Три вопроса Резерфорда Черномырдину
Приобретение опыта в стратегическом пространстве складывается из ответов на три простых вопроса проверенных временем. Что я (или мы) нового заметил (заметили)? Что я (мы) нового понял (поняли)? Что я (мы) нового сделал (сделали)? Скажете, просто? Попробуйте осмелиться и задать эти вопросы в любой успешной, считающей себя «развивающейся», организации. Увидите, какие будут ответы. Особенно, если к последнему вопросу добавите – «…из того, о чем вас никто не просил». Боюсь, чаще всего ответом будет: «Новое это хорошо, но это - не наш функционал». Офисная интеллигенция тем-то и отличается, что живет в пространстве функционала.
Чтобы понять, откуда взялись именно такие стратегические вопросы, мы продолжим разговор о том, кто эти вопросы задает – о стратеге.
Собственно, стратег - это человек, бегущий «впереди паровоза», тогда как вся теория едет в пятом вагоне. То есть, вы сделали что-то, чего еще никогда в мире не было. Вы организовали систему по производству нового фабриканта, как говорил Генри Форд - старший или первый. Только потом придут специалисты и опишут ваш опыт. Затем кто-то его осмыслит и превратит в теорию или «лучшую практику». И лишь на пятом шаге о вашем опыте начнут рассказывать всем остальным. Вы этим заниматься не будете – вам просто некогда, да и неинтересно. Вам, как стратегу, интересно другое.
Посмотрите на многие бизнес-бестселлеры: разрыв между выходом «у них» и у нас в среднем два-три года. Прибавьте к этому еще два–три года, ушедшие на описание, теоретизацию и производство книги – вот вам и отставание в пятилетку. Вы помните, что вы делали три года назад? А пять? Вот-вот: они уже забыли, а мы только начинаем осваивать.
Во многих наших деловых газетах пишут о западных гуру консалтинга как о знатоках современного бизнеса. Это, конечно, важно – для офисной интеллигенции. Наиболее продвинутые из них расскажут вам о тенденциях в бизнесе. Но проще и быстрее, если вы поговорите не с теми, кто про тенденции знает, а с теми, кто их создает. Общеизвестно, что многие инновации создавались в сараях или гаражах. Когда вам в последний раз презентовали западного гуру из сарая? Не помните? Я тоже.
Но вернемся к происхождению трех вопросов. В какой-то момент в лаборатории Эрнста Резерфорда работали шестеро будущих лауреатов Нобелевской премии в области физики. Собрались специалисты, чей совокупный опыт в этой сфере превосходил знания по этому вопросу у всего остального населения Земли. Каждую неделю, по средам, они собирались и обсуждали итоги своей работы. В конце концов, они сошлись именно на этих трех вопросах: «Что нового мы заметили за прошедшую неделю?», «Что нового мы поняли?» и «Что нового мы сделали?». Поэтому эти три вопроса сформулированы людьми, бегущими впереди паровоза.
Как вы знаете, любые проблемы, объекты, процессы или явления могут быть описаны в двух подходах: иррациональном – образном, художественном и рациональном – логическом, научном. Вот еще две принципиальных цитаты на уже затронутую нами тему: «Жизнь на десять процентов состоит из того, что вы в ней делаете, а не девяносто - из того, как вы ее принимаете» (Сомерсет Моэм) и «Опыт это не то, что с нами происходит. Опыт – это то, что мы делаем с тем, что с нами происходит» (Альберт Эйнштейн). Как мы видим – все великие говорят об одном и том же.
Что произойдет, если не задавать себе стратегические вопросы? За ответом далеко ходить не надо. У вас разовьется синдром Черномырдина: будете хотеть как лучше, а получаться будет как всегда… И какое чувство у вас теперь вызывает фраза «опытный руководитель»?
Итак, есть три главных барьера в любом стратегическом начинании, или к ним можно свести все их множество: барьер наблюдения, барьер понимания и барьер действия или реализации. Эти барьеры помогают преодолеть три стратегических вопроса. И стратег упражняется в ответе на них каждую неделю. По средам.
Великий комбинатор – частный случай
Все, я думаю, знают поговорку «Не говори гоп, пока не перепрыгнешь!». Но не все слышали ее продолжение: «А коли перепрыгнул и сказал гоп, – посмотри куда вскочил». Приняв стратегическое решение и реализовав его, вы попадаете в пространство, в котором нет ни законов, ни правил. Точнее, они есть, но вы о них еще не знаете.
В быту такую ситуацию не надо путать с «синдромом Остапа Бендера», который и не знал, что на 18 досках играл испанскую партию, а в оставшихся 12 черные защищались от великого комбинатора хоть и устаревшей, но достаточно эффективной защитой Филидора. Это другой синдром – синдром «умного дурака». О нем Эрнест Резерфорд писал так: «Мы делали больше, чем понимали». Но быть «умным дураком» противоестественно и очень затратно. Умный – потому что сообразил, смог, добежал, допер. Но дурак, потому как до конца не понимаешь, куда вскочил и как все будет развиваться дальше…
Стратегия - это работа не просто в зоне дискомфорта, это постоянная жизнь в «зоне смерти». Но это уже совсем другая тема.
Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 06-03-00588а.
Начало статьи от 06.10.2006 г.