Учить предпринимательству можно и в рамках обычных программ бизнес-образования. Но пока более вероятно, что для подготовки предприимчивых бизнесменов потребуются отдельные образовательные проекты

Организуя круглый стол «Образование и предпринимательство: как университеты и бизнес-школы содействуют развитию частной инициативы», журнал «Менеджмент роста» и Центр предпринимательства «США – Россия» планировали обсудить вопросы, связанные с принципами и методами преподавания. Но дискуссия вышла за рамки этих тем.

Участники круглого стола пытались определить, кто такие предприниматели в современном мире. Это люди, создающие собственные компании, или кто-то еще? Также оживленно обсуждалось, заложен ли в человеке предпринимательский дух от природы или он является благоприобретенным. Что нужнее предпринимателю – развитие личностных качеств или знания о бизнесе? Поскольку единой точки зрения по этим вопросам нет, то нет и консенсуса в отношении того, каким должно быть образование для предпринимателей. Одно ясно: в этой сфере, как и в любой другой, предложение задается спросом. Чем большую потребность в предприимчивых людях испытает бизнес, тем в большей степени учебные заведения будут учитывать интересы таких людей.

О ком речь?

Тон дискуссии задали исполнительный директор Института Бейстер Калифорнийского университета доктор философии Раймонд В. Смайлор и декан Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета Валерий Катькало. Смайлор рассказал о появлении первых программ обучения предпринимательству в США. Эти программы формировались под влиянием двух тенденций – увеличения веса быстроразвивающихся инновационных компаний в экономике и изменения мотивации тех, кто приходит получать образование. Очень многие студенты больше не хотят приобретать знания, которые позволят им работать наемными менеджерами в крупной компании. Они хотят научиться создавать собственную фирму. И значительная часть программ предпринимательского образования в мире до сих пор ориентирована на людей, создавших стартапы или желающих это сделать.

С другой стороны, как особо подчеркнул Валерий Катькало, один из поворотных моментов в истории любой компании, если она хочет стать долгожителем, – рождение новой бизнес-идеи. Потенциал старых идей, позволивших фирме в свое время укрепиться на рынке, рано или поздно исчерпывается. А раз так, любому бизнесу необходимы менеджеры, умеющие видеть рыночные возможности, создавать и успешно развивать инновационные проекты, менеджеры, играющие роль предпринимателей. «В современном бизнесе менеджер уже не мыслится как администратор, – отмечает Валерий Катькало. – С конца XX века вместо слов „руководитель“, „директор“ все чаще произносится слово „лидер“, то есть мы сегодня говорим о стиле управления, которому в большой степени присущ инновационный дух».

«Я бываю на международных семинарах по образованию и вижу, что подходы меняются и параллельно расширяется само понятие „предприниматель“, – продолжает эту мысль Елена Переверзева, заместитель директора Центра региональных программ обучения бизнес-школы „МИРБИС“. – Обучение предпринимателей более не сводится к курсам „открой свое дело“. Становится ясно: исполняя любую функцию, ты не должен замыкаться на своих должностных обязанностях, должен уметь по-новому смотреть на привычные вещи и открывать компании перспективы развития».

Сколько их?

Борис Федоров: «„Бизнес$образование“ значит „образ дела“. Если в процессе подготовки человека у него не складывается образа бизнеса, то это безликое образование и оно не должно существовать»

Но если допустить, что чуть ли не всем компаниям нужны люди с предпринимательскими возможностями (этот тезис не столь очевиден, к чему мы еще вернемся), надо установить, может ли система образования сориентироваться на массовую подготовку таких специалистов. По этому поводу на круглом столе звучали самые разные реплики.

«Предпринимательство – это все-таки одна из способностей человека, которая либо дана природой, либо не дана. Точно так же кому-то дано быть музыкантом, а у кого-то нет слуха. Людей, способных к предпринимательству, не так много – порядка 5%», – считает партнер OBI в Северо-Западном федеральном округе РФ Владимир Неровный. Действительно, как замечает преподаватель Высшей школы менеджмента СПбГУ Ольга Верховская, социологические опросы показывают: в России людей, имеющих возможность и желание открыть свое дело, не более 6%. А все-таки потенциальные собственники бизнеса – передовой отряд предпринимательства. Опираясь на эту очень распространенную точку зрения о предпринимательстве как о редком даре, можно утверждать, что либо учить предпринимательству вовсе бесполезно, либо это должно быть эксклюзивное образование для малой толики людей.

