Что же такое стресс и как можно предотвратить его негативные последствия?

В первых работах основоположника учения о стрессе Ганса Селье, стресс определяется как синдром, вызываемый различными повреждающими агентами. А дословно «стресс» переводится, как «напряжение». В современной трактовке психологический стресс развивается при несоответствии уровня требований предъявляемых организму и его способность этим требованиям соответствовать. Образно говоря стресс можно определять, как разность между давлением и адаптивностью. В своем развитии стресс проходит 3 стадии.

  • 1-стадия мобилизации, напряжения или тревоги. Организм задействует все свои защитные силы. Активизируются все функциональные системы и резервы психики. Далее в результате мобилизации ресурсов организма наступает
  • 2-стадия резистентности, адаптации. Активно противодействуя и приспосабливаясь к нему организм пребывает в напряженном мобилизированном состоянии. На обеспечение подобного состояния затрачивается адаптационнная энергия, истощение запасов которой может стать необратимым.
  • 3-стадия это стадия истощения. Постоянное пребывание в стрессовом состоянии и длительное сопротивление стрессу приводят к тому, что постепенно резервы организма подходят к концу. Развивается истощение, астенизация или срыв адаптации. Эта стадия является переходной к развитию болезненных процессов. Часто выходом из нее являются депрессивные реакции, резко сниженные работоспособность и качество жизни. Возможно даже формирование психосоматической патологии. Стрессорами могут выступать, как факторы внешней так и внутренней среды. Ими могут быть: болезнь, травма, чрезмерные умственные и физические нагрузки, дефицит времени, информационный прессинг, изменение социального статуса, конфликты и.т.д.

Если реакция напряжения циклически сменяется реакцией релаксации, то адаптивные возможности организма длительное время сохраняются на прежнем уровне (реакция тренировки) или даже возрастают (реакция активации), что приводит к повышению стрессоустойчивости. Поэтому чтобы избежать негативного влияния стрессогенных факторов на состояние здоровья, настоятельно необходимо научиться запускать универсальную реакцию релаксации произвольным образом с помощью техник саморегуляции. Практическая значимость подобного подхода несомненна: тем самым можно добиваться нормализации психоэмоционального состояния в целом и функционального состояния внутренних органов в частности. Говоря о стрессе и его последствиях для организма нельзя не коснуться проблемы психосоматических заболеваний. Соматический – значит телесный. Психосоматические - это телесные заболевания, которые возникают и поддерживаются неблагополучием в психической сфере. И они очень часто являются исходом перенесенного стресса. К ним могут относится относятся например: гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, стенокардия, энурез, сексуальные дисфункции, и.т.д.
А это значит, что овладевая методами релаксации и саморегуляции мы получаем инструмент не только профилактики, но и лечения многих заболеваний. И что особенно, ценно порой это может реально являться эффективной альтернативой традиционным методам терапии указанных расстройств, там где обычные методы лечения оказались бесперспективными.

Какова их связь с психологическими процессами?

Взаимосвязь тела и психики всегда двусторонняя. И точно так же, как исцеление от телесных недугов может быть достигнуто путем проработки породивших их психологических причин, в равной степени справедливо и обратное. Через телесные проявления психологических проблем можно прямым путем, минуя лабиринты логики, дойти до глубин души человека, тем самым без лишних слов подойти к разрешению самых запутанных личностных и жизненных проблем. Решить проблему внутренних противоречий наиболее простым и естественным способом, помогая человеку вступить в сознательный диалог с собственным подсознанием на его родном языке - языке тела. И что не менее важно - научить человека профилактике, и методам самостоятельного решения подобных проблем, дав ему в руки удобный инструмент для работы над собой - техники телесно - психологической саморегуляции.

- Следовательно используя телесно – ориентированные подходы возможно добиться непосредственной коммуникации с подсознанием с помощью языка тела?

Конечно. А также контроля эмоций через их телесное выражение. Сущность данных методов составляет, как бы диалог сознания и подсознания, передаточным звеном в котором, носителем информации служат телесные ощущения. Подобный способ решения психологических проблем, представляющий собой невербальный способ коммуникации с подсознанием фактически является прямым обращение к неосознаваемым ранее интуитивным аспектам своей личности. Речь идет о развитии способности непосредственного обращения, к своей внутренней мудрости – интуиции, всегда тогда когда в этом есть потребность и необходимость. Тем самым представляется уникальная возможность превратить интуитивно-подсознательные механизмы психики в практичный рабочий инструмент для принятия решений. Здесь и поиск нестандартных решений в ситуации неопределенности («выход из тупика»), или в более широком смысле творческий поиск, инновации. Но методы телесной психотерапии могут служить еще и поистине универсальным, доступным инструментом психологической самопомощи. Инструментом, благодаря которому человек может не только избавиться от жизненных и профессиональных диссонансов, проблем и стрессов. Но и выработать к ним «психологический иммунитет». Можно научиться контролировать эмоции через их телесное выражение.

А что же могут сделать технологии психологической саморегуляции, в качестве базиса и фундамента личностного роста в реальности? Что они способны принести в практическом плане для улучшения психологической адаптации человека и соответственно совершенствования его жизненных умений и повышения успешности?

