Зачастую, когда человек начинает готовиться к публичному выступлению, первое, о чём он думает, это текст, который надо сочинить, и память, которая должна не подвести. Если вам доводилось выступать перед аудиторией, вы помните ночь перед выступлением. Вы помните?!
С чего начать, где будут руки, вдруг забуду речь и опозорюсь, если зададут вопрос, ответа на который я не знаю... Публичное мастерство, ораторское искусство – это не «красивое говорение», это способность управлять своей речью и через это воздействовать на тех, кто слушает.
Речь - это человек в целом. Как он живёт, как он чувствует, как он думает - так и говорит. "Что находится в кувшине, то и льётся из него". Главная задача при подготовке к публичному выступлению (докладу на собрании акционеров, презентации проекта, учебному докладу или политическому выступлению) познакомиться не с приёмами говорения, это становится важным на следующем этапе подготовки, а с тем, по каким законам самообраз или конкретное понимание чего-то раскрываются наружу. Понять, почему одна и та же мысль, произнесенная по-разному, имеет разное воздействие и можно ли этим воздействием управлять. Например, многие политики говорят одни и те же слова: справедливость, уважение к старикам, поддержка молодёжи и приоритет детям. Но одним людям мы верим, другим нет. Публичная речь - это мгновенное раскрытие всего человека. Это всегда самопрезентация, рассказ из себя и про себя. Про то, что волнует. Поэтому работа по подготовке публичных выступлений происходит на более глубоком уровне, чем ознакомление только с ораторскими приёмами. Без «психологических глубин и мировоззренческих высот» такая работа не делается.
Когда мы рассуждаем о публичном выступлении, без упоминания архетипа нам не обойтись. Жизненный сценарий человека и его ведущий архетип управляет не только судьбой этого человека, но и жизнью на публике, публичной речью в том числе.
Архетип – это бессознательная схема, которая управляет жизненным сценарием и влияет на судьбу человека. Это первообраз, врождённая часть психики. Можно сказать, что внутренний образ вступает в резонанс с прошлыми действиями своего прообраза, и архетип «знает», куда жить дальше. Это набор поведенческих моделей. Способов жить, действовать и… говорить.
Например, если молодой девушкой управляет архетип Афродиты, богини любви, то мы наблюдаем примерно такой жизненный сценарий и рисунок поведения, как у Ксении Собчак. Она проживает архетип любовницы, который управляет потребностью женщины в чувственных удовольствиях, красоте и игре. Любовная энергия побуждает легко и часто влюбляться, вступать в отношения, получать и дарить радость близости. Сексуальный призыв к миру! Именно к миру вообще, а не только к мужчинам. Сексуальность как акт сотворения, и представить себе женой Афродиту - любовницу тяжело. Ксения Собчак жена? Она на кухне готовит котлеты и получает от этого удовольствие? Не верится. Думаю, что кухня в её доме спланирована не из расчёта функциональности, а подчинена требованиям красоты и гармонии. Эта женщина умеет праздновать ненапрасность жизни! Грандиозный личный магнетизм, эротически заряженные разговоры, иногда вульгарный, почти медицинский жаргон. Ревность других женщин, часто зависть и неугасающий интерес мужчин. А ещё непонимание, осуждение со стороны социума, который рассматривает таких женщин, как искусительниц и блудниц. И если этот архетип ярко выражен, то противоречий с нормами морали не избежать. Но упаси Бог таким женщинам послушаться доморощенного психолога или общественность. Необходимо познать, принять свою природу и освободиться от чувства вины, что ты такая. Взрослеть для Афродиты - это значит прорабатывать другие аспекты женской природы и уравновешивать свою страсть.
Теперь представьте такую Афродиту, готовящую публичную речь. Ни какие искусственно сдерживающие её страсть приёмы и схемы не принесут успеха. Это не значит, что можно не уделять внимание подготовке публичных выступлений. Действенный анализ текста, подбор глаголов - все это необходимо. Но недостаточно! Умение, когда нужно, «разогнать» и вовремя сдержать себя, строится из глубокой личностной работы, понимания законов человеческого общения и влияние на личность.
