Мелочей в бизнесе не бывает. Нужно знать не только контрагента, с которым предстоит работать, но и обычаи страны, где он находится.

Поучительная история произошла с представителем одной российской компании, приехавшим на тендер в Узбекистан. Он вез с собой опечатанную тендерную документацию, которую необходимо было представить к 14-00 для вскрытия ее на тендерном комитете. 

Однако в аэропорту Бухары по требованию узбекских таможенников он был вынужден вскрыть запечатанный конверт для досмотра. Разумеется, запечатать снова и скрепить ее печатью он уже не смог, поскольку сам он не директор компании и печати с собой у него и быть не могло. В результате компания не смогла принять участия в тендере, хотя имела хорошие шансы на успех. И насмарку пошел двухнедельный труд сотрудников по подготовке технической и коммерческой документации.

Что можно посоветовать руководителю?

Мелочей в бизнесе не бывает. Нужно знать не только контрагента, с которым предстоит работать, но и страну в которой он территориально находится. В Узбекистане очень придирчиво относятся к пребывающим из России вне зависимости от размера груза с собой.  На то есть причины – ведь и наши отечественные таможенники весьма педантичны с пребывающими из Средней Азии.  Так что сначала узнайте, какие неожиданности могут подстерегать на границе вашего направленного в командировку сотрудника.

Еще хуже, если вы - опасаясь осложнений на таможне - сгоряча возьмете да и отправите документацию курьерской службой. Предположив, что объем ее небольшой и досматривать ее не будут.  И будете пребывать в уверенности, что через день-два-три груз будет на месте. Увы, мой опыт говорит, что почта  в Узбекистан может идти иногда две недели, потому что ваш груз может полететь сначала в Турцию, побыть там недельку и только потом улететь в Ташкент, откуда еще несколько дней будет добираться до Бухары.

Ташкент – город хлебосольный. Но только для собранных. И не упускающих мелочей из виду.