Отношения в области торговли между странами с разными уровнями экономического развития и их экономическая политика должны осуществляться с целью повышения (удешевление) уровня жизни, обеспечения занятости населения, роста уровня реальных доходов, а также расширения производства и торговли товарами и услугами соответствующего качества при оптимальном использовании мировых ресурсов. При этом необходимо стремиться к сохранению окружающей среды. Должны быть сокращены тарифы и ликвидированы другие препятствия для торговли и экономики между странами. Для регулирования торгово-политических отношений между государствами создается интегрированная многосторонняя торговая система и учреждена Всемирная торговая организация (ВТО). ВТО является форумом для переговоров между ее членами по вопросам их многосторонних торговых отношений.
ВТО была основана 1 января 1995 года и стала преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). На сегодняшний день Организация насчитывает 148 стран-участниц и более 30 имеющих статус наблюдателей, в том числе Россия, которая является соискателем на присоединение к ВТО.
Основополагающими принципами ВТО являются предоставление режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле для всех государств на недискриминцонной основе, взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения.
Создание международного рынка товаров и услуг означает, что потребитель в любой стране беспрепятственно может приобретать товар, произведенный в любой другой стране. В результате такого подхода обостряется конкуренции производителей, борьба за рынки путем стремления к повышению качества продукции и поставок в минимальные сроки по приемлемым ценам. Одновременно идут процессы усиления кооперации и сотрудничества в производстве и продвижении товаров на рынки.
Участие в ВТО может дать множество преимуществ. Для России их получение является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:
- получение лучших условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
- доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
- создание благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
- расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО;
- создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок (как следствие - усиления конкуренции);
- участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
- улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
В своем послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин говорил: "членство в ВТО должно стать инструментом защиты национальных интересов России на мировых рынках".
Президент РФ в своем обращении к Федеральному собранию отметил, что "нормой в международном сообществе, современном мире является и жесткая конкуренция - за рынки, за инвестиции, за политическое и экономическое влияние. И в этой борьбе России надо быть сильной и конкурентоспособной".
По словам министра экономического развития и торговли Германа Грефа, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.
При вступлении в ВТО важно добиться таких условий присоединения России к этой международной организации, которые способствовали бы улучшению торгово-политического режимa в целом, учитывали бы интересы российских производителей и экспортёров, а также торговых партнёров в плане условий доступа иностранных товаров и услуг на российский рынок.
Одним из главных условий присоединения является приведение национального законодательства стран-соискателей в соответствие с положениями ВТО, в том числе законодательства о техническом регулировании. В России полностью пересмотрена система стандартизации и сертификации. Сформирован новый подход, в соответствии с которым регламентирующая документация (технические регламенты) носит обязательный, а стандарты - рекомендательный характер. Вступил в действие федеральный закон "Об основах технического регулирования в Российской Федерации". Он охватывает комплекс вопросов, касающихся технических регламентов, стандартизации, подтверждения соответствия продукции, аккредитации органов по сертификации, ответственности органов государственного контроля и изготовителей. В его основу положены два принципа международной системы стандартизации, предусмотренные в Соглашении по тех¬ническим барьерам в торговле ВТО:
- технические регламенты не могут создавать неоправданных затруднений в торговле;
- международ¬ные стандарты приобретают преобладающее значение по сравнению с национальными.
Таким образом, российские системы стандартизации и сертификации, приведенные в со-ответствие с международными требованиями, будут способствовать устранению технических барьеров и либерализации межгосударственной торговли в рамках единого мирового рынка.
Важнейшим условием функционирования товарных рынков в таких условиях является соответствие отечественной продукции требованиям международных стандартов к качеству, упаковке, условиям транспортировки и сервису.
Приведение российского законодательства в соответствие международным нормам, повышение прозрачности финансовой отчетности, введение международных стандартов на товары и услуги, должны способствовать потеплению инвестиционного климата.
Предприятия промышленно развитых стран борются за снижение затрат и улучшение качества продуктов и услуг. Выполнить требования рынка поставлять продукцию высокого качества можно создав на предприятии систему менеджмента качества, отвечающую требованиям международных стандартов ИСО серии 9000, разработанными всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (ИСО). ИСО стремится к признанию ее со стороны ВТО как организации, обеспечивающей базис для будущего технического регулирования.
Для создания доверия производителю в качестве обязательного выдвигается требование о проверке его СМК независимыми органами.
В основе этого подхода лежит стремление свести к минимуму прямое вмешательство органов власти в процедуры оценки соответствия. Эти органы должны нести ответственность за надзор за состоянием рынка и использованием продукции, установив принудительные требования к продукции только по отношению к здоровью, безопасности, охране окружающей среды и защите интересов и прав потребителя на качественные изделия и услуги как неотъемлемые права личности.
