Мы возмущаемся коррумпированностью и «плоскостью» американского общества и одновременно ежедневно внедряем их культуру в наше мышление. Причем этот управляемый процесс происходит незаметно и становится уже привычным, как завтрак с мюсли.
К кому обращается российский руководитель, если хочет ввести изменения в свою компанию или понять, что в ней не так. Конечно, в консалтинговую фирму, скорее всего, имеющую громкое зарубежное название, опыт работы с зарубежными фирмами или работающую под руководством американских партнеров. Именно рекламы этих консалтинговых компаний занимают целые полосы в деловых журналах и газетах. Пока мы не задаемся вопросом, кто спонсирует подобные рекламные компании и зачем им это внедрение на наш российский рынок?
Мода — вещь сильная и трудно регулируемая. «Так делают монстры запада, следовательно, чтобы быть такими как они, нужно делать так» — примерно так размышляет наш руководитель. При этом он не задумывается над вопросом, много ли «монстров» запада выживает, работая по этим технологиям? Он не анализирует, каков менталитет менеджеров, заполоняющих кадровый состав зарубежных предприятий? Зато все очень просто и доходчиво. Руководитель получает от консалтинговой компании горы документации. «Чем толще методические пособия, тем больше от них пользы» — еще одно расхожее убеждение российского руководителя. При этом, листая эти толмуты, он не задумывается, почему на одном листе напечатано всего лишь два или три предложения — простые и короткие. Конечно, если учесть, что этим пособием успешно пользуется достаточно конкретный и узко специализированный менеджер американского предприятия, то нашим менеджерам с образованием «Бауманки» оно просто необходимо.
Почему российский руководитель выбирает именно эти консалтинговые услуги? Скорее всего, из-за глубинной внутренней неуверенности. Ведь большинство руководящих кадров России произошли из вчерашних учителей, инженеров, партийных работников. В стране отсутствовала система подготовки руководителей. Поэтому правила руководства и стратегии деятельности вырабатывались путем проб и ошибок, да еще в неустойчивых и непредсказуемых условиях российской экономики и политики.
Что происходит сейчас? Многие скажут, что система подготовки менеджеров уже имеется — это курсы МВА, которые внедряют на российский рынок Бельгия, Англия и другие страны. На них готовят потоки будущих руководителей российских предприятий. Но обучаются эти специалисты по материалам, которые опробованы не у нас, не в нашей действительности. Тексты этих курсов дословно переведены на русский, а продвинутые курсы преподаются на английском языке. Что мы можем противопоставить? Традиционное образование института управления? Так ведь это теперь не в моде! Модны дипломы западных бизнес-школ.
Что же происходит? На исследования и разработки собственных курсов нет средств. Да если эти средства и даются, то они, как правило, исчезают в карманах особо приближенных «к кормушке», а наверх идут красивые отчеты о якобы проделанной работе. На обучение в бизнес-школах по зарубежным программам у самих руководителей средства находятся, и очень немаленькие. Получается, что зарубежный менеджмент не только беспрепятственно внедряется в российскую действительность, но и получает с российского бизнеса огромные деньги за его же порабощение.
В результате российский рынок заполоняется зарубежными разработками, технологиями. Наши руководители становятся придатками зарубежных боссов. Кто кем будет руководить через некоторое время? В каких деревнях останутся невостребованными разработки «Кулибиных от менеджмента»?
Целые направления внедряются в бизнес, исходя не из нашего менталитета, а на основе зарубежных разработок.
Проанализируем названия предлагаемых нам услуг: «маркетинг», «организационная культура», «корпоративная культура», теперь появляется модное «ОD-консалтинг». В конечном счете руководитель получает один из тот же продукт в разных праздничных упаковочках. Красиво и заманчиво.
Приведем пример, как выглядит тестовое задание, входящее в одну из выше перечисленных услуг (кстати, мы не взяли пример из засекреченных документов консалтинговых компаний американских фирм, мы списали его из газеты «Элитный персонал» — № 6 от 19 февраля).
Менеджеру предлагается оценить себя, исходя из предложенных пяти уровней. Заметьте, уровней только пять. Заметьте, менеджер оценивает себя. Заметьте, критерии одни для любого предприятия. При этом руководитель не часто задумывается, зачем вообще необходимо его самого и менеджеров распределять по этим критериям. Также отметим полное забвение психологических компонентов данных критериев — все менеджеры, как один, должны быть распределены по ним. Личности быть не должно — нужен белозубый улыбающийся кретин с рекламы зубной пасты.
И, наконец, откуда взяты именно эти критерии и почему они напоминают перевод многочисленных мыльных опер для домохозяек?
Итак, пример тестового задания для менеджеров:- Уровень 5. Создает атмосферу веры в будущее компании. Формулирует и внедряет базовые нормы вовлечения служащих в активное планирование будущего. Систематически оценивает эффективность этих норм.
- Уровень 4. Демонстрирует способность создавать и формулировать видение будущего организации. Вовлекает других в процесс формирования картины будущего. Укрепляет веру в это будущее своим поведением и демонстрируемыми ценностями.
- Уровень 3. Способен оценить важность развития картины будущего компании: активно участвует в разработке путей его достижения.
- Уровень 2. Понимает важность формулирования картины будущего компании, однако мало думает о путях его достижения. Больше озабочен ежедневными делами.
- Уровень 1. Зациклен на ежедневных проблемах, пользуется слухами и не уверен в будущем.
Если объективно рассмотреть критерии этого теста, то, конечно, любой руководитель должен стремиться к пятому уровню. А любой «плохой» руководитель тормозится на первом уровне.
Таким образом, все думающие руководители российских предприятий, как правило, оказываются на первом уровне. Только человек, плохо разбирающийся в ситуации в нашей стране будет заниматься планированием будущего своей компании в отрыве от настоящего и тех проблем, которые устраивает каждодневно и ежечастно нам наше веселое российское общество.
О каком светлом будущем нам предлагают думать? О коррумпированном американском?
Обратите внимание на названия рекламирующих себя консалтинговых фирм в газетах по подбору и подготовке персонала. Вот последняя подборка из газеты «Элитный персонал»: «Менеджмент Трейнинг Интернэшил (MTI), «Персонал UPGRADE», «TRAINING STRATEGIES», «TEAM TRAINING» и так далее. Возьмите любую подобную газету и вы найдете там не менее 20 подобных названий. Зададимся вопросом, кому выгодно внедрять американские технологии на российский рынок? Кому выгодно отуплять примитивными разработками наших менеджеров, делать их подчиненными внешних консультантов, зависимыми в своих решениях от зарубежных боссов?
Мы ничего не хотим сказать плохого о зарубежных методах обучения и тех консалтинговых компаниях, которые их распространяют. Они разработаны на менталитет зарубежных руководителей и в условиях развития экономики других стран. Но для кого они предназначены и на кого направлены у нас? А, самое главное, с какой целью? И почему до сих пор чиновники образования отдают рынок подготовки руководящих кадров зарубежных компаниям? Почему принимают на уровне государственных дипломы зарубежного образца, а самое главное, предпочитают их российскому образованию? Почему те наработки, которые уже имеются на российском рынке, не находят своих потребителей? Кому выгодно, чтобы программы обучения, формирующие менеджера с российским менталитетом — умного, разностороннего, с глубокими знаниями управления — пылились на полках наших академий и институтов? Не пора ли менять политику подготовки руководящих кадров возрождающейся России?