Слово «совещание» у каждого человека вызывает разные чувства и образы. Кто-то видит совещание как время отдыха от основной работы. Для кого-то это важная часть бизнес-процесса, необходимая для успешного функционирования всей компании. А кто-то считает совещания пустой тратой личного и рабочего времени. Мнения расходятся.
Верно лишь одно – первоначальной целью любого совещания является совместное решение поставленных задач и возникающих проблем, движение к единой цели. Жаль, что не все участники совещаний понимают эту простую истину, вот почему так часто собрания превращаются в балаган, соревнования в ораторском мастерстве и навязывание личных интересов.
Как часто я слышу от сотрудников нескончаемые жалобы: «Опять собрание? Зачем мне на него идти, тратить свое время, если все проблемы могут быть решены без меня?» Любое собрание – это встреча нескольких людей. Жаловаться на это глупо, так как вся наша жизнь состоит из череды различных встреч. Даже банальный обеденный перерыв можно назвать совещанием, когда сотрудники собираются за одним столом и решают насущные проблемы, дают советы, дискуссируют, приходят к определенному решению. Разница лишь в том, что на таком собрании происходит обсуждение личных проблем и переживаний.
Насколько важны встречи? Новые ценности создаются, когда несколько людей встречаются вместе, обмениваются идеями, делятся опытом. Движение к единой цели объединяет и создает эффект синергии, когда несколько людей совместными усилиями могут достигнуть результата, в несколько раз превышающего сумму результатов, которые каждый мог бы достичь по отдельности.
Слово «компания» является составляющей названий многих фирм. Как много успешных бизнесов началось именно со встречи. И примеров тому масса. Если Стив Джобс и Стив Возняк не встретились бы 30 лет назад, возможно, нам бы не предоставилась возможность оценить всю прелесть продукции Apple сегодня. Dolce&Gabbana, Procter&Gambleи множество других знаменитых брендов зародились с момента встречи нескольких предприимчивых людей.
Каждый человек, если рассматривать отдельно, при каждом своем действиируководствуется лишь собственным опытом, опираясь на привычные суждения и представления, пользуясь уже сложившимися моделями поведения. И лишь встречаясь вместе, люди способны на формирование инновационных идей и концепций.
«Как же так? – возможно, спросите вы. – Ведь в истории существует огромное число примеров, когда люди достигали невиданных высот благодаря собственным стремлениям!» Так оно, бесспорно, и есть. Вот только в подавляющем числе случаев за спиной у каждого стояла мощная команда поддержки, готовая прийти на помощь в любую минуту. Это могли быть родственники, друзья, руководство или подчиненные. Когда опыт и усилия нескольких людей складывается воедино, происходит что-то невероятное.
Взять пример с голливудскими фильмами. Любой продукт кинематографического искусства – это не работа лишь режиссера и актеров, которые, зачастую, получают все лавры. Это плод напряженного труда огромной команды людей, специалистов в своем деле. Помимо вышеназванных режиссера и актеров над любой картиной также трудятся сценаристы, операторы, монтажеры, художники по костюмам, графики, звукооператоры, настройщики освещения, продюсеры, всех не перечислить. Без всех этих людей, движимых одной идеей, кинематографии бы не было.
Если рассматривать более насущные ситуации, то посмотрите, к примеру, на растущее с каждым днем число индивидуальных предпринимателей. Само слово «индивидуальный» предполагает, что своих целей такие люди должны добиваться собственными усилиями. Однако каждый более-менее успешный современный предприниматель имеет в своем штате хотя бы несколько человек: менеджеров, продавцов, бухгалтеров и т.д. Нередко они ведут свою деятельность совместно с родственниками или друзьями.
Нахождение в коллективе с людьми, трудящимися над собственными задачами, способствует продуктивной работе. По этой причине с развитием индустрии так называемого фриланса, или удаленной работы, как грибы после дождя повсеместно вырастают коворкинг-центры, куда люди таких профессий как: дизайнеры, программисты, копирайтеры и т.д. приходят трудиться. Атмосфера коллективной работы на самом деле