Целью создания и сертификации систем менеджмента качества является рационализация деятельности органов по оценке соответствия, способствующая свободному распространению товаров и услуг. Это возможно при создании условий, гарантирующих всем заинтересованным сторонам, что продукция, прошедшая испытания или сертификацию не нуждается в повторных проверках. Таким образом обеспечивается отход от обеспечения качества путем сертификации продукции и переход к выпуску качественной продукции путем внедрения систем обеспечения качества, что ведет к предупреждению появления на рынке недоброкачественных товаров и услуг
Отход от проверок направленных на объект и переход к выпуску высококачественных товаров путем введения систем обеспечения качества.
Изготовитель для признания своей продукции и повышения доверия должен приложить усилия направленные на то, чтобы поставлять высококачественную продукцию. Необходимо не только проведение сертификации (испытания типовых образцов) непосредственно продукции, но и применение системы менеджмента качества, базирующейся на нормах международных стандартов. Разработка системы менеджмента качества на базе этих норм способствует сокращение количества правил и норм, с которыми изготовитель должен считаться.
Целью системы менеджмента качества является удовлетворение требований заказчика экономически целесообразными средствами.
Кроме систем менеджмента качества прилагаются усилия по внедрению систем менеджмента экологии. Целью этого является: экономия ресурсов, обеспечение сохранности окружающей среды, внедрение оптимальных технологий. Для создания систем экологического менеджмента созданы стандарты ИСО 14000. Стандарты этой серии ориентируют предприятия на внедрение экологического менеджмента, а не отдельные нормы объема выбросов. Их использование предусматривает соблюдение определенных процедур, принятие соответствующих документов и создание системы ответственности за экологизацию производства.
От редактора
Если бы взаимосвязь между экологичностью и выгодой была более прямой, то продвижение экологических стандартов в бизнес шло бы значительно веселее. Если экономия, которую позволяет получить экологичное светодиодное освещение очевидна, то в общем случае это неочевидно.
Решение о разработке стандартов ИСО 14000 явилось результатом Уругвайского раунда переговоров, приведшего к созданию ВТО, и Конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году.
Рассмотрим в качестве примера отечественную автомобильную промышленность на пороге вступления в ВТО. Чтобы быть конкурентоспособным, необходимо особое внимание уделить проблемам сертификации и проблемам экологии самих автомобилей и производств. С каждым годом экологические требования в развитых странах стремительно возрастают. И отставание в этом вопросе может привести к очень печальным последствиям, когда транспорт, нарушающий принятые нормы, просто не сможет выйти на дороги цивилизованных стран. Для повышения качества отечественной автомобильной техники возможно при внедрении на предприятиях системы менеджмента качества, основанной на международных стандартах серии ИСО 9000 и их приведение в соответствие с требованиями стандарта ИСО/ТУ 16949:2002 "Системы менеджмента качества. Особые требования по применению стандарта ИСО 9001-2000 в автомобилестроении и организациях, поставляющих соответствующие запасные части".
Этот стандарт возник в результате сотрудничества национальных объединений автопроизводителей (из Германии, Франции, Италии, Японии) и технического комитета ИСО/ТК 176, занимающегося системами менеджмента качества. Первыми требования к своим поставщикам документально оформить и внедрить эффективную систему менеджмента качества предъявили участники "большой тройки" автопроизводителей из США - Крайслер, Форд, Дженерал моторс. Ранее каждое предприятие имело свое собственное представление о системе менеджмента качества своего поставщика. Впервые стандарт QS-9000 (позднее ставший ИСО/ТУ 16949) применен в Северной Америке для всех внутренних и внешних поставщиков "большой тройки". Польза от внедрения этого стандарта в том, что между многочисленными органами по сертификации были достигнуты соглашения о проведении сертификации по единому стандарту.
Внедрение этого стандарта является одним из условий для успешного привлечения иностранных инвестиций. Так, например, ОАО "АВТОВАЗ", организовав СП с General Motors Corp., требует от своих поставщиков именно этого. Другие иностранные компании, собирающиеся инвестировать свои средства в отечественные предприятия, также при ведении переговоров обычно начинают именно с этого вопроса.
Сегодня вопрос стоит так - или в течение 6-7 лет российские предприятия автомобильной промышленности будут реконструированы, качество выпускаемой продукции будет доведено до мирового уровня, или через 7-8 лет на российских дорогах не останется российских автомобилей.
В мировой экономике постепенно формируются единые стандарты менеджмента, что заставляет российские предприятия, которые не желают быть аутсайдерами на общем рынке, решительно менять привычную систему управления.
Также необходимо отметить, что политический конфликт между странами со сложившимися стабильными торговыми отношениями менее вероятен. Люди, которые более обеспечены и благополучны, проявляют меньше склонности к конфликтам.