Вы просто не заметили, что были очень богаты
Предприятие без ясной и эффективной стратегии развития - это не бизнес, а набор активов, отягощенных обязательствами. Пытаясь сохранить контроль над своей собственностью, владельцы большинства предприятий вынуждены наблюдать, как их собственность превращается в руины, не предпринимая никаких действий, за исключением безрезультатных попыток убедить правительство помочь либо деньгами, либо гарантиями. При этом они не в состоянии трезво оценить то, что резерв времени уже исчерпан. С каждым днем предприятия теряют свою конкурентоспособность и стоимость, и тот, кто первый обеспечит привлечение капитала, завтра займет лидирующее положение в отрасли. Те собственники предприятий, которые в ближайшей перспективе не сумеют этого сделать, обречены потерять все.
Причин, препятствующих привлечению капитала посредством размещения акций, множество. Рассмотрим две основные группы. Первая - технические причины, например несовершенство налогового законодательства и механизмов защиты прав инвесторов, коррупция и бюрократия, национальные стандарты финансовой отчетности, сложность процедур подготовки предприятия к взаимодействию с инвесторами, трудности с обеспечением механизмов выхода инвестора.
Вторая - психологические: страх управляющих и существующих собственников потерять контроль над предприятием или лишиться занимаемых сегодня позиций, а иногда и "левых" доходов. Практический опыт показывает что, несмотря на все трудности, технические проблемы сегодня преодолимы. Наибольшие проблемы возникают на личностном уровне. Зачастую причинами этих проблем являются заблуждения. Руководители просто не понимают, какие возможности и угрозы сегодня реально существуют. Следует также подчеркнуть, что процесс подготовки предприятия к привлечению капитала посредством размещения акций требует от менеджмента предприятия проведения серьезных преобразований, которые позволят убедить инвесторов, продемонстрировать высокий потенциал роста и способность менеджмента его реализовать.
Четыре составных части
К сожалению, проводимая сегодня государством инвестиционная политика в промышленности не только не конструктивна, но более того - контрпродуктивна. Безответственные обещания помочь промышленности - в условиях дефицита бюджета и суммарной потребности в капитале, превышающей триллион долларов, - привели практически к полной потере конкурентных преимуществ массой российских предприятий. Тысячи директоров сидят в анабиозе, ожидая, что произойдет чудо и Добрый Президент всем поможет.
С другой стороны, наблюдаются попытки превратить правительство в инвестиционный банк. По условиям конкурса Минэкономики гарантии по займам или прямое бюджетное финансирование предоставляется проектам, имеющим наиболее высокую рентабельность и минимальные сроки окупаемости. Сама идея реализации государственной инвестиционной политики в такой форме изначально порочна. Российское государство с готовностью берет на себя риски по финансированию обычных коммерческих проектов, что считается недопустимым в странах с рыночными экономическими системами. Другое дело, если бы речь шла об инфраструктурных, военных, социальных или научных проектах, имеющих стратегическое значение для государства, но по различным причинам не способных обеспечить финансирование из коммерческих источников. Возвратность по связанным кредитам, выданным под гарантии правительства России, составляет всего 16%. Не доходность, о доходности не имеет смысла и говорить, а возвратность. Для примера: профессиональный фонд прямых инвестиций обычно обеспечивает доходность на вложенный капитал не менее 25% годовых, причем работают в фонде с капиталом в 100 млн. долларов США не более 25 - 30 квалифицированных специалистов. Сравните, сколько человек занято в нашем правительстве принятием безответственных, судя по статистике, инвестиционных решений. Самое же главное, что - в отличие от фонда или банка - вы не найдете ответственного за принятые государством инвестиционные решения.
Правительственные документы базируются на странном представлении об инвестиционном рынке, принципиально отличающемся от общепринятого. Вероятно, корни проблемы кроются в том, что чиновники, ответственные сегодня за инвестиционную политику государства, - это бывшие специалисты по капитальному строительству. Так называемые капитальшики представляют инвестиционный рынок как совокупность следующих сегментов: рынок инвестиционных проектов, рынок оборудования, сырья и материалов, рынок трудовых ресурсов в капитальном строительстве, а также фондовый рынок. Фундаментом системы считается финансово-кредитный рынок. Этот винегрет кладется в основу государственной политики и трансформируется в виде постановлений и нормативных актов по всей стране.
Но не может быть эффективной политики, основанной на ложных представлениях. Только хорошо представляя себе структуру инвестиционного рынка, его ключевые элементы и процессы, правительство может создать действенную программу по стимулированию инвестиционной активности.
Можно выделить четыре основных участника фондового рынка: предприятия - эмитенты ценных бумаг, индивидуальные инвесторы, институциональные инвесторы и профессиональные участники. Государственная инвестиционная политика в промышленности должна быть направлена на развитие деятельности этих основных участников рынка и его инфраструктуры.
Хуже всего дело обстоит с эмитентами. Со времен массовой приватизации практически нет новых эмиссий акций, а если таковые и проводятся, то чаше всего не для привлечения дополнительного капитала. Фондовый рынок должен выполнять не только роль источника капитала, не менее важным является то, что он должен обеспечивать наиболее логичный и эффективный механизм выхода инвестора из проекта посредством продажи акций на фондовом рынке. Невысокая ликвидность рынка приводит к потере интереса инвесторов. Объемы операций на рынке средних компаний в РТС-2 сегодня ничтожны, а представленные в торговой сети компании скорее мертвы, чем живы. Самое важное в государственной политике по отношению к предприятиям - это ясный и однозначный посыл, что коммерческие проекты впредь будут финансироваться исключительно из коммерческих источников. Если и помогать предприятиям, то такими методами, как:
- гарантии по займам в случае способности предприятия разместить акции на сумму, превышающую 50% потребности в дополнительном капитале, без учета собственных средств;
- гарантии на выкуп акций инвесторов по рыночной стоимости через определенный период времени (три-пять лет) - как временная мера на период становления фондового рынка.
Правительство должно стимулировать процессы эмиссии акций для привлечения долгосрочного капитала в промышленности, содействовать предприятиям в подготовке к взаимодействию с инвесторами, а также обеспечить профессиональную поддержку процессов подготовки и размещения акций предприятий.
С индивидуальными инвесторами также проблемы. Огромный ресурс, так и не вовлеченный в инвестиционный оборот. С одной стороны, граждане страны очень напуганы многочисленными пирамидами и обманами. С другой - им просто нечего покупать. То, что им предлагается сегодня, не всегда для них понятно. Представьте себе ситуацию, когда житель Москвы имел бы возможность приобрести акции эффективно функционирующего и известного промышленного московского предприятия. Объект инвестиций был бы для него более понятен и близок. Кстати, что бы произошло с акциями этого предприятия после 17 августа? Вероятно, они бы выросли в цене, так как многие промышленные предприятия в результате девальвации значительно улучшили свои показатели даже в сопоставимых ценах. Функционирующих сегодня взаимных фондов и фондовых центров совершенно недостаточно.
Появление активных и привлекательных эмитентов, а также целенаправленные действия правительства по созданию надежных механизмов защиты прав инвесторов, без сомнения, обеспечат приток капитала в Россию.
(окончание статьи, начало от 10.11.2006)