Хорошо, когда наши сознательное и бессознательное не противоречат друг другу, будучи схожими множеством мотивов и устремлений, в том числе и самым непростым — сексуальным. Но это, к сожалению, недостижимый идеал просветленного и успокоенного мудреца. В нашей же повседневной жизни в мегаполисе — чем более интенсивна наша жизнь, чем больше у нас задач, тем больше мы уходим жить «в голову», в рамки, как положено и что от нас требуется, посвящаем себя органайзеру и правилам. А тело, соответственно, остается предоставлено самому себе. И куда-то на задворки бессознательного оказывается запрятан и тот самый сексуальный мотив, который не вписывается ни в какие органайзеры. Да и сама по себе сексуальная жизнь у офисных работников, чего уж тут скрывать, сплошь и рядом оставляет желать лучшего.

И соответственно, эта недорастраченная сексуальная энергия начинает просачиваться из бессознательного сквозь щели, порождая очень интересные эффекты, которые мы с моим коллегой Андреем Кенигом назвали «офисная фрейдомания». В этой шутливой ссылке на учение Фрейда на самом деле много и серьезного.
 
Сейчас мы без мыла влезем!
 
С чего это все началось? Однажды мы с Андреем вели тренинг по переговорам, все участники были в костюмах и относились к делу совершенно серьезно. Там было много упражнений, где группа делилась на две команды, чтобы потренироваться проводить переговоры. Почему-то однажды группа решила разделиться на команду мужчин и команду женщин. И как только они так разделились… угадайте, что произошло? Да! Их решения и действия в игре остались теми же. Но вот вся невербальная коммуникация резко изменилась! Интонации, позы, словечки, рисунки… Мы все это снимали на видео и потом все вместе проанализировали. С одной стороны (догадайтесь, какой!) послышались такие реплики: «Сейчас мы без мыла влезем! Cейчас мы им вставим по первое число!» Речь шла о победе в переговорах, казалось бы, но энергия била, как у подростков, которые собираются на дискотеку. И команда ребят стала расхаживать, засунув руки в карманы, производя акцентированные движения бедрами. Причем это все происходило бессознательно — голова у них была занята упражнением.
 
С другой стороны, девушки такими словами не бросались. Они говорили о том, «как бы нам все-таки достичь взаимного…» — тут они делали паузу, облизывались и продолжали: «…удовлетворения от проекта». Это, кстати, не преувеличение — когда мы им показывали потом запись, они искренне хохотали. Но кульминационный миг на самих переговорах настал, когда девушка, возглавлявшая делегацию, вышла вперед. Сначала она сняла очки и начала машинально поглаживать себя по волосам. Потом, обсуждая совершенно серьезные вещи, она стала водить дужкой очков по лицу. Когда страсти стали накаляться, она взяла ручку в руки и, не замечая, стала совершать ею характерные возвратно-поступательные движения. В этот момент надо было видеть, как у мужчин-противников вся деловая информация из глаз тут же улетучилась. Они перестали настаивать на своей позиции. Что-то с ними стало происходить в этот момент. Они почему-то краснели, потели и срочно отирали руками стулья. И в принципе все шло хорошо для девочек (да, для девочек — руководителей департаментов хорошо за тридцать), пока их лидер в пылу дебатов случайно эту ручку не сломала. Тут же по лицам представителей противной стороны как будто пролетела какая-то тень, и, как будто очнувшись от наваждения, они с удвоенной энергией, как коршуны, набросились на своих противников. И разгромили их подчистую.
 
Ищите знаки
 
В этот момент мы с Андреем и задумались о природе этого явления. Существуют бессознательные знаки тела, которые имеют совершенно сексуальный характер и несут второй смысл. Когда это происходит в природе, на танцах или в компаниях молодежи, это понятно. Но оказывается, это работает даже в офисе, в совершенно серьезной обстановке. То есть, пока деловая голова решает насущные задачи… тело, как оставшийся без присмотра подросток, начинает свою игру.
 
Потом мы стали проводить исследование и поняли, что, как бы ни была внешняя жизнь офиса структурирована и скучна, вторым ее планом пышно цветет флирт, двусмысленные замечания, игривые жесты. «Девочки! то тут у вас упало? Сейчас у меня все встанет!» — заходит, потирая руки, молодой программист в офис к 50-летним бухгалтерам. Те хихикают, стреляют глазками, но в итоге работают после его ухода явно с лучшим настроением.
 
Если мы посмотрим, что происходит в курилке, где все по определению немного расслабляются и распускают галстуки, то там разговоры обычно и происходят именно в таком тоне. Девушки томно переминаются с ноги на ногу, то разводя руки и открывая бюст, то перекрещивая руки на груди и закрывая его, привлекая к себе внимание. Касаются руками украшений, цепочек на груди. Сережек, которые можно теребить, открывая шею. Хорошо, если они это осознают! Если мы выключим звук, это будет точная копия игры самок с самцами в предбрачный период. Но! На девушке при этом деловой костюм, деловой стиль, и она может категорически возражать, если вы заподозрите в ее поведении сознательное намерение соблазнить офисного самца и товарища по кабинету.
 
