Автор статьи -
Сегодня много говорят о кризисе, неплатежах, сокращении расходов, сокращении персонала. Но мало говорят , которые позволят не только выжить организации в кризис, но и опередить конкурентов. Другими словами о том, как организации стать более эффективной в кризис, чем конкуренты.
Цель статьи - поиск вариантов повышения (в т.ч. финансовой) предприятия в период кризиса, да и не только в кризис.
Одно из определений эффективности.
Эффективность - способность получать результаты с наименьшими затратами ресурсов (Stewart, 1985).
В самом общем упрощенном виде, эффективность, применительно к организации, - отношение выручки предприятия к издержкам.
Исходя из определения, существует следующие варианты повышения эффективности:
- Выручка растет быстрее, чем затраты.
- Затраты снижаются быстрее, чем выручка.
- Идеальный вариант - выручка растет, затраты падают.
Наблюдаются две тенденции.
- В период стабильности и роста рынка внимание руководителей и собственников сосредоточено, как правило, на завоевании рынков, росте выручки, затратам уделяется мало внимания.
- В период кризиса внимание руководителей и собственников сосредоточено, как правило, на снижении затрат. На втором месте - как удержать выручку на прежних показателях, реже, как поднять выручку.
Безусловная польза кризиса в том, что он заставляет руководителей серьезно думаться о затратах предприятия и о повышении эффективности работы организации.
Зачастую, самыми доступными способами снижения затрат во время кризиса являются:
- Замораживание некоторых проектов.
- Сокращение ФЗП (урезание премий, сокращения). Более 80% российских компаний сокращают людей или зарплаты.
- Сокращение арендных платежей (переезд на меньшую и дешевую площадь).
- Сокращение складского запаса (снижение нормы запаса, распродажа неликвидов).
Что мы собственно и наблюдаем сегодня на Российском рынке.
Действия по пп. 1, 3, 4 достаточно очевидны.
Не очевидны действия по п. 2. Вопрос в том, как сократить затраты на персонал во время кризиса так, чтобы не потерять в эффективности работы. Ведь что-то же люди до этого делали, чем-то были полезны организации.
Здесь вспоминаются работы Ф.У. Тейлора и Ф. Джилберта.
«По нашей системе люди, не уставая, производят за то же время в 13! раз больше [кладут 350 кирпичей в час] (относительно "эталона", задаваемого профсоюзом каменщиков, работавших по сдельной системе оплаты и требовавших установить норму в 275 кирпичей в день и повысить расценку). И получают при более легком, но одновременно гораздо более производительном труде процентов на 35% больше, чем средний каменщик на рынке».
И еще вспоминается стахановское движение. Очень хорошая была идея по выводу страны из кризиса после революции. Жаль только, что ее испортили плохим исполнением.
"Стахановским" движение названо по имени его зачинателя - забойщика шахты "Центральная - Ирмино" (Донбасс) А. Г. , добывший 1 февраля 1936 на шахте № 1 "Кочегарка" (Горловка) 607 т угля за смену.
В резолюции пленума [ЦК ВКП (б), декабрь 1935] подчёркнуто: "Стахановское движение означает организацию труда по-новому, рационализацию технологических процессов, правильное разделение труда в производстве, освобождение квалифицированных рабочих от второстепенной подготовительной работы, лучшую организацию рабочего места, обеспечение быстрого роста производительности труда, обеспечение значительного роста заработной платы рабочих и служащих"
БСЭ.
Возможно, не все знают, и об этом почти не пишут, но дело в том, что до Стаханова каждый шахтер:
- Работал отбойным молотком,
- Подносил столбы и доски,
- Крепил свод шахты, используя столбы и доски,
- Выполнял другие работы.
Стаханов и Изотов, как высоко - квалифицированные специалисты, работали только отбойным молотком, остальную работу делали менее квалифицированные крепильщики. Поэтому выработку в 102 т (Стаханов) и в 607 т (Изотов) нужно поделить на несколько человек.
Тем не менее, производительность труда, благодаря стахановскому движению в целом выросла очень значительно и позволила Советскому Союзу быстро преодолеть кризис.
Развернувшееся стахановское движение способствовало значительному росту производительности труда. Так ... производительность труда в промышленности СССР выросла ... за годы 2-й пятилетки (1933-37) на 82%.
Что делает сегодня большинство продавцов (менеджеров по продажам):
- Продают товар,
- Оформляют документы,
- Организуют и / или контролируют отгрузку,
- Выполняют другие работы.
Не прослеживаете ли Вы аналогию между тем, чем занимается современный продавец и тем, чем занимались шахтеры до Стаханова?
Увы, реалии нашего рынка таковы, что в российских компаниях квалифицированный персонал (не только продавцы) очень часто выполняет много неквалифицированной, рутинной работы.
Это одна из причин, почему в России очень низкая производительность труда.
Неэффективность трудовой деятельности россиян подчеркивают ... цифры. По расчетам Международной Организации Труда (МОТ), в 2005 году вклад каждого гражданина в ВВП страны составил $ 15,563 тыс. При этом в США - это почти $ 64 тыс. ежегодно, в восточноевропейских странах - $ 20-25 тыс., и даже в странах СНГ показатели приличнее: в Армении - $ 22,763 тыс., в Беларуси - $ 21,527 тыс., в Казахстане - $ 18,688 тыс.
Давайте сравним советскую терминологию про стахановское движение и современную бизнес-терминологию.
Советская терминология |
Современная терминология |
рационализация технологических процессов |
|
правильное разделение труда в производстве |
|
освобождение квалифицированных рабочих от второстепенной подготовительной работы |
|
лучшую организацию рабочего места |
и др. |
Велосипед давно изобретен, и более того, многие его используют.
Сегодня разрыв в уровне производительности труда между 20% лучших и 20% худших предприятий в каждой отрасли составляет от 10 до 20 раз.
Методикам «оптимизации бизнес-процессов» и «оптимизации организационной структуры» уже несколько десятков лет.
Производительность труда - один из ключевых показателей эффективности работы организации.
Простое сокращение персонала в кризис позволяет компании что-то сэкономить в краткосрочной перспективе, но практически никак не отражается на итоговой эффективности организации в долгосрочной перспективе.
Простое сокращение персонала в кризис не является действенной антикризисной мерой.
- повышение производительности труда благодаря разделению (перераспределению) труда между сотрудниками организации, внедрению современных бизнес-технологий. Это очень мощный резерв для повышения эффективности компании во время кризиса.
На заре рыночных отношений, пока рынок был «пустым», выигрывал тот, кто был проворнее других. Работал принцип: «Кто первым встал, того и тапки». Сегодня эта стратегия работает намного хуже, поскольку рынок достаточно наполнен.
Кризис сделал рынок еще более тесным. Выживут и вырвутся вперед те, кто использует , квалифицированные функции отделены от не квалифицированных, отлажены бизнес-процессы, как следствие, оптимизированы затраты.
Уважаемые руководители и собственники бизнеса!
Благодаря Вашему таланту родилось и развилось много интересных бизнесов. Но невозможно быть мастером на все руки.
Если Вы решите оптимизировать свою организационную структуру, перераспределить работу и обязанности, оптимизировать бизнес-процессы, повысить эффективность бизнеса, пригласите все-таки для этого профессионала, владеющего специальными инструментами. Вспомните еще раз о разделении труда!
Всех благ!
16.12.08.