Но есть и другие оценки. Как рассказывает Раймонд В. Смайлор, в мире людей, склонных к предпринимательской деятельности, оказывается не несколько процентов, а на порядок больше. «Когда мы общаемся с нашими слушателями, – поясняет он, – то видим: у них всех есть внутренняя страсть к предпринимательству и у большинства – способность к нему. Просто они, работая в крупных компаниях, не знали, можно ли эту страсть как-то использовать». О том же свидетельствует опыт заместителя декана факультета инноватики Санкт-Петербургского государственного технического университета Виктора Тисенко: «Все те, кто к нам приходит, безусловно, заряжены на предпринимательство. И когда я даю первые тестовые работы, становится понятно, что у половины к тому же есть талант предпринимателей». Не случайно, добавляет Тисенко, 5−6% пришедших к нему студентов, еще не окончив обучение, открывают свое дело.

«Никто же не считал, каков процент тех, кто не использовал свой талант, поскольку, в частности, не обрел уверенности в себе», – отмечает директор Российской ассоциации по обучению предпринимательству Людмила Мургулец. Иными словами, небольшой процент предпринимателей – следствие особенностей среды, а не природной предрасположенности людей. Как отмечали многие участники круглого стола, среда – от средней школы до организации, куда человек поступает на работу, – зачастую подавляет инициативу и другие качества, формирующие предпринимателя.

Приобретенная предприимчивость

Валерий Катькало: «В современном бизнесе менеджер уже не мыслится как администратор. Вместо слова „руководитель“ все чаще произносится „лидер“. Сегодня мы говорим о стиле управления, которому присущ инновационный дух»

Но что отличает предпринимателя, какие качества помогают его выделить? Как отмечает преподаватель факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрий Егоров, помимо мотивации к созданию нового к таким качествам относится стремление к самостоятельности в сочетании с желанием брать на себя ответственность и склонностью к риску. К ним необходимо добавить, замечает директор петербургского отделения Vlerick Leuven Gent Management School Александр Янчевский, умение чувствовать запросы рынка и понимать, каким образом эти запросы можно удовлетворить.

Все это не черты характера, а скорее навыки. Само слово «навык» подразумевает, что какое-то качество сформировалось в процессе обучения. Учит, во-первых, сама жизнь. Как отмечает Владимир Неровный, родители и близкое окружение оказывают сильное влияние на то, что человек становится предпринимателем. Во-вторых, навыки тренируются с помощью специальных программ. «Креативности можно научить, причем начинать обучение стоит уже в школе», – уверена Людмила Мургулец.

Сейчас создаются программы, позволяющие школьникам, в частности, знакомиться с работой компаний. Это рождает интерес, который потом может преобразоваться в инициативу по созданию своей фирмы или проекта. Заметно способствуют проявлению личной инициативы – как школьников, так и студентов и действующих менеджеров – различные ролевые игры. Валерий Катькало отмечает, что развитию предпринимательских задатков помогают конкурсы, проводимые ведущими бизнес-школами и западными компаниями, по созданию проектов, новых брендов, продуктов и так далее.

С другой стороны, навыки, в отличие от знаний, не получишь в университете или бизнес-школе на гостевых лекциях, куда приглашают поделиться опытом известных предпринимателей. Со стороны такое обучение воспринимается как не более чем новая фишка университетской среды. «Заражать личным примером – это не методика образования, – отмечает Владимир Неровный. – «Делай как я» – нас так еще в армии учили. Можно говорить, что в бизнес-школах есть пока лишь некие вехи, которые потом будут развиваться в полноценные программы для предпринимателей». Впрочем, распространено мнение, что лекционные занятия, которые составляют основу программ вузов и бизнес-школ, – это даже не вехи, а просто мало нужное предпринимателю времяпрепровождение. Он хочет взять от обучения только практику, а ее доля в российской системе образования пока очень мала.

Без учебников – никак

Владимир Неровный: «Предпринимательство – это все таки одна из способностей человека, которая либо дана природой, либо не дана. Точно так же кому то дано быть музыкантом, а у кого-то нет слуха

Безусловно, у бизнес-школ есть контраргументы. В России выдвигается очень много креативных идей, но с их реализацией – серьезные проблемы. Большая часть трудностей, которые испытывают предприниматели, проистекает из-за отсутствия базовых знаний, отмечает консультант по организационному развитию Шведского института менеджмента Олег Савченко. Люди, уже начавшие свой бизнес, не знают, как правильно анализировать рыночную информацию и строить стратегии. И с развитием компании появляются новые проблемы, такие как преодоление болезней роста и трудности в передаче полномочий. «Российские предприниматели очень слабо представляют, как это делать, и несут огромные потери», – утверждает Савченко.

Представители бизнес-школ предложили вспомнить теорию жизненного цикла организации, в соответствии с которой на разных этапах развития у компании появляются разные потребности. В этом отношении, по мнению Валерия Катькало, крайне показательны известные примеры Билла Гейтса и Стивена Джобса – основателей компаний Microsoft и Apple. В обоих случаях были созданы прекрасные инновационные бизнес-модели. Но Джобс на следующем этапе жизненного цикла своей компании фактически потерял лидерство в отрасли, продолжая самостоятельно управлять фирмой. Как поясняет Катькало, он не смог перейти со стадии предпринимателя на стадию лидера-менеджера. Не смог выстроить четкую формализованную систему управления, в отличие от Гейтса, который нанял целый легион обученных в бизнес-школах менеджеров-предпринимателей. По сути, они и создали тот Microsoft, который мы сегодня знаем.

