Ценообразование при управлении категориями
Стратегии ценообразования.
Основные методы ценообразования (по издержкам, безубыточность, KVI, конкурентная среда, покупательская ценность, эластичность, демпинг и т.п.). Ограничения в применении методов. - Шаг 7. Категорийный мерчандайзинг и стимулирование продаж.
Основные принципы распределения торгового пространства.
Оценка эффективности использования торговых площадей.
Методы стимулирования продаж в зависимости от целей компании.
3. Методы анализа ассортимента
- Оборачиваемость. Нормы оборачиваемости, формулы для подсчета оборачиваемости. Матрица оборачиваемости/ маржинальности.
- АВС-анализ и XYZ-анализ. Совмещенный ABC-XYZ анализ.
- Логистический цикл товара. Расчет страхового запаса, точки перезаказа.
- Дефицит и излишки (выявление причин, способы борьбы)
Для кого предназначен семинар
Коммерческие директора и категорийные менеджеры как сотрудники, реализующие ассортиментную политику предприятия; менеджеры по закупке и товароведы также получат ответы на свои тактические вопросы; иные сотрудники компании (маркетологи, директора магазинов, логисты), хотя им так же будет полезно понимать механизм формирования ассортимента.
Преподаватели семинара
Бузукова Екатерина Анатольевна - консультант по вопросам управления ассортиментом, профессиональный закупщик, член Клуба "Супер-Розница"