Как проверять будущее с помощью подчинённых. Защита от исполнительского волюнтаризма.
Области примерения материала статьи:
- Защита будущих проектов - что руководитель может сделать заранее, чтобы защитить от сбоев зарождающийся проект.
- Защита от "японских забастовок" - когда подчинённые формально выполняют задания, не вкладывая свою душу в порученное им дело.
- Защита качества собственных решений. Защита руководителя от собственных управленческих и организационных ошибок.
- Защита руководителя от информационного вакуума.
- Проверка будущих событий. Проверка качества планирования.
- Сверка с подчинёнными представлений о планируемых мероприятиях.
Многие руководители уподоблены тетеревам на токовищах, всё, что они умеют, это вещать своим подчинённым "мудрые истины", фактически, находясь в информационном вакууме. Источники информации о реальном положении дел на вверенном им предприятии (подразделении) зачастую совершенно не соответствуют их же реальным потребностям в качественной информации.
- "Что произойдёт после того, как я отдам распоряжение моему подчинённому?"
- "Как мне убедиться, что задание будет выполнено качественно и в срок?"
- "Что делать, чтобы защитить свои планы волюнтаризма подчинённых?"
- "Что мне позволит безбоязненно планировать будущие события?"
- "Как мне убедиться, что то, что я задумал - правильно?"
- "Как защиться от неисполнительности и случайностей?"
- "Возможно ли гарантированно планировать будущее?"
- "Что происходит на самом деле?"
- "Что и как будет происходить?"
- "Как защищать будущее?"
"Ну, Вы загнули! - рассмеётся каждый четвёртый (если не каждый второй) читатель, - кто ж может сказать, что конкретно будет? Разве можно в наше время точно прогнозировать? Мне хочется одного, но мои подчинённые не настолько ангелы, чтобы тютелька в тютельку внедрить то, что я задумал. Глаз да глаз за ними! Чуть не уследишь - всё пойдёт наперекосяк!"
Две беды любого руководителя:1. Руководителю зачастую приходится уделять огромное количество времени и сил, чтобы сопровождать события, проекты, действия подчинённых
2. Или ещё хуже - ему остаётся только реагировать на уже случившиеся "косяки", ошибки и проблемы, возникающие из-за неидеальности подчинённых.
И мысль о том, что можно качественно проверить и подготовить будущие события просто не приходит в голову многим руководителям, потому что они не умеют это делать:инструментов проверки будущего пока создано не так уж и много, а те, что есть, не гарантируют качества этой проверки.
Я уже писал в своей статье «Извлечение паттерна: История с заминкой одного подчинённого» о малых (слабых) сигналах, которые руководитель может получать, общаясь со своими подчинёнными
Меня часто спрашивали в связи с этой статьёй, что может помочь руководителю быть внимательным и не пропускать сигналов от своих подчиненных.Я нашёл, что есть ряд простых навыков, которые помогут руководителю быть более ориентированным в процессах, происходящих внутри компании.
- Что важно уметь или делать руководителю в контакте со своим подчинённым?
- Что оградит руководителя от собственных ошибок в управленческой и организационной работе?
- Что поможет руководителю быть проницательным и внимательным хозяином в том подразделении, организации, за которые он отвечает?
Попробуем определить основные действия руководителя (по крайней мере, те, что я считаю основными).
Итак, это:
1. Интересоваться мнением человека: «Что ты об этом думаешь?»
2. Интересоваться его отношением, т.е., тем, как он относится к чему-либо:
- к Вашим словам,
- к Вашей идее,
- к Вашему желанию,
- к своей работе,
- к себе,
- к заданию,
- к клиентам,
- к коллегам,
- к своим подчинённым.
1. Активно выяснять: помнить об этом, постоянно держать это в поле своего внимания (зрения), следить за признаками, изучать эти признаки у каждого конкретного подчинённого.
2. Принимать во внимание, то есть: после выяснения не игнорировать, и – реагировать и действовать:
Прояснять:
- основания (откуда взялось данное мнение или отношение подчинённого):
- Вашу собственную роль в формировании у подчинённого такого мнения или отношения,
- что можно изменить, что можно сделать, что зависит от Вас, а что не зависит.
Руководитель: "Иван, вот ты говоришь, что сомневаешься, каковы основания у тебя для этого сомнения?"
Варианты ответов подчинённых могут быть самыми разными.
"Не знаю" - подчинённый либо не может в данный момент определить истоки своего отношения, либо боится их сообщать своему руководителю, либо попросту не заинтересован прямо сейчас выяснять для себя данный вопрос. И тут руководителю придётся мобилизовать весь свой коммуникативный и управленческий потенциал для того, чтобы всё-таки, добиться от подчинённого конкретности и яности.
Примером необычного, но хорошо работающего приёма извлечения скрытой информации является простое русское: "А всё-таки?"
- Руководитель: "Что ты об этом думаешь?"
- Подчинённый: "Не знаю, Вам виднее..."
- Руководитель: "А всё-таки?"
- Подчинённый: "Мы уже несколько раз брались за эту тему, и она каждый раз медленно затухала!"
- Руководитель: "Так ты беспокоишься за то, что мы можем непродуктивно сработать?"
- Подчинённый: "Конечно."
- Руководитель: "Как ты считаешь, что необходимо для того, чтобы избежать повторений наших прошлых ошибок?"
Если же подчинённый всё-таки, "сдал" Вам информацию, то тут важно не упустить момент прояснить её ещё более качественно. Многие руководители, видя только одну сторону проблемы (вопроса), начинают сразу критиковать и оспаривать мнение подчинёного, которое сами же и выудили из него, поэтому многие подчинённые, отчаявшись, что их мнение услышат, скрывают свои мнения от своих руководителей. Чтобы уменьшить информационный вакуум вокруг себя, руководителю необходимо активно выяснять все детали и нюансы.
Выходов из этого прояснения может быть несколько:
- Либо руоводитель обнаружит новую для себя информацию о ситуации и положении дел
- Либо руководитель узнает о неизвестных доселе ограничениях либо лакунах информированности подчинённого
- Либо руководитель откроет закрытую доселе, но важную информацию о личности подчинённого
- Либо в ходе такого обсуждения подчинённый получит важную для него информацию
- Либо подчинённый обнаружит, в чём была его ошибка при формировании мнения и отношения
- Либо руководитель и подчинённый вскроют новую тему, которая способна принципиально изменить ход дел в обсуждаемом участке работы.
Вопросы для прояснения:
- Почему ты так считаешь?
- Откуда ты это взял?
- На чём ты основывался, делая такие выводы/предположения?
Вас должно интересовать, как конкретно это мнение или отношение повлияет на будущее:
→ Будущие решения подчинённого (в разных ситуациях!)
Проверить и прояснить для себя:
- "Ему будет легче принимать решения, или сложнее с той информацией, которую он получил только что от меня?"
→ На его будущие действия, на качество его будущих действий.
- "Интересно, что конкретно он будет делать? Что конкретно он сделает сразу после того, как выйдет из моего кабинета? Спрошу-ка я его об этом прямо сейчас!"
→ На его фокус внимания (что будет входить в фокус его внимания, а что не будет), на что он будет обращать внимание, а что будет пропускать, игнорировать и не замечать, что он будет считать (и считает) важным, а что – неважным.
- "На что ты теперь обратишь своё внимание?",
- "Изменится ли что-нибудь в том, на что ты обращал внимание ранее?",
- "Есть ли что-то, на что ты теперь будешь обращать внимание иначе, не как раньше?"
→ На его мотивацию, на мотивацию его коллег и подчинённых.
- "У него больше желания работать, или меньше?"
- "Что он скажет в курилке своему приятелю в ответ на вопрос, зачем его вызывали?"
- У него достаточно мотивации, чтобы продвигать этот проект? А для того, чтобы задержаться на работе ради него?
- "Что он скажет, придя домой о сегодняшнем дне?"
→ На эффективность человека, на то, как он будет что-то делать или не делать, на степень его активности в выполнении, или стремлении к чему-то.
- "Ему будет легко выполнять то, что я задумал?"
Так же важны у подчинённого его:
- Опасения: «Твои опасения в связи с этим?»
- Его представления: как он представляет что-либо: «Каковы твои представления об этом?», «Как ты представляешь всё это?»
- Его идеи: «Идеи есть?»
- Его предложения: «Что ты предлагаешь в связи с этим?»
Всё это необходимо в первую очередь не корректировать – а прояснять для себя!!!
Как только Вам станет яснее про то, что (и почему) творится внутри другого человека (подчинённого), в Вашу картину происходящего добавятся важные элементы, которые позволят Вам контролировать не только будущие события, не только действия подчинённого и результаты этих действий, но и КАЧЕСТВО как процессов, так и результатов.
Вплоть до совпадения ваших желаний и конкретного будущего «один в один».
Игнорирование указанных здесь факторов влечёт неконтролируемость Вами будущих процессов и их результатов.
В статье мы не коснулись других важных моментов, и постараемся в следующих публикациях восстановить упущенную важную информацию. Например, сбор информации о ресурсах, о сферах ответственности, о границах сфер ответственности, о политике компании, о корпоративных технологиях, об ограничениях, о состоянии компетентности, о должностных инструкциях, о факторе справедливости, об Изначальном Контракте, и ещё многом другом.