К деловым костюмам и дресс-коду изначально прибегают именно для этого — чтобы лишить человека пола. Поэтому используется одежда унисекс, пиджаки. Но на самом деле чем больше тела закрыто, тем больше простора для воображения, которое еще и стимулируется бессознательными реакциями. Женщине в пиджаке, застегнутом на все пуговицы, никто не мешает одну руку поглаживать другой, и ее собеседник-мужчина может нечаянно представить, что на этом месте могла бы быть его рука. А мужчина, который сидит за чашкой кофе и, задумавшись, нежно проводит пальцами по ее ободку, может неожиданно вызвать в голове у девушки картину поглаживания чего-нибудь другого. «О, — подумает она вдруг, — почему это я никогда не обращала внимания на этого Гвоздева? А он очень даже интересен!»
 
Игра смыслов
 
Обычно флирт происходит бессознательно, а «фрейдоманией» мы бы назвали это, когда человек понимает, что делает. Идея Фрейда была в том, что либидо — это не только энергия секса, это еще и энергия творчества, вообще жизненная энергия. И поэтому, как только мы ее «накачиваем» в атмосферу в коллективе, она потом чудесно реализуется в проектах, в работе. Чем более творческий коллектив, тем больше в нем такой игры. Однажды я работала с коллективом журналистов, где не было ни романов, ни флирта, ни скандалов, все было тихо-мирно, но и атмосфера была на редкость заунывная, в семь часов все ставили точку посреди фразы и убегали домой. Потому что в офис они приходили отбывать повинность, а настоящая жизнь начиналась для них за его пределами. Я ни в коем случае не призываю к служебным романам и разводам, но атмосфера флирта, по крайней мере, делает офисную жизнь более человеческой. Очень важно, чтобы офисный флирт оставался безобидной игрой и не переходил в отношения.
 
И кстати, человек-«фрейдоман», если он не переходит границы смысла и вкуса, остается надолго в памяти окружающих, потому что у них включаются эмоции.
 
Ольга должна была по телефону объяснить менеджеру, как пройти к ним в офис. Совершенно банальное занятие. Но он сказал такую фразу: «Хорошо, давайте мы будем с вами делать это по телефону, вы будете говорить, а я буду рукой туда-сюда водить!» Она вздрогнула: «В каком смысле?» Он: «Ручкой рисовать дорогу! Рассказывайте!» В этот момент возникла игривая нота, которая сократила дистанцию между ними.
 
Инструмент манипуляции
 
Соответственно, манипулятор замечает, реагирует человек или нет на второй смысл. И если его тело бессознательно готово откликнуться, то и он сам, скорее всего, может не устоять перед интересными провокациями.
 
Если вы не хотите в этом участвовать, вам и не обязательно! Но мало просто не поддерживать игру, «фрейдомана» вы просто так не выключите. Поэтому если вы планировали сосредоточиться на цифрах, пользуйтесь его же техникой: «Знаете что! У вас, конечно, большие… амбиции, но сейчас их надо… спрятать подальше! Достать… мозг и работать им! Поэтому давайте посмотрим числа!»
 
Или однажды мы пошли на переговоры, где заказчик ставил задачу так: «Как нам научиться отказывать клиенту, чтобы у него не создалось впечатления об импотенции нашей компании?» Нам пришлось говорить с ним на его языке: «Значит, мы вам сейчас предложим либо виагру, которая поднимет имидж, либо научимся красиво отказывать еще на предварительной фазе, создавая иллюзию конкуренции». То есть мы подхватили эту метафору и, соответственно, развернули ее в другую сторону.
 
Мария пришла на работу в серьезном декольте. А коллега ее остудил тем, что страшно заинтересованно вперился в вырез взглядом и спросил восторженно: Что это у тебя там?» И когда она кокетливо опустила глаза, продемонстрировал старую детскую шутку: схватил ее за нос. Она на него смертельно обиделась, я думаю, что именно потому, что он к ней не приставал и перевел ее «фрейдоманский» аргумент в шутку.
 
С другой стороны, подобные двусмысленные реплики не стоит принимать всерьез и на свой счет. То есть одного того, что мужчина замечает, что вы женщина, недостаточно, чтобы он был обязан на вас жениться. В отличие от Америки, где каждая такая шутка воспринимается настолько всерьез, что sexual harrasment может быть предметом судебного иска. Безобидный флирт в офисе — это не «харрасмент», это просто способ поднятия тонуса в городском хаосе.
 
Кстати, по этому пути идут и многие авторы рекламы: слоганы с подтекстом запоминаются гораздо лучше, а значит, достигают своей цели гораздо эффективнее. Какой текст сработает лучше: «Вам сделают это в четыре руки!» или «Салон маникюра оказывает услугу одновременного проведения маникюра и педикюра»? Что больше привлечет внимания? «У твоего соседа уже стоит. А у тебя?» — имеется в виду спутниковая антенна. Надпись на ресторане: «Теперь мы делаем миньон». А скандальная реклама пылесоса, который свою работу делает за копейки? Посчитали, что авторы перешли границы приличия, и рекламу сняли, но на нее обратили внимание все!
 
Потому что если вы «синий чулок» и убедили себя в том, что «секса у нас нет», это не значит, что ваше тело думает так же. Поэтому, будь это способ поднять настроение или же попытка манипуляции на том, что ваше тело еще не забыло свою половую принадлежность, в любом случае полезно знать, как это работает. Итак… пора проверить — а стоит ли… фрейдоманский фильтр действительности в вашем офисе?
Авторы: Т. Мужицкая и И. Белашева