Приложение
Вопросник к тесту «Мотивационный профиль»
Для оценки каждого из вариантов (а), (Ь), (с), (d) в рамках приведенных утверждений, используйте все 11 баллов. Распределите 11 баллов между теми ответами, которые больше всего характеризуют вас
1. Я полагаю, что мог бы внести большой вклад на такой работе, где
- хорошая заработная плата и прочие виды вознаграждений;
- есть возможность выбора своего графика работы;
- я мог бы влиять на принятие решений и демонстрировать свои достоинства как работника;
- у меня есть возможность совершенствоваться и расти как личность.
2. Я не хотел бы работать там, где
- отсутствуют четкие указания, что от меня требуется;
- практически отсутствуют обратная связь и оценка эффективности моей работы;
- то, чем я занимаюсь, выглядит малополезным и малоценным;.
- плохие условия работы, слишком шумно или грязно.
3. Для меня важно, чтобы моя работа
- была связана со значительным разнообразием и переменами;
- давала мне возможность работать с широким кругом людей;
- обеспечивала мне четкие указания, чтобы я знал, что от меня требуется;
- давала мне возможность полноценно отдыхать.
4. Я полагаю, что я не был бы очень заинтересован работой, которая
- обеспечивала бы мне мало контактов с другими людьми;
- едва ли была бы замечена другими людьми;
- не имела бы конкретных очертаний, так что я не был бы уверен, что от меня требуется;
- была бы сопряжена с определенным объемом рутинных операций.
5. Работа мне нравится, если
- я четко представляю себе, что от меня требуется;
- у меня удобное рабочее место, и меня мало отвлекают;
- у меня хорошие вознаграждение и заработная плата;
- позволяет мне совершенствовать свои профессиональные качества.
6. Полагаю, что мне бы понравилось, если
- были бы хорошие условия работы и отсутствовало бы давление на меня;
- у меня был бы очень хороший оклад;
- работа в действительности была бы полезная и приносила мне удовлетворение;
- мои достижения и работа оценивались бы по достоинству.
7. Я не считаю, что работа должна
- быть слабо структурированной, так что непонятно, что же следует делать;
- увлекать людей настолько, что они думают о ней после работы;
- быть малозначимой и малополезной для общества или неинтересной для выполнения;
- оставаться непризнанной, или ее выполнение должно восприниматься как само собой разумеющееся.
8. Работа, приносящая удовлетворение,
- связана со значительным разнообразием, переменами и стимуляцией энтузиазма;
- дает возможность совершенствовать свои профессиональные качества и развиваться как личность;
- является полезной и значимой для общества;
- позволяет мне быть креативным (проявлять творческий подход)и экспериментировать с новыми идеями.
9. Важно, чтобы работа
- признавалась и ценилась организацией, в которой я работаю;
- давала бы возможности для персонального роста и совершенствования;
- была сопряжена с большим разнообразием и переменами;
- позволяла бы работнику оказывать влияние на других.
10. Я не считаю, что работа будет приносить удовлетворение, если
- в процессе ее выполнения мало возможностей осуществлять контакты с разными людьми;
- оклад и вознаграждение не очень хорошие;
- я не могу установить и поддерживать добрые отношения с коллегами по работе;
- у меня очень мало самостоятельности или возможностей для проявления гибкости.
11. Самой хорошей является такая работа, которая
- обеспечивает хорошие рабочие условия;
- дает четкие инструкции и разъяснения по поводу содержания работы;
- предполагает выполнение интересных и полезных заданий;
- позволяет получить признание личных достижений и качества работы.
12. Вероятно, я не буду хорошо работать, если
- имеется мало возможностей ставить перед собой цели и достигать их;
- я не имею возможности совершенствовать свои личные качества;
- тяжелая работа не получает признания и соответствующего вознаграждения;
- на рабочем месте пыльно, грязно или шумно.
13. При определении служебных обязанностей важно
- получит гарантии, что переработок не будет;
- предоставить работнику возможность ставить цели и достигать их;
- обеспечить условия для проявления работниками творческого начала;
- обеспечить комфортность и чистоту места работы.
14. Вероятно, я не захочу работать там, где
- у меня будет мало самостоятельности и возможностей для совершенствования своей личности;
- не поощряются исследования и проявление научного любопытства;
- очень мало контактов с широким кругом людей;
- отсутствуют достойные надбавки и дополнительные льготы.