Как считает директор программы EMBA Стокгольмской школы экономики в России Алексей Попов, аналогично развитию компании жизненный цикл самого предпринимателя можно разделить на этапы. Когда человек только еще желает быть предпринимателем, ему необходимы определенные знания и навыки. Предприниматель, создавший стартап, – это совсем другая фаза, на которой появляется потребность в других знаниях о бизнесе, например о том, как повышать рыночную стоимость своей компании. Есть фаза зрелости компании, перехода от быстрого роста к стабильности – в этот момент предприниматель нуждается в еще более детальных знаниях, таких как принципы осуществления IPO, методы изменения организационной структуры и так далее. Собственно, задача бизнес-образования – быть таким, чтобы предприниматель всегда мог получить знания, нужные ему в данный конкретный момент.

«Безусловно, никакая бизнес-школа – ни гарвардская, ни стенфордская, ни московская, ни петербургская, – отмечает Валерий Катькало, – не научит сто предпринимателей из ста, сидящих в аудитории, ста эффективным бизнес-моделям применительно к ста конкретным фирмам. Но она может помочь им учиться на чужих ошибках и понять, в каком направлении сегодня движется глобальная экономика и какова сейчас национальная среда бизнеса».

Директор Открытой школы бизнеса Борис Федоров подчеркивает: «Мы часто не задумываемся, что означает словосочетание „бизнес-образование“. А это же чрезвычайно просто: „бизнес-образование“ значит „образ дела“. Если в процессе подготовки человека у него не складывается образа, лика бизнеса, то это безликое образование и оно не должно существовать». А образ дела – это как собственная идея, которая должна развиться, пока человек учится, так и знание многочисленных инструментов. «Не может быть цельного образа дела, если вы не знакомы с бизнес-планированием или не знаете законов маркетинга», – резюмирует Федоров. Именно поэтому, как он считает, нельзя противопоставлять образование для менеджеров обучению предпринимателей. Современный предприниматель – это в том числе хороший администратор, а современный менеджер – гораздо больше, чем администратор, и учатся они, по большому счету, одному и тому же. Мы пришли к тому, с чего начиналась дискуссия.

Ограничение на новизну

Раймонд В. Смайлор: «Традиционное образование нередко убивает в человеке предпринимателя»

Ну вот, кажется, все понятно. Хорошая программа лекций, семинаров, подготовки дипломных проектов в бизнес-школе дает необходимые предпринимателю знания, которые можно дополнить развитием личностных навыков в той же школе или в какой-либо тренинговой фирме. А дальше хотите – открывайте стартап, хотите – с честью играйте предпринимательские роли на менеджерской позиции. Но почему-то большая часть людей, окончивших бизнес-школы, констатируют: там учат администраторов, действующих в рамках заданных схем. Более того, как отметил Раймонд В. Смайлор, «традиционное образование нередко убивает в человеке предпринимателя».

Одна из проблем заключается в том, что учить созданию нового может только тот, кто сам это умеет. Поскольку слой предпринимателей в России невелик, трудно ожидать, что среди профессоров окажется много таких людей. «Ведь если говорить честно, и в бизнес-школах, и в университетах в среде профессоров пока не сформировалось новое отношение к предпринимательству на уровне установок. Вряд ли большинство преподавателей разделяют и, значит, передают ученикам ценности предпринимательства», – считает Людмила Мургулец.

А другая проблема в том, что своеобразный спрос задает такое же предложение. По сути, заказчик бизнес-школ – корпорации. Даже если слушатель оплачивает образование самостоятельно, он стремится научиться тому, что поможет сделать карьеру в его фирме или в тех организациях, куда он хочет устроиться. И хотя выше говорилось, что весь современный бизнес заинтересован в менеджерах с предпринимательскими возможностями, многие компании об этом не подозревают. Как справедливо отмечает Владимир Неровный, только единицы крупных российских фирм в состоянии системно работать с креативными менеджерами: «В лучшем случае они содержат на топовых позициях несколько ключевых человек, обладающих потенциалом предпринимателей». Соответственно, заказчики требуют от бизнес-школ, чтобы те готовили скорее грамотных исполнителей, нежели генераторов перспективных идей и проектов. Пока этот крен будет сохраняться, появление специальных программ обучения предпринимательству неизбежно.

  • Елена Кром, автор «Эксперт», «Эксперт Северо-Запад», «Эксперт Урал», «Менеджмент роста»
  • Алексей Леонтьев, корреспондент журнала «Эксперт Северо-Запад»