  • Во первых, как уже было сказанно, это контроль эмоций. Причем, как текущего душевного состояния, так и облегчения прошлого эмоционального «багажа». Это и устранение или по крайней мере сглаживание эмоциональных всплесков, перепадов настроения, развитие способности адекватного эмоционального реагирования в сложных кризисных ситуациях. В контексте эмоционального самоконтроля - развитие навыков позитивной эмоциональной разрядки.
  • Во вторых, технологии психологической саморегуляции личностоного роста помогают в усилении или целенаправленном создании мотивации тех или иных жизненных достижений. Но для реализации и намеченных жизненных перспектив необходимо создание условий, возможностей для их осуществления. Так вот, многие предлагаемые в рамках нашего тренинга методики способствуют достижению особого состояния сознания в которых благодаря сложным физиологическим изменениям психика, личность человека становится гибкой, пластичной. В значительно большей степени подверженной собственному влиянию, научению и изменению и трансформации. Все это позволяет в свою очередь осуществлять эффективную, порой кардинальную личностную реконструкцию, развить те качества и свойств характера которые нуждаются в развитии, добиться изменений которые были бы невозможны в других условиях. Проще говоря осуществить сближение «Я» -реального и «Я»-идеального.
  • В третьих важным элементом личностного роста раскрытие которого в полной мере может проявиться при используемых технологиях, это обеспечение доступа к необходимым для успешной деятельности психологическим ресурсам. И здесь открываются широкие возможности для того чтобы их пробудить.

Подытожив все выше сказанное в контексте психологической саморегуляции и личностного роста можно сказать, что предлагаемый нами тренинг фактически является базисом «менеджмента личности», способствующим превращению в «высокоэффективного человека». Следует подчеркнуть, что в последнее время представления бизнес - психологии о самосовершенствовании личности трансформируются в концепцию коучинга. В контексте коучинга наш тренинг способен оказать неоценимую роль.

Каким образом?

Сегодня можно выделить два этапа коучинга -психологический и профессиональный.

На первом этапе достигаются следующие цели:

  • Поддержание у человека оптимистического отношения к жизни и работе.
  • Повышение его личной и профессиональной выносливости
    создание уверенности в себе и своих возможностях.
  • По существу психологический коучинг - это мощная накачка энергии, направленная на усиление жизненной и профессиональной активности человека

На втором этапе реализуются цели эффективного профессионального обучения сотрудников компании, такое обучение строится как профессиональное наставничество. Коучем в данном случае выступает опытный и мудрый руководитель, формирующий команду высококлассных специалистов.

Психологический и профессиональный этапы коучига тесно взаимосвязаны. Так, с одной стороны, оптимизм и уверенность профессионала невозможны без наличия у него знаний и опыта. С другой стороны, при построении карьеры и накоплении опыта каждый сотрудник нуждается в повышении уровня своей самооценки, оптимистическом взгляде на профессиональные проблемы и трудности. Умении рационально расходовать свои ресурсы, при необходимости вовремя активизировать их, уметь эффективно восполнять. Какие подход и средства выберет коуч – психолог или коуч- руководитель, зависит от конкретной ситуации и сотрудника, нуждающегося в коучинге.
Большой практический интерес представляет следующая классификация специалистов обладающих высокими профессиональными знаниями, но разными психологическими качествами.
Унылый специалист /высокое умение , низкое желание/. При решении одних и тех же задач человек рано или поздно устает от однообразия и бесконечного повторения хорошо изученного сценария, его уже не радует собственное умение справиться с ситуацией и возможность предсказать, что произойдет в последующем. Им всецело овладевает скука и неудовлетворенность работой, которую он прекрасно знает и отлично выполняет.
Профессионал на пике /высокое умение, высокое желание/. Мечта любого работодателя иметь сотрудников – профессионалов, энтузиастов и сподвижников. Они прекрасно знают дело, которому служат, а глаза их блестят при мысли о работе. Такие специалисты характеризуются повышенной работоспособность, умением и желанием удачно интегрировать в свою профессиональную деятельность все накопленные знания и опыт, способностью находить оригинальные и нестандартные решения сложных проблем, стремлением к повышению своего профессионализма и даже повышенной лояльностью. Последнее качество персонала обусловленно не в последнюю очередь оптимизмом, умением уверенно и стойко преодолевать сложности и кризисы, не только свои но и компании. Процесс формирования профессионала на пике /высокое умение, высокое желание/ решается в рамках психологического коучинга.

Предлагаемый тренинг «Антистрессовый менеджмент» является базисным в программе любой модели психологического коучинга. Так, как трудно представить себе возможность развития таких необходимых для сотрудника качеств, как оптимизм, высокая мотивированность на успех, повышенная работоспособность, стремление к профессиональному и личностному росту, без навыков контроля эмоционального состояния. Умения нейтрализовывать негативное влияние стрессогенных факторов, качественно и быстро восстанавливать ресурсные возможности организма, работоспособность. Кроме того, как уже было сказано предлагаемые техники фактически являются инструментарием для личностного самосовершенствования, развития и изменения.