«Для японских рабочих характерно то, что они работают не только руками, но и головой: наши рабочие вносят 1,5 миллиона предложений в год, и 95 процентов из них находят практическое применение…»

 

 

Эйди Тоёда

Председатель Toyota Motor

 

 

 

 

 

В 1985 г. самое большое количество предложений по улучшению подали служащие компании Matushita. Оно превысило 6 миллионов!

 

«В компании есть две группы работников – те, кто зарабатывает деньги, и те, кто не зарабатывает. Их можно назвать иждивенцами!»

Такеси Кавасэ

 

Со времен начала работы в 1977 году банка Sanwa Bank сотрудникам кружка качества удалось решить 10 000 проблем!

Пытаясь постичь японское послевоенное «экономическое чудо», ученые, экономисты и предприниматели добросовестно изучали такие факторы, как производительность, всеобщий контроль качества (TQC), работа малых групп, система подачи предложений, автоматизация, промышленные работы и систему пожизненного найма.

Оказалось, что все «хитроумные» методы японского менеджмента можно было свести к одной концепции управления бизнесом – Кайдзен.

Нам, воспитанникам западного менеджмента (вспомните, кто ставил менеджмент на российских предприятиях в 90-е годы!) сложнее, например, подобрать должность под человека, нежели человека под должность. Мы уже привыкли «ориентироваться на результат», для достижения которого  - «любые средства хороши». Нам проще мотивировать деньгами, чем зарождать в людях моральную преданность компании. Все эти наши управленческие навыки, принципы и привычки, подаренные нам «мистером Смитом»  составляют нашу стратегию завоевания рынка.

 

Что такое Кайдзен?

 

Между тем японские менеджеры успешно конкурируют на рынке за счет совершенно противоположных методов управления. Их конкурентная стратегия Кайдзен на сегодняшний день является средоточием интереса американских менеджеров, а продвинутые московские холдинги заказывают тренинги управления Кайдзен для того, чтобы внедрять у себя эту концепцию.

Центральная идея Кайдзен заключается в том, что без совершенствования в компании не должно проходить ни дня! С одной стороны, Кайдзен – это философия управления бизнесом, но с другой – это комплекс методов и технологий, позволяющих, вовлекая все уровни работников (!), непрерывно создавать все более конкурентоспособный продукт.

 

Мистер Смит и господин Оцубо: они такие разные

 

Чтобы понять отличие стиля управления Кайдзен от привычного нам «западного», можно пофантазировать, какие бы советы по управлению дали бы нам представители этих двух конкурентных стратегий:

Мистер Смит: Отдавайте  четкие распоряжения.

 

Мистер Смит: Вознаграждайте за результат.

 

 

Мистер Смит: Стимулируйте конкуренцию.

 

 

Мистер Смит: Сконцентрируйтесь на целях.

 

Мистер Смит: Применяйте штрафные санкции.

Господин Оцубо: Внимательно слушайте предложения.

 

Господин Оцубо: Вознаграждайте за маленькие шаги.

 

Господин Оцубо: Поощряйте климат сотрудничества.

 

Господин Оцубо: Познавайте процесс.

 

Господин Оцубо: Не наказывайте, а учите, как и почему.

В целом, концепция Кайдзен только на первый взгляд кажется сложной для понимания. На самом деле принципы и методы этой концепции просты и доступны – ведь сама концепция основана на упрощении сложного и приведение в порядок непонятного.