Роль заминок и сомнений в распаковке информации о будущем.
Роберт Дилтс с соавторами в своей книге «Альфа-лидерство » уже писал о «слабых сигналах» - тех минимальных сигналах, которые помогают системе определять своё положение в бизнес-пространстве, и – «считывать» будущее.
Он пишет там о «кожном менеджменте», мультиплексном сканировании и контроле над неопределённостью, он пишет о распознавании паттернов в слабых сигналах и отключении белого шума. (Книга достаточно концептуальна для того, чтобы я рекомендовал её руководителям, но недостаточно практична, чтобы я рекомендовал её подчинённым.)
Мы поняли, что в этой книге Дилтса не хватает конкретных инструментов по отслеживанию слабых сигналов и извлечению информации, о которой они сигнализируют. Данная статья предоставляет читателю один из таких инструментов.
Внимание! Только для мудрых руководителей!
Действительно, есть крупные сигналы, как то: постановления правительства, законы, рост и падение акций, колебания на рынке, изменения в доходах, падение или рост продаж, значимое изменение числа посетителей, данные маркетинговых исследований, заключения экспертов, разнообразные События, всколыхивающие спокойную и ровную до того ткань Реальности.
А есть слабые, малюсенькие сигналы, которые доступны лишь немногим талантливым людям, руководителям и бизнесменам. И во многом именно своевременная доступность этих микро-сигналов определяет успешность бизнеса (хотя, материал данной статьи можно использовать не только для прогнозирования будущего в бизнесе).
Наше бессознательное великолепно умеет отслеживать тенденции.
Нашему сознанию отслеживание тенденций затруднено.
А интерфейс между сознательным и бессознательным у большинства людей находится в таком «нерабочем» состоянии, что добраться до результатов «измерения» окружающей реальности удаётся очень немногим.
Существует бесконечное количество методик развития интуиции и способности к чтению и «замечанию», отслеживанию вовремя минимальных сигналов из окружающего пространства. Мы хотим познакомить читателя с одним из них.
Великолепным источником слабых сигналов для руководителя являются … подчинённые.
Источником слабых сигналов о системе внутри Компании – в принципе, - любые Ваши подчинённые.
А источником минимальных сигналов о рынке, его тенденциях, о верности выбранной Вами политики (особенно стратегической) – «полевики», то есть, те, кто имеет непосредственный и ежедневный контакт с клиентами, покупателями, посетителями, поставщиками, и т.д.
Но необходимо учесть, что данные, «собранные» ими – хранятся у них часто «запакованном» состоянии, то есть, в их бессознательном, и их ещё необходимо «распаковать», то есть – вывести на осознаваемый ими уровень.
И опять же, размер статьи не позволяет нам указать все, или хотя бы даже основные признаки того, что подчинённый «собрал» необходимый и достаточный объём информации, который уже сложился в его бессознательном в качестве качественного вектора, или «рисунка», готового к «распаковке».
Интересная особенность:
Опытные подчинённые – как правило, носители минимальных сигналов о реальности вне Компании.
«Молодые», неопытные, новички – о реальности внутри Компании.
Всё просто.
Опытные, «старички» - адаптированы к реальности внутри Компании. Им недоступны мельчайшие нюансы колебаний процессов внутри Компании именно в связи с устойчивостью их положения в фирме. Они способны уловить лишь крупные (грубые) сигналы (изменения), либо – слабые сигналы об изменениях, которые могут значительно поколебать, нарушить их статус-кво.
«Молодые» же – не адаптированы во внутренней жизни и законах Компании. Их положение неустойчиво, поэтому любые, даже небольшие колебания или некачественность процессов или структуры внутри Компании создают им трудности и напряжения. Поэтому новички и некомпетентные сотрудники великолепно могут сигнализировать Вам о нарушениях или некоей некачественности процессов или структуры внутри фирмы. Информация же снаружи Компании новичкам и неопытным недоступна. Для этого необходим большой опыт, значительные массивы данных.
Как раз у опытных сотрудников есть доступ к массивам «данных» из внешнего мира. Поэтому их мы рекомендуем использовать в качестве источников информации о тенденциях рынка, и верности стратегической политики Компании.
Мы опишем всего лишь один, но самый мощный признак, сигнализирующий нам о том, что подчинённый «готов», и уже имеет доступ к слабым сигналам о тенденциях вне Компании.
Это … заминки.
Да, да, банальные заминки, которые «случаются» у любого подчинённого в момент, когда руководитель знакомит его со своими планами, когда руководитель даёт ему задание.
Итак, заминки. О чём же мы?
Для того, чтобы хорошо пользоваться предлагаемым нами инструментом руководителю необходим один простой навык. Навык наблюдения за своим сотрудником В МОМЕНТ отдачи распоряжения, задания или приказа.
Как правило, в момент отдачи распоряжения, или – когда руководитель делится со своим подчинённым своими планами, он (руководитель) озабочен только одним – чтобы сотрудник хорошо понял его. Начальник находится в режиме «передачи» информации, и редко – наблюдает за тем, каковы непосредственные, живые, и часто неконтролируемые реакции подчинённого в тот самый момент, когда тот «обрабатывает» информацию, получаемую от своего руководителя.
Это – МОМЕНТ ИСТИНЫ.
И, к сожалению, большинство руководителей именно этот момент пропускают.
Если подчинённый примет задание, если он выполнит его – ничего «страшного» не произойдёт. Руководитель будет доволен, «дело» продвинется, и «всё будет хорошо».
Так в чём же дело? – спросите Вы, - выполнит, и выполнит, о чём шуметь-то?
А теперь давайте сделаем небольшую остановку, и поговорим о качестве решений руководителя.
Если подчиненный выполнит приказ руководителя, то этот приказ окажется выполненным. Выполненным – вне зависимости от качества решения, стоящего за этим приказом.
Но ни один человек не способен учесть всех аспектов реальности. Ни один человек не способен просчитать и увидеть всех последствий своего решения, или – процессов, которые он инициирует своим приказом.
И у любого руководителя два выбора:
Первый – полагаться только на себя и свою талантливость.
Второй – использовать по максимуму все доступные ему источники информации о качестве производимых им же решений.
И как бы не было прискорбно осознавать большинству руководителей эту истину, но именно их подчинённые могут быть великолепным тестером аналитических способностей своих руководителей и качества принимаемых ими решений.
Теперь понятно?
Любая заминка, любое сомнение подчинённого в момент получения им распоряжения или задания от своего руководителя может быть ЗНАЧИМЫМ сигналом о некоем несовершенстве или ошибочности решения руководителя
И руководителю требуется выработка интуиции по определению, когда, с кем и в каких ситуациях, на какие темы стоит обращать особое внимание на заминки и сомнения подчинённых, а когда – спокойно их игнорировать.
Но игнорирование это должно быть не бессознательным и привычным, «как обычно», а – результатом сознательного выбора руководителя.