Все чаще нам приходится слышать: «Ты не умеешь управлять своими эмоциями, отсюда все твои проблемы. Воспринимай все спокойнее, не бери в голову». А возможно ли это?

Давайте попробуем разобраться, что значит уметь управлять эмоциями. Как этому научиться, и можем ли мы вообще управлять эмоциональным накалом, или это умение нам дается при рождении, и выражается в «толстокожести» и умении не реагировать на негативные эмоции других людей? Оказывается – можем! И это умение называется психологами - эмоциональным интеллектом (EQ).

Нам давно известно понятие уровень интеллекта, так называемый IQ. Так вот, в то время, как IQ человека практически не меняется на протяжении всей жизни, эмоциональный разум (EQ) продолжается постоянно развиваться. Специалисты-психологи считают, что именно уровень эмоционального интеллекта определяет успешность или неуспешность руководителя. Способность понимать себя и других людей, контролировать свои и чужие эмоции, формировать сплачивать и мотивировать команду на достижение цели – все эти навыки определяются эмоциональным уровнем развития человека.

Впервые термин EQ (эмоциональный интеллект) был введен в 1995 году социологом Дэниэлем Големаном. Позже специалисты разработали инструменты для оценки эмоционального потенциала. Пока услуги по оценке уровня эмоционального интеллекта более востребованы американскими топ-менеджерами. Многие российские руководители не видят прямой рациональной зависимости успешного развития карьеры от умения управлять своими эмоциями. Успешные бизнесмены, конечно, управляют своими эмоциями и эмоциями своих подчиненных, но делают это скорее неосознанно.

Честность по отношению к собственным чувствам порождает позитивное мышление и огонек в глазах. Этот огонек становится харизмой. Окружающие тянуться к такому человеку, хотят с ним работать. Хотя сотрудников чаще нанимают вначале ради их специфических профессиональных навыков, но на более высоких уровнях организационного развития именно эмоциональный потенциал отличает успешную карьеру от карьерного застоя.

Возможны три этапа развития эмоционального интеллекта.

Первый – это познание самого себя. «Подчинение корпоративным правилам часто стирает различие между собственными чувствами и тем, чего ожидают от человека коллеги по работе. Как результат – верх берет «ложное я», этакая карикатура на некоего «хорошего служащего». Это «ложное я» похоже на мужчину, который, примеряя в магазине новый костюм, спрашивает у жены: «Как ты думаешь, дорогая, мне бы он понравился?» – пишет в своей книге «Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта» профессор де Врис.

Следующий шаг в развитии эмоционального интеллекта – это умение управлять своими чувствами и эмоциями. Лидеры, неправильно управляющие своими эмоциями, создают каскадный эффект, достигающий самых низших уровней организации. В одной восточной мудрости сказано: «Если в порыве злобы вы ударите по камню, вы повредите свою же ногу». Но это вовсе не означает тотальной сдержанности и замкнутости. Успешный лидер умеет в равной степени произносить эмоциональные речи и устраивать разнос своим подчиненным. Но при этом он также должен быть готов воспринимать проявление различных, в том числе отрицательных, эмоций со стороны своей команды. Однако чувствовать команду многим руководителям мешает сконцентрированность на самом себе. Со временем и опытом у руководителей вырабатывается способность сверять чувства окружающих с некими общими эмоциями, которые, как у большого организма, есть в каждой организации.

Третьим этапом развития EQ может стать шаг к научению следующим навыкам:

Активно слушать. Умение слушать – это намного больше, чем просто молча ждать своей очереди высказаться, время от времени кивая головой. Активные слушатели заняты только одним делом, – они полностью участвуют в том, что было сказано.

Слушать глазами. Второй навык – восприятие жестов – в общем-то тоже относится к умению слушать. Но он еще помогает доносить собственные мысли.

Адаптироваться к эмоциям. У каждого эмоционального состояния есть положительная и отрицательная сторона. Взять, к примеру, гнев. Хотя он отдаляет от окружающих, мешает критической самооценке и парализует тело, он, кроме того, служит защитой от самолюбия: создает чувство справедливости и побуждает к действиям.