Этим летом на рынке появился новый продукт под названием «командинг». Он ориентирован на запросы тех компаний, которые хотят совместить корпоративный отдых со знакомством участников. Большинство праздников не позволяет сотрудникам компании, особенно если они работают в разных филиалах, по-настоящему узнать друг друга, поскольку «свои» все равно стараются держаться вместе на любом мероприятии. Кроме того, командинг позволяет проанализировать опыт, полученный на различного рода испытаниях, с точки зрения его применимости в дальнейшей работе.
На таких мероприятиях тренинговая компания и компания по организации праздников работают вместе, что помогает расширить круг решаемых задач. В основном, все предлагаемые программы по формированию команды можно разделить на две группы. Первая — это team spirit, т. е. мероприятия по созданию командного духа и «чувства локтя». Сюда относятся тимбилдинг, в некоторых случаях веревочный курс, а также любого рода корпоративные праздники и отдых (рафтинг, пейнтбол, футбол, бани, шашлыки и т. п.). Цель подобных программ — пройти совместные испытания, получить массу эмоций (как известно, пережитые вместе эмоции сплачивают) и пообщаться в неформальной обстановке с коллегами, увидеть их с новой стороны: «надо же, наш тихий сисадмин помог всем девушкам, а вот директор по маркетингу заботился только о себе». Задачей экстремальных тимбилдингов может служить и диагностика людей: кто как себя поведет. К примеру, собственник и генеральный директор одной из компаний, попросил устроить ситуацию, в которой он якобы тонет. Ему нужно было выбрать одного из нескольких замов, которому он мог бы доверить пост генерального директора. Он выбрал такой способ определения этого человека.
Однако не стоит ожидать от подобного рода мероприятий реализации широкого круга задач, например, связанных с улучшением коммуникации между соперничающими отделами. Поэтому, если заказчик стремится убить сразу двух зайцев, то он просит добавить в праздник психологии: «Пусть при всем мероприятии присутствует психолог и скажет потом свое веское слово». В ответ на подобные запросы и был создан «командинг» — праздник с элементами анализа командной работы.
Однако и этот продукт не поможет сформировать команду из сотрудников, т. е. группу людей, которые будут ладить друг с другом, во всем друг друга поддерживать и вместе достигать «великих» высот. Для достижения этих целей необходим другой формат мероприятий — так называемый team design. Именно они помогают сформировать группу людей, чья эффективность в совместной работе была бы больше, чем сложение их возможностей в одиночку (то, что называют синергетическим эффектом). Создание такой группы — долгий и непростой путь развития, где один из ключевых этапов — это умение разрешать конфликты. Совместный отдых, как правило, здесь не поможет. Как заметила одна из наших клиентов, «мы долгое время “лазили на веревки”. Но действительно помог нам в нашей ситуации процесс разрешения внутренних конфликтов, проведенный профессиональными модераторами-тренерами».
В сфере формирования команды с точки зрения team design также существует достаточно новый и еще малоизвестный на рынке продукт — «ретиминг». Его суть состоит в следующем: члены команды составляют список проблем, которые стоят перед компанией в настоящий момент, затем переформулируют их в цели. Ключевая задача тренера — помочь правильно сформулировать цели. Затем из всех целей участники выбирают одну — самую приоритетную в данный момент, с ней они и будут работать. После этого, собственно, и начинается основной процесс: анализ ресурсов, в т. ч. внутри компании и среди присутствующих людей, создание мотивации на решение выбранной задачи. Каждый участник осознает важность цели и то, что именно он может сделать для ее достижения. Команде дается две недели на реализацию своих личных планов в достижении избранной цели (стоит заметить, что в ходе ретиминга общие пути достижения цели не обсуждаются). На следующей встрече участники обсуждают свои успехи и пути их развития. Такая процедура позволяет команде перейти от проблемно - ориентированного мышления к целеполагающему, определить ключевую задачу и после этого достигнуть эмоционального подъема, который достигается не за счет преодоления физических препятствий, но за счет понимания возможностей и ресурсов каждого члена команды.
В любом случае, какие бы задачи перед вами не стояли и какое бы мероприятие вы ни выбрали, желаем вам хорошего отдыха и позитивных эмоций.