«Я в подчинении сразу двух директоров, - сетует секретарь крупной нефтеперерабатывающей компании. – Оба молодые, энергичные, здравомыслящие и очень перспективные. Но, договориться с ними невозможно. Каждый требует, чтобы его поручения выполнялись в первую очередь. Порой просто разрываюсь. Что мне делать? Как найти выход из этой ситуации?»
Действительно не простая ситуация. Давайте попробуем в ней разобраться.
«Компания – мой второй дом», - говорим мы с иронией, задерживаясь допоздна в офисе. А ведь, во многом, это правда. Какую часть своей жизни мы посвящаем общению с коллегами, клиентами, руководством? Безусловно, большую. Хотим мы того или нет, они становятся нашей семьей. В этом есть свои преимущества и недостатки. Чувство защищенности, принадлежности к «семье» с одной стороны, и, личные амбиции – с другой. Именно это, часто, является краеугольным камнем в общении между сотрудниками (и даже руководителями).
Теперь представьте себе многодетную семью, в которой родители, вместо того чтобы прививать основы любви и терпения, стали бы поощрять в детях конкуренцию и защиту собственных интересов. А, зачастую, именно так построена кадровая политика многих компаний.
Занятие места в иерархии – основная цель существования в такой среде. Каждый работает на себя, преследуя свои цели и задачи, не всегда совпадающие с целями компании. Частые конфликты. Постоянная ругань. Выяснение отношений между менеджерами. Отделы настолько разобщены, что считают работу друг друга бесполезной. Это обычная картина взаимоотношений между сотрудниками подобных компаний. Не правда ли напоминает басню Крылова: «Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет вниз»? Каждый тянет в свою сторону, а толку нет: «А воз и ныне там!». Есть отделы, группы, подразделения – все что угодно, но команды нет.
Еще хуже обстоят дела, когда должностные инструкции четко прописаны, любые конфликты караются штрафами. Все это приобретает скрытые формы конфликтов, приводит к более тяжелым последствиям. И, как следствие, является источником «текучки кадров».
Основой взаимоотношений между руководителями подразделений становится борьба за власть. Все атрибуты с этим связанные, в том числе работа секретаря, являются важнейшим источником противостояния. Продвижение по служебной лестнице, во многом, зависит от информированности и расторопности. Как вы думаете, кто играет роль «золотого яблочка» в этой ситуации? Вы правы – секретарь! Именно в его руках сосредоточенны все новости. И тот, кто первым ими воспользуется, окажется «на коне». Вот и получается «перетягивание каната». Ой, как не просто сохранять самообладание и балансировать между двумя сторонами! В чем же спасение? Какие есть пути выхода из данной ситуации?
Самый быстрый и эффективный способ – пригласить внешних консультантов. Действительно, специалисты, обладающие необходимыми знаниями и многолетней практикой, за считанные дни смогут изменить ситуацию. Как вариант, это может сделать специально обученный сотрудник, или сам руководитель. Но, для этого необходимо его собственное желание. А это, к сожалению, не всегда в нашей власти.
Довольно часто можно услышать совет – «приспособиться», «просто привыкнуть», «стерпится – слюбится ». Некоторым это действительно подойдет. Если ваши приоритеты лежат в иной плоскости – высокая заработная плата, широкий круг знакомств с интересными людьми или какие-то другие – и они компенсируют энергозатраты при общении с руководством; чувствуете себе, при этом, отлично и работа, в целом, нравится, стоит поработать подольше. Возможно, со временем, вы «втянитесь» и нынешние сложности отойдут на второй план.
Но, может возникнуть и обратная ситуация. Раздражение, усталость и постоянное состояние тревоги, являясь основными спутниками в течение дня, сознательно подавляемые, со временем, могут стать причиной многих соматических и нервных заболеваний.
Довольно радикальный метод – «выбрать одного и исполнять его инструкции в первую очередь». Каким образом осуществляется выбор? Как это объясняется второй стороне? Какова вероятность «правильной ставки»? По сути дела, это то же самое, что «плевать в колодезь». Таким образом, можно нажить себе неприятности не только в лице отвергнутой стороны, но и предпочитаемой. Вчерашний враг сегодня может стать союзником. «Мужчины враждуют друг с другом, яростно оспаривают сферу деятельности, прибегают к различного рода военным уловкам, но редко сжигают мосты, когда дело касается бизнеса. На публике они очень любезны, пытаясь извлечь любую, пусть даже самую незначительную выгоду и не упустить свой шанс» (Джойс Бразерс). По аналогии с семьей – это мой любимый сыночек, а это плохой. Согласитесь, странная ситуация.
Иногда секретари просто не выдерживают стресса и уходят. «Не хочу быть «рабыней»,- говорят они. Как показывает практика, существуют организации, в которых секретари (и не только) вообще долго не задерживаются. Уход с работы тоже является выходом. Собственное психическое здоровье и самооценка – важнейшие составляющие дальнейшей успешной жизни. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что это не самый лучший выход из положения. Нелегко найти равноценную работу. Непросто каждый раз объяснять причину своего добровольного увольнения. Прежде чем принять подобное решение, стоит хорошенько продумать все шаги. «Семь раз отмерь, один раз отрежь»,- гласит пословица.
В любом случае, постарайтесь проанализировать случившиеся и сделать соответствующие выводы, чтобы на новом месте работы предотвратить подобное развитие событий. Это поможет оценить сложившуюся ситуацию, и, возможно, найти собственный путь выхода из нее. Поверьте, это истинное наслаждение. Преодолевая препятствия, приобретая новый опыт и знания, мы развиваемся как профессионалы.
Одна очень мудрая пословица гласит: «Не можешь изменить мир, измени свое отношение к нему». Не плохой совет! Попробуйте по-новому взглянуть на ситуацию. Поставьте себя на место каждого руководителя. Почувствуйте себя им, с его заботами, проблемами, радостями…. Почувствовали? Вы - руководитель. Постарайтесь ответить на вопросы. Что хотелось бы изменить в отношениях с коллегами? Как лучше организовать работу секретариата? Что является предметом вашей гордости, а что больше всего раздражает? Ответы на эти и многие другие вопросы помогут иначе взглянуть на себя и свое место в компании. Возможно, некоторые вещи окажутся неожиданными и даже пугающими, другие - напротив, малозначимыми. Поняв позицию руководства, можно иначе выстраивать свои отношения, выступая не просто как «инструмент постоянных перепалок» , а как посредник и помощник. Безусловно, этот процесс будет долгим и потребует больших усилий и терпения, но, со временем, « окупится со старицей».
Если добавить рекомендации самому руководителю, то ему необходимо помнить о следующем - команду на предприятии необходимо строить под конкретного лидера (основного акционера или главного управляющего, который его представляет, если это корпорация, или под генерального директора, если это отдельное предприятие). Важно, что он понимает под командой, каковы его цели и задачи, с какими подчиненными он предпочитает работать и почему. При этом есть главное условие построения команды – руководитель должен захотеть слушать и слышать подчиненных, ценить их мнения и опыт. То есть у руководителя должно быть понимание сложности процесса изменений и желание создания новой культуры взаимоотношений в корпорации. Он должен понимать, что команда – это союз единомышленников, а не лояльных лично ему подчиненных, бесприкословно выполняющих его распоряжения.
Команда не строится быстро, это длительный процесс взаимодействия и движения навстречу друг другу всех ее участников. В этом процессе управленческая команда проходит несколько обязательных этапов, которые необходимо знать и уметь управлять ими. Это осознанный и не стихийный процесс, подразумевающий большую работу по изменению не только отношений друг к другу, но и более глубоких изменений на уровне правил, норм и и законов существования предприятия.
Можно сказать, что руководитель, который почувствовал необходимость создания управленческой команды, интуитивно почувствовал начавшиеся процессы необратимого конца. Это может быть стагнация развития или конфликтная ситуация (возможно, наличие скрытого конфликта), или нарастающая лавина непрофессионализма управленческого звена. И чем раньше эта интуиция сработает, тем мудрее можно считать руководителя, и тем живучее окажется предприятие в целом, приобретя новое дыхание в виде управленческой команды.
Сколько людей, столько и решений. Каждый принимает свое единственно верное, учитывая все детали. Самое главное – желание двигаться вперед, «не пасовать» перед сложностями. « Искать и находить, идти и не сдаваться». Все в наших руках.