15. Я был бы удовлетворен, если
- была бы возможность оказывать влияние на принятие решений другими работниками;
- работа предоставляла бы широкое разнообразие и перемены;
- мои достижения были бы оценены другими людьми;
- я точно знал бы, что от меня требуется и как я должен это выполнять.
16. Работа меньше удовлетворяла бы меня, если
- не позволяла бы ставить и добиваться сложных целей;
- четко не знал бы правил и процедур выполнения работы;
- уровень оплаты моего труда не соответствовал бы уровню сложности выполняемой работы;
- я практически не мог бы влиять на принимаемые решения и на то, что делают другие.
17. Я полагаю, что должность должна предоставлять
- четкие должностные инструкции и указания на то, что от меня требуется;
- возможности распределять время на выполнение задания и отдыха;
- возможности выполнять сложные производственные задания, требующие напряжения всех сил;
- разнообразие, перемены и поощрения.
18. Работа приносила бы меньше удовлетворения, если
- не допускала бы возможности хотя бы небольшого творческого вклада;
- осуществлялась бы изолированно, т.е. работник должен был бы работать в одиночестве;
- отсутствовал бы благоприятный внутренний климат, в котором работник мог бы профессионально расти;
- не давала бы возможности оказывать влияние на принятие решений.
19. Я хотел бы работать там, где
- другие люди признают и ценят выполняемую мной работу;
- у меня будет возможность оказывать влияние на то, что делают другие;
- имеется достойная система надбавок и дополнительных льгот;
- можно выдвигать и апробировать новые идеи и проявлять креативность.
20. Вряд ли я захотел бы работать там, где
- не существует разнообразия или перемен в работе;
- у меня будет мало возможностей влиять на принимаемые решения;
- заработная плата не слишком высока;
- условия работы недостаточно хорошие,
21. Я полагаю, что приносящая удовлетворение работа должна предусматривать
- наличие четких указаний, чтобы работники знали, что от них требуется;
- возможность проявлять креативность;
- возможность встречаться с интересными людьми;
- чувство удовлетворения и действительно интересные задания.
22. Работа не будет доставлять удовольствие, если
- предусмотрены незначительные надбавки и дополнительные льготы;
- условия работы некомфортны или в помещении очень шумно;
- работник не имеет возможности сравнивать свою работу с работой других;
- не поощряются исследования, творческий подход и новые идеи.
23. Я считаю важным, чтобы работа обеспечивала мне
- множество контактов с широким кругом интересных людей;
- возможность установления и достижения целей;
- возможность влиять на принятие решений;
- высокий уровень заработной платы.
24. Я не думаю, чтобы мне нравилась бы работа, если
- условия работы некомфортны, на рабочем месте грязно или шумно;
- мало шансов влиять на других людей;
- мало возможностей для достижения поставленных целей;
- я не мог бы проявлять креативность и предлагать новые идеи.
25. В процессе организации работы важно
- обеспечить чистоту и комфортность рабочего места;
- создать условия для проявления работником самостоятельности;
- предусмотреть возможность разнообразия и перемен;
- обеспечить человеку широкие возможности контактов с другими людьми.
26. Скорее всего я не захотел бы работать там, где
- условия работы некомфортны, т.е. шумно или грязно и т.д.;
- мало возможностей осуществлять контакты с другими людьми;
- работа не является интересной или полезной;
- работа рутинная и задания редко меняются.
27. Работа приносит удовлетворение, вероятно, когда
- люди признают и ценят хорошо выполненную работу;
- существуют широкие возможности для маневра и проявления гибкости;
- можно ставить перед собой сложные и смелые цели;
- остаются силы и время на семью, спорт, увлечения.
28. Мне бы не понравилась работа, которая
- не была бы полезной и не приносила бы чувства удовлетворения;
- не содержала бы в себе стимула к переменам;
- со строго нормированным пропускным режимом;
- была бы неконкретной и не ставила бы сложных задач.
29. Я бы проявил стремление работать там, где
- работа интересная и полезная;
- за достойный вклад давали дополнительный отпуск;
- меня окружали бы интересные люди;
- я мог бы оказывать влияние на принятие решений.
30. Я не считаю, что работа должна
- предусматривать, чтобы человек большую часть времени работал в одиночку;
- давать мало шансов на признание личных достижений работника;
- мешать моей личной жизни;
- состоять в основном из рутинных обязанностей.
