Наставничество в банке. Обучение на рабочем месте
Наставничество является кадровой технологией, обеспечивающей передачу посредством планомерной работы знаний, навыков и установок от более опытного сотрудника — менее опытному. Наставничество — это образовательный процесс на рабочем месте.
На семинаре будет рассмотрен процесс наставничества и менторинга в банке. В качестве показательного примера будет рассмотрен Стандарт наставничества Сбербанка. В Сбербанке с 2011 г. реализуется «Программа развития руководителей высшего звена», с 2015 года действует корпоративный стандарт наставничества. Определены основные этапы и элементы взаимодействия наставника и подопечного, методология развития подопечного в процессе наставничества. Наставничество в Сбербанке строится и отслеживается в трех ракурсах: как система работы, как бизнес-процесс организации и как процесс взаимодействия наставника и подопечного. Каждый руководитель Банка выступает в роли наставника для своих подчиненных; наставники проходят обязательную подготовку в Корпоративном университете по инструментам индивидуального развития сотрудников. Организационную и методическую поддержку обеспечивает департамент по работе с человеческими ресурсами. Разработаны методические пособия для наставников, сформированы комплекты материалов (адаптационная книга, методички, памятки), которые наставник использует для обучения сотрудников.
Цель курса повышения квалификации
- Развитие у участников навыков обучения сотрудников банка в процессе работы.
- Формирование представления о том, как создать систему передачи опыта и профессиональных знаний внутри банка.
- Развитие компетентности руководителей банка в области внедрения изменений (лучших практик и технологий работы), в том числе на примере Стандарта наставничества Сбербанка.
В программе курса повышения квалификации
1. Особенности построения системы наставничества в банке. Этапы работы
- Разработка плана проекта и процедур, формирование бюджета, анализ опыта коллег сторонних банков, дочерних банков, адаптация необходимых материалов
- Выбор пула наставников и проведение их обучения, составление индивидуальных планов работы
- Выбор пилотных городов / отделений банка
- Проведение fresh-up тренингов (продажи и качество обслуживания) для сотрудников розницы
- Присутствие наставников в пилотных отделениях банка, наблюдение за работой сотрудников, обратная связь по итогам работы, обучение элементам наставничества директоров отделений (определение продолжительности пилота, проведение мониторинга процесса);
- Анализ результатов пилота, оценка наставников и обучаемых, коррекция плана внедрения системы наставничества
2. Реализация системы наставничества в региональных центрах
- Определение профиля наставника (примерный профессионально-психологический портрет), отбор наставников, обучение, тестирование наставников, отбор лучших кандидатов
- Обучение сотрудников розницы (продажи и качество) и руководителей розничных отделений (продажи, тренинги для тренеров и наставничество)
- Внедрение системы наставничества в отдельно взятом отделении и дополнительное обучение директора отделения
- Постоянный мониторинг работы наставников
3. Критерии наставника
- Наличие знаний и опыта работы
- Умение передавать знания
- Личное желание
- Влиятельность
- Ответственность и организованность
4. Наставничество как система
- Инструмент руководителя
- Часть культуры
- Менторинг. Принципы работы менторов
- Часть HR Цикла
- Развитие сотрудников
5. Инструменты Наставничества и Менторинга
Развитие управленческих и корпоративных компетенций
- Обратная связь
- Инструменты коучинга
- "Тень руководителя"
- Изучение ситуации из Бизнес-практики
- Рассказ истории
Развитие профессиональных компетенций
- Обратная связь
- "Тень руководителя"
- Изучение ситуации из Бизнес-практики
- Обучение действием
- Совместная деятельность
- Личный пример
Адаптация
- Обратная связь
- Совместная деятельность
- Личный пример
- Партнерское общение
- Рассказ истории
- Инструктаж
Обратная связь как "сквозной" инструмент развития и форма развивающего диалога
6. Форматы обучения инструментам Наставничества и Менторинга
- Индивидуальные консультации
- Тренинги
- Конференции
- Дистанционное обучение
- Информационная поддержка (Методическое пособие наставника + шаблоны документов)
7. Методология Наставничества / Менторинга
Этап 1. Подготовительный
- Знакомство
- Введение
- Согласование целей Наставничества
- Формат взаимодействия
- Формализация, документирование целей
Этап 2. Процесс наставничества
Развитие Подопечного
- Консультирование и поддержка
- Обратная связь
- Коучинг
- Прямая передача опыта
- Совместные проекты
- Стажировки
- Обсуждение текущих результатов
- Обратная связь
Этап 3. Результаты Наставничества
- Оценка эффективности наставничества / менторинга
- Оценка Подопечного и Наставника/Ментора
- Обратная связь друг другу
- Последующий план действий Подопечного
8. Оценка эффективности системы наставничества:
- Повышение эффективности работы
- Преемственность знаний
- Формирование новых лидеров
- Формирование корпоративной культуры (ценности: Я - лидер, Мы - команда).
- Трансляция ценностей напрямую от Наставников Подопечным
Ответы на вопросы. Практические рекомендации.
Результат посещения курса повышения квалификации
В результате тренинга участники смогут:
- Наращивать потенциал сотрудников через постановку развивающих целей.
- Внедрять практики, повышающие результативность, в работу своих специалистов.
- Проводить эффективное обучение с минимальными затратами (времени, сил и средств).
- Усиливать мотивацию сотрудников к работе.
- Видеть зону ближайшего развития своих подчиненных.
- Внедрять ценности обучения и саморазвития в корпоративную культуру своего подразделения.
Для кого предназначен курс повышения квалификации
Руководители отделов обучения и развития персонала банков, кредитных учреждений, тренинг-менеджеры банков, линейные руководители банков.
Документ по окончанию курса повышения квалификации
Преподаватели курса повышения квалификации
Обучение проводит ведущий бизнес-школы с большим опытом работы по указанной теме. Точная кандидатура ведущего определяется ближе к дате проведения. Уточняется по завпросу.
Отзывы
Похожие курсы