Другой пример. Афина - архетип Богини Мудрости. Она нацелена на достижения, умеет не поддаваться эмоциям, обладает волей и знаниями для того, чтобы справляться с конфликтными ситуациями. Ирина Хакамада - Афина. Если ведущим архетипом женщины является Афина, она нуждается в атмосфере власти и мужских дел. Здравомыслие, прагматичность, отсутствие девичьего романтизма и видение своей цели приведут такую женщину к служению значимой для неё идеи. Причём выбор она всегда будет делать сама. Сама найдёт человека, приедет, напишет, или позвонит и предложит свои способности, компетенции на службу тому, что выбрала. Хороший стратег, она блистает там, где нужны воля, дисциплина и дипломатия. Афина - богиня, которая появилась на свет уже взрослой женщиной в доспехах. Действительно, женщины-Афины живут "в броне". Это их спасение, и это же их проклятие. Жить умом и действовать целенаправленно - вот девиз Афины, и если такой женщине необходимо готовиться к публичной " дуэли", например к политическим дебатам, вряд ли точные формулы и сухие схемы привнесут что-то новое в её и без того аналитический способ мыслить и говорить. А насильственное по отношению к себе требование быть просто эмоциональнее и более открытой приведёт только к худшему. Это нужно выращивать внутри. Это сложно, долго, а часто - больно.
Вечный юноша - Гермес, Бог удачи и неожиданностей. Архетип "всегда холостого" мужчины, который, даже если и женится, то жена не будет занимать в его жизни очень значительного места. Сергей Зверев как воплощение архетипа Гермеса - вечного юноши. Вопрос возраста один из главных для него. Изобретательный, с талантом общения, шустрый и с живым умом. Такие качества одинаково хорошо использовать как для творческих побед, так и для обмана в духе Остапа Бендера. Внутренняя потребность к изменениям даёт возможность служить нескольким музам. И стрижёт и поёт. Быть всегда в движении, ни к чему не привязываться, танцуя, парить по жизни, но при этом быть импульсивным и не желать думать о последствиях.
Гермес ещё и Бог ораторов, такой мужчина обычно очень хорошо говорит. Для него важно управлять своей речью. Почувствовать, например, когда фраза "звезда в шоке" перестаёт быть творческим куражом и становится вульгарным штампом.
Остановимся на могущественном Архетипе Отца. Но в современном публичном мире найти Зевса – небесного отца, царя непросто. Место Зевса на самой вершине, над облаками (он же небесный отец). Он наделён властью, авторитетом, правом быть главным и первым во всём, его уважают и боятся. Он обладает амбициями и волей создать царство и царить. Например, создать семейное дело, или партию, или корпорацию. У него есть естественное преимущество на первенство. В своей жизни многие мужчины используют архетип Зевса (в большинстве случаев – неосознанно), но найти публичную фигуру, которая бы позволила сразу увидеть суть, зерно этого образа, трудно. Для Зевса, как небесного отца, важны два критерия, а именно: его уважают и его боятся.
Другой архетип, отец земной - Посейдон, тем и отличается, что его можно не бояться, а только уважать. Владимир Путин, который бесспорно обладает авторитетом, достаточно дальновидный, способный на решительные действия - всё это аспекты и атрибуты Зевса. Но сказать, что ведущим архетипом Путина является Зевс, нельзя. Хотя сам он бесстрашный, но его не боятся, так, как вождя. И в нем нет величия верховного Бога. Архетип В. Путина - Посейдон, отец земной.
Каждый архетип несёт в себе как позитивные, так и негативные аспекты. Грамотная работа над публичным выступлением предполагает учитывать то, какому архетипу служит человек. Зевс или Посейдон, например, не смогут убедить в своей правоте людей, если речь не будет отвечать на вызовы современности. А сам человек в такой работе должен опираться на главные качества своей личности: власть и могущество, и в первую очередь власть над собой.
Ораторские приёмы, схемы, правильные ударения, хорошая память - всё это важные, необходимые, но не достаточные вещи для работы над публичным выступлением. Страстная потребность сказать, быть услышанным и понятым. Понимание того, зачем говорить, и что в результате этого говорения должно случиться, произойти - вот залог успеха. Потребность говорить с людьми посредством публичного выступления - это или свойство характера или требование профессиональной компетенции. И чем больше масштаб деяний, тем обязательней такой тип деятельности. Если ваша деятельность выходит за рамки вашей личной судьбы и ваши амбиции простираются дальше, чем материальное удовлетворение - вы обречены заниматься публичным мастерством!