31. Хорошо спланированная работа обязательно
- предусматривает достаточный набор льгот и множество надбавок;
- имеет четкие рекомендации по выполнению и должностные обязанности;
- предусматривает возможность ставить цели и достигать их;
- стимулирует и поощряет выдвижение новых идей.
32. Я считал бы, что работа не приносит удовлетворения, если
- не мог бы выполнять сложную перспективную работу;
- было бы мало возможностей для проявления креативности;
- допускалась бы лишь малая доля самостоятельности;
- сама суть работы не представлялась бы полезной или нужной.
33. Наиболее важными характеристиками должности являются
- возможность для творческого подхода и оригинального нестандартного мышления;
- важные обязанности, выполнение которых приносит удовлетворение;
- гибкий график работы;
- наличие значимых целей, которых призван достичь работник.
Для получения наилучших результатов на вопросы следует отвечать быстро. Ваш первый, может быть, не вполне осознанный ответ, вероятно, и есть наиболее верное отражение ваших истинных чувств.
Следует внимательно читать каждое утверждение вопросника и вписывать свои оценки непосредственно в Протокол. Следите за тем, чтобы все 11 баллов были распределены между четырьмя предложенными в каждом вопросе утверждениями (A—D). Вам нужно распределить 11 баллов между четырьмя вариантами каждого из утверждений, обозначенными буквами (а), (b), (с) и (d). Всего утверждений 33, следовательно, получается в общей сложности 363 балла.
Протокол тесту «Мотивационный профиль»
Номер утверждения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | (a)___ | (b)___ | (c)___ | (d)___ | ||||||||
2 | (d)___ | (a)___ | (b)___ | (c)___ | ||||||||
3 | (c)___ | (b)___ | (d)___ | (a)___ | ||||||||
4 | (c)___ | (a)___ | (b)___ | (d)___ | ||||||||
5 | (c)___ | (b)___ | (a)___ | (d)___ | ||||||||
6 | (b)___ | (a)___ | (d)___ | (c)___ | ||||||||
7 | (a)___ | (d)___ | (c)___ | |||||||||
8 | (a)___ | (d)___ | (b)___ | (c)___ | ||||||||
9 | (a)___ | (d)___ | (c)___ | (b)___ | ||||||||
10 | (b)___ | (a)___ | (c)___ | (d)___ | ||||||||
11 | (a)___ | (b)___ | (d)___ | (c)___ | ||||||||
12 | (d)___ | (c)___ | (a)___ | (b)___ | ||||||||
13 | (d)___ | (a)___ | (b)___ | (c)___ | ||||||||
14 | (d)___ | (c)___ | (b)___ | (a)___ | ||||||||
15 | (d)___ | (c)___ | (a)___ | (b)___ | ||||||||
16 | (c)___ | (b)___ | (a)___ | (d)___ | ||||||||
17 | (a)___ | (b)___ | (c)___ | (d)___ | ||||||||
18 | (b)___ | (d)___ | (a)___ | (c)___ | ||||||||
19 | (c)___ | (a)___ | (b)___ | (d)___ | ||||||||
20 | (c)___ | (d)___ | (b)___ | (a)___ | ||||||||
21 | (a)___ | (c)___ | (b)___ | (d)___ | ||||||||
22 | (a)___ | (c)___ | (d)___ | |||||||||
23 | (d)___ | (a)___ | (b)___ | (c)___ | ||||||||
24 | (a)___ | (c)___ | (b)___ | (d)___ | ||||||||
25 | (a)___ | (d)___ | (c)___ | (b)___ | ||||||||
26 | (a)___ | (b)___ | (d)___ | (c)___ | ||||||||
27 | (d)___ | (a)___ | (b)___ | |||||||||
28 | (c)___ | (d)___ | (b)___ | (a)___ | ||||||||
29 | (c)___ | (b)___ | (d)___ | (a)___ | ||||||||
30 | (a)___ | (c)___ | (b)___ | (d)___ | ||||||||
31 | (a)___ | (b)___ | (c)___ | (d)___ | ||||||||
32 | (a)___ | (b)___ | (c)___ | (d)___ | ||||||||
33 | (c)___ | (d)___ | (a)___ | (b)___ | ||||||||
ИТОГО |
Характеристика потребностей (внутренних мотиваторов)
- Потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении; желание иметь работу с хорошим набором льгот и надбавок. Данная потребность выявляет тенденцию к изменению в процессе трудовой жизни; увеличение трат обусловливает повышение значения этой потребности (например, наличие долгов, возникновение новых семейных обязательств, дополнительные или тяжелые финансовые обязательства)
- Потребность в хороших условиях работы и комфортной окружаю щей обстановке.
- Потребность в четком структурировании работы, понимании через обратную связь о результативности своей работы, потребность в снижении неопределенности и установлении правил и директив выполнения работы. (Мерило потребности в руководстве и определенности; потребность, которая может служить индикатором стресса или беспокойства и которая может возрастать или падать, когда человек сталкивается с серьезными изменениями в своей личной жизни или на работе.)
- Потребность в социальных контактах: общение с широким кругом людей, легкая степень доверительности, тесных связей с коллегами. (Это показатель стремления работать с другими людьми, который не следует путать с тем, насколько хорошо человек относится к своим коллегам. Этот фактор может иметь очень низкое значение, тем не менее человек может быть достаточно социально адаптированным.).
- Потребность в наличии большего свободного времени, гибкости графика. Показатель того, что человек хотел бы больше времени уделять чему-либо помимо работы. Потребность разграничить и оптимизировать деловую и личную жизнь не в ущерб ни одной
- Потребность в завоевании признания со стороны других людей, в том, чтобы окружающие ценили заслуги, достижения и успехи индивидуума. (Этот показатель указывает на симпатии к другим и хорошие социальные взаимоотношения, это потребность личности во внимании со стороны других людей, желание чувствовать собственную значимость.)
- Потребность ставить для себя дерзновенные сложные цели и достигать их; это показатель потребности следовать поставленным целям и быть самомотивированным. (Показатель стремления намечать и завоевывать сложные, многообещающие рубежи.)
- Потребность во влиятельности и власти, стремление руководить другими; настойчивое стремление к конкуренции и влиятельности. (Это — показатель конкурентной напористости, поскольку предусматривает обязательное сравнение с другими людьми и оказание на них влияния.)
- Потребность в разнообразии, переменах и стимуляции; стремление избегать рутины (скуки). (Указывает тенденцию всегда находиться в состоянии приподнятости, готовности к действиям, любви к переменам и стимуляции.)
- Потребность быть креативным, анализирующим, думающим работником, открытым для новых идей. (Этот показатель свидетельствует о тенденции к проявлению пытливости, любопытства и не тривиального мышления. Но идеи, которые вносит и к которым стремится данный индивидуум, не обязательно будут правильными или приемлемыми.)
- Потребность в совершенствовании, росте и развитии как личности. (Показатель желания самостоятельности, независимости и само совершенствования.)
- Потребность в ощущении востребованности в интересной общественно полезной работе. (Это показатель потребности в работе, наполненной смыслом и значением, с элементом общественной полезности.)
Варианты мотивации сотрудников
№ фактора | Краткое описание | Примеры мотивирующего воздействия |
1 | Потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении | |
2 | Потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке. | |
3 | Потребность в четком структурировании работы | |
4 | Потребность в социальных контактах | |
5 | Потребность в большем наличии свободного времени, гибкости графика | |
6 | Потребность в завоевании признания со стороны других людей | |
7 | Потребность ставить для себя дерзновенные сложные цели и достигать их | |
8 | Потребность во влиятельности и власти | |
9 | Потребность в разнообразии | |
10 | Потребность быть креативным | |
11 | Потребность в совершенствовании | |
12 | Потребность в ощущении востребованности в интересной общественно полезной работе. |
Список литературы
- Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией. М., ЮНИТИ, 2009
- Самоукина Н.В. Настольная книга директора по персоналу. М., ЭКСМО, 2009
- Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. Второе издание. М., ЭКСМО, 2010
- Самоукина Н.В. Как нематериальные факторы сделать материальными? Теория поколений и сила компании в условиях кризиса // ж. «Я номер один», № 11 (ноябрь), 2009
- Самоукина Н.В. Нематериальная мотивация персонала в условиях кризиса// ж. «Мотивация и оплата труда», №1, 2009
- Шамис Е. Теория поколений // ж. «Стильный журнал об управлении людьми», № 5, 2007