Представьте себе ситуацию: Вы успешный производственный руководитель (начальник цеха, главный инженер, директор по производству). И вас… повышают. Переводят на другое предприятие со схожей технологией, но с большим количеством людей, более современным оборудованием, вообще «более продвинутое».
Если технология производства принципиально та же (а производственников-то в основе переводят именно так, по отраслевому принципу), то ее освоение на новом месте не потребует много времени. А вот все эти «управленческие навороты»… Мало того, ведь вас же переводят не для того, чтобы все оставалось «как есть». Что Вы можете предложить, чтобы улучшить ситуацию? Что и как можно развить на этом новом месте? Как вам быстро освоиться? Как наладить эффективное взаимодействие с другими службами и подразделениями, «вписаться» в их проекты и работы?
Ниже мы приводим небольшую таблицу, в которой содержатся типовые вопросы, возникающие при освоении на новом месте, и возможные способы поиска ответов.
№ |
Вопрос |
На что следует обратить внимание: |
1 |
Есть ли общая стратегия и как она преломляется в деятельности производства? |
Каков бы ни был стратегический документ, для производства в нем важно следующее: 1. Какая стоит задача: рост объемов выпуска или снижение затрат на производство? Не верьте, когда говорят «и то, и то» – скорее всего, сами не понимают, о чем речь. 2. Обновление ассортимента, новая продукция. Безусловно, радует, когда это есть, но скорректирован ли план выпуска на освоение и «параболу обучения». |
2 |
Как устроены продажи и что это значит для моего производства? |
Как продают в отделе продаж? Под заказ или со склада? Какова номенклатура и объем отгрузок? Главное, что нужно выяснить для производства: минимальный объем партии (серийность). Идеал старого производства – один раз наладить и «гнать серию» – увы, недостижим. Чем меньше объем партии, тем чаще нужны будут переналадки, которые, как правило, не учитываются в общем плане выпуска. Кому подчиняется служба закупок – директору по производству или коммерческому директору? Если коммерческий директор объединяет и продажи, и закупки, договариваться со снабжением и влиять на него будет труднее. Выход один – четкость собственного планирования потребностей в материалах и сырье плюс однозначность в постановке задач снабженцам. |
3 |
Кто и как подбирает для меня персонал? |
Обычно система отбора 2-ступенчатая – сначала кандидата подбирают в службе персонала, а потом отправляют на собеседование в производство. Что должен пройти кандидат, прежде чем попасть на собеседование к руководителю производства? Как выглядят эти тесты, анкеты, опросы? Какого рода объявления подаются в газетах? Зачастую современные кадровики устанавливают такие «входные» проверки, что подходящий человек через них и не пройдет. |
4 |
Какова действующая система учета производственных затрат? |
Самое важное – за какие затраты отвечать мне? Переменные? Прямые и косвенные? Если накладные, то в какой части? С этой точки зрения самый важный человек находится в ПЭО – тот, который определяет и обосновывает нормативы на производство. Кто это? По каким справочникам работает? Когда они обновлялись? |
5 |
Как учет затрат влияет на премирование/ депремирование сотрудников? |
По большому счету, должен влиять. Если, к примеру, переменные затраты отнормированы, то за превышение норм кто-то должен отвечать. Проблема в том, что, как правило, считать это умеют только в деньгах. А как тут избежать влияния изменений закупочных цен? И как тогда разделить – затраты выросли от перерасхода или от цены? И как объяснить это рабочим? |
6 |
Что из стандартов качества ISO внедрено реально, а что осталось «бумажкой на стене»? |
Обнаружить «присутствие» ISO на предприятии легко: на видном месте (у входа в столовую) висит большой плакат под названием «Политика качества». Председатель комиссии по качеству – Генеральный директор. Есть ли что-то по существу - покажет наличие контрольных карт на производственные процессы и их статистическая обработка. Если этого нет – можно подучить десяток общих слов и забыть об ISO до очередной кампании. |
7 |
Что тут про «бережливое производство»? |
Если все сводится только к разговорам, см. рекомендацию по п. 6. По существу «бережливое производство» - русский перевод термина «Lean Manufacturing» (в свою очередь, дословно – «тощее», «поджарое» производство). В чистом виде Lean – одна из концепций оптимизации производственной деятельности, однако в России термином «бережливое» стали называть все, что касается улучшений на производстве. Сюда же можно отнести Just_In_Time, Lean, Kaizen, Waste Management, 5S. |
|
Lean Manufacturing |
Концепция организации производства, предполагающая уменьшение количества среднего менеджмента, прочих «передаточных звеньев» от руководства до работников. |
|
Just In Time, JIT, Канбан |
Оптимизация производственной логистики, с тем, чтобы уменьшить время простоев оборудования, объемы складских запасов и незавершенного производства. |
|
Kaizen |
Система непрерывных улучшений, основанная на организации постоянно действующих рабочих групп непосредственно из работников. |
|
Waste Management |
Управление потерями – времени, ресурсов, денег. Концепция поиска теряемых возможностей (ресурсов) и вовлечения их в деятельность. |
|
5S |
Подход к упорядочиванию любого конкретного рабочего места и связанных с ним производственных процедур. |
Желаем быстрого освоения на новом месте! Понятно, что надо будет учиться. Но учиться можно по-разному. Можно на своих ошибках, а можно – на чужих. Особенно, если этот опыт уже обработан, исправлен, систематизирован. Выбор за Вами. Успехов!