К развитию или покою?

Все в физическом мире стремится к покою. Колебания маятника затухают, предмет падает вниз, сытое животное спокойно отдыхает, рыба ищет тихую заводь, чтобы тратить меньше энергии на борьбу с течением. Человек – единственное живое существо, которое сознательно и без видимой биологической причины сопротивляется энергии угасания. Преодоление доставляет человеку удовольствие, покорение мира дает ему ощущение собственной мощи, мастерства, силы, значимости и просто удовольствия.

Почему это происходит? Что толкает человека вперед и вверх?
Может быть, наш пытливый ум, который питается информацией, живет новизной, получает удовольствие от осознания новых своих умений? И что происходит, если новизны нет, если все в работе уже известно? Тогда мозг засыпает. И тогда нам скучно, мы ничего не хотим, жизнь кажется тусклой, бессмысленной. Бег по кругу навевает тоску.

Справедливости ради надо сказать, что не каждому новизна нужна и интересна. Кто-то как раз получает удовольствие от однообразной, рутинной деятельности, которая дает ощущение комфорта и покоя. Как правило, эти люди выбирают профессии, где много однообразных процедур, причем иногда простых, а иногда довольно сложных.

Если сравнить развитие со спиралью, то, можно сказать, что они двигаются одному из витков спирали, находя удовольствие в разнообразии возникающих на этом уровне событий.

А если вы испытываете тоску от того, что видите одни и те же лица, выполняете одни и те же действия, заполняете одни и те же документы, а то, что лица разные, не приносит вам ощущения новизны - то, вероятно, вы относитесь к людям творческого типа, стремящимся к постоянному усложнению собственной картины мира.

Профессия продавца в этом смысле уникальна. Она позволяет, как получать удовольствие от различных людей и ситуаций (движение по горизонтали), так и от расширения «карты смыслов» (движение по вертикали).

Прокомментируем сей феномен. Всем известны любители женских романов или детективов, которые поглощают одну книгу за другой, наслаждаясь разнообразием и в то же время определенной предсказуемостью сюжетов.

А случалось ли вам прочитать одну и ту же глубокую книгу в юности и в зрелом возрасте? Замечали вы, насколько большее количество смыслов стало доступным вам? Ваше понимание замысла автора вышло на новый виток, что, вероятно, доставило вам колоссальное удовольствие.

Если вы относитесь к первому типу людей, то ваша задача – выйти на тот уровень профессионализма, который вы во всех отношениях считаете приемлемым для себя (количество зарабатываемых денег, получаемого удовольствия, позитивной энергии от работы, вложенных усилий и т.д.).

Если же вы относитесь ко второму типу, то необходимо продумать пути извлечения новых смыслов из своей работы. 

Как же извлекать из профессии эти новые грани понимания постоянно, чтобы не дать рутине поглотить себя, не дать себе заскучать? 

Как сделать работу интересной?

Можно подойти к решению этой задачи разными способами. Так, в японском менеджменте распространена практика освоения сотрудниками смежных профессий. Это дает ощущение новизны и понимания бизнеса в целом.

Тренинги с их новыми подходами освежают мысли и чувства, дают новый толчок к работе.

Различные курсы повышения квалификации дают ощущение профессионального роста. Главное, чтобы после каждого такого мероприятия появлялось ощущение развития, движения вверх.

Например, в риэлторских компаниях для повышения эффективности сотрудников применяется обучение в смежных областях знания, что расширяет кругозор продавца риэлторских услуг, его ролевой репертуар.

Так, компания приглашает искусствоведа, чтобы научить риэлторов рассматривать объекты недвижимости с архитектурной, исторической и культурной точек зрения. На занятиях речь идет и об архитектурных стилях, и об эпохах, и о тех смыслах, которые несли данные эпохи человечеству. Риэлтор может теперь не просто рассказать о метрах и этажах, но и приобщить клиента к культурной эпохе, что особенно важно при продаже элитной недвижимости, объектов «с историей».

А лекции специалистов по строительству? Развитие строительных технологий от древности до наших дней, знание физики и химии строительных процессов. Понимание массы строительных вопросов: дренаж, типы фундаментов, строительные материалы и их характеристики, перекрытия, виды крыш и кровельных материалов и т.д. и т.д. Все это дает риэлтору ощущение оснащенности, экспертной позиции, одновременно подогревая его собственный интерес.

А как много пищи дают мозгу тренинги по психологическим аспектам продаж: различные типологии клиентов, способы воздействия на их сознание, включая такие, как НЛП, Эриксоновский гипноз, гештальт-методики, психодраматические техники и т.д. и т.д. Каждая из техник является фильтром или определенным углом зрения на поведение клиента, что позволяет мозгу риэлтора насыщаться новой, интересной информацией.

А если рассмотреть продажу как спектакль? И поработать над своими ролями, а заодно над голосом, пластикой, выразительностью? Над созданием мизансцен и типичных сценариев? Творческие техники дают огромный заряд энергии, положительных эмоций, удовольствия, изменяют качество жизни.

А личностный рост? Усиление влияния, жизненной силы, драйва, которые дают различные лидерские программы?

Каждая из этих программ становится новым «новым фильтром восприятия», который показывает нам профессию под новым углом, удовлетворяет страсть к познанию, делает работу вновь притягательной и интересной.

Все это позволяет включать работу в общий контекст развития личности, делают профессию способом самовыражения.

Заключение

Развитие неисчерпаемо. И вряд ли мы доберемся до последнего витка спирали. Но каждый из них дает нам новую энергию к жизни. И в наших силах использовать ее.