Что такое конфликт в организации, то есть не в привычном понимании этого слова? Отличия от бытового определения конфликта. (см. курсы, семинары и тренинги по конфликтам, управлению конфликтами, разрешению конфликтов)
Если заглянуть в словарь, конфликт – это открытое столкновение, борьба за ценности и претензии на определенный статус, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.
Конфликт внутри компании – это сигнал о невыполнении руководителем одной из его ключевых функций, а именно координационной. Координация – это согласование действий подчиненных для достижения общих целей. Открытый конфликт всегда является показателем неискушенности и прямолинейного мышления людей.
Но если говорить серьезно, такой вещи, как конфликт, в природе не существует – чтобы в этом убедиться, достаточно попытаться положить его в сейф или хотя бы просто схватить за горло. До тех пор пока мы используем в своей речи это слово, добиться более конструктивного общения будет очень трудно.
Термин «конфликт» используется потому, что очень выгоден нескольким группам людей:
- Психологи-конфликтологи. Они вообще могут зарабатывать деньги только до тех пор, пока существуют конфликты.
- Деловые люди, не желающие обучаться эффективной коммуникации. Пока существует (хотя бы на словах) некий самостоятельный внешний объект («конфликт») – можно оправдывать любое свое поведение.
Использовать слово «конфликт» в отношении современного делового общения - все равно что говорить о «мазне» в художественном искусстве.
Можете представить себе искусствоведа, всерьез рассуждающего на тему:
«Что такое мазня в современном искусстве, и чем она отличается от мазни малышей в детском саду? Какие причины мазни мы можем выделить? Если мазня все же наступила – можно ли ей управлять?»
Я вообще предлагаю в рамках данной статьи вместо слова «конфликт» использовать слово «мазня». Тогда исчезнет ореол интеллигентности и научности, и станет очевидно, что мы имеем в виду коммуникативные неаккуратности, грубость, хамство и неумение общаться конструктивно.
Причины конфликтов
Насколько верно утверждение, что в 99 случаях из 100 конфликты между персоналом и руководством происходят на почве личной неприязни? Какие еще важные причины конфликтов Вы можете назвать?
Можно выделить следующие причины возникновения деловой мазни:
- Коммуникативная некомпетентность – отсутствие у коллег надежных навыков конструктивного общения.
- Эмоциональная тупость обоих сторон. Т.е. у людей недоразвит эмоциональный интеллект, что означает их неспособность учитывать в общении собственные эмоции и эмоции других людей.
- Наличие в компании хотя бы одного м*дака. Т.е. человека патологически склонного к грубости и унижению других (подробнее об этом читайте в книге Роберта Саттона «М*дакам вход воспрещен»). Это уже проблема подбора персонала. И сейчас, на фоне кризиса, она может быть, при желании, легко решена.
- Целенаправленное раздувание мазни в ходе «управленческих поединков» с целью извлечь выгоду (усилить влияние, ухудшить чей-то имидж и т.д.).
Как предотвращать конфликты?
В каких ситуациях это возможно, а в каких – нет?
Превентивные меры лучше всего: развивать эмоциональный интеллект, обучаться эффективному общению, ввести правило «м*дакам вход воспрещен», жестоко пресекать зарождающуюся мазню в самом начале.
Это как в бою. Умение вести бой нужно только для спортивных соревнований. В жизни ценнее умение пресекать бой любым доступным способом: бегство, обездвиживание противника, уничтожение противника и т. д.
Если конфликт все же наступил, насколько возможно управлять им?
Мазня не наступает сама – ее создают и поддерживают живые люди, при помощи конкретных действий. Можно ли ей управлять? Управлять можно и нужно только собственным поведением, которое приводит к подобным ситуациям – это гораздо более эффективно.
Если вы все-таки довели дело до открытого противостояния, необходимо помнить, что в такой ситуации часто возникают разрушительные эмоции. Победителем выйдет тот, кто сумеет на фоне сильных чувств действовать целесообразно, что называется с «холодной головой».
Руководителю же стоит обратить внимание еще и на то, что его личная победа в схватке может обернуться управленческим поражением. Ведь определение эффективного управления включает в себя аспект сохранения взаимоотношений для дальнейшей работы. А управленческий успех может быть сопряжен с необходимостью поступиться личными интересами.
В общем-то тратить силы на управление конфликтом не стоит – лучше его сразу уволить.
Будет не слишком самонадеянно утверждать, что в настоящих условиях финансового кризиса конфликты имеют место быть повсеместно. Есть ли специфика управления конфликтами в таких условиях? Ведь обостренная эмоциональная обстановка сказывается на всех и не всегда приводит к положительным результатам…
Действительно, нервы у всех на пределе, и, оправдывая себя сложной ситуацией, люди будут пытаться сбросить напряжение за счет банальных перепалок. Никаких особенностей здесь нет. Нужно просто готовить себя эмоционально и поведенчески и вместо естественного желания вовлекаться в драку нарабатывать состояние внимательной-готовности, чтобы вас не застали врасплох. Кризис - это не то время, когда стоит потакать своим и чужим неэффективным привычкам. Именно сейчас нужна максимальная собранность и коммуникативная аккуратность. Пожалуйста, помните, что вы несете стопроцентную ответственность только за собственное поведение, а это не так уж мало.
Статья опубликована в журнале «Новости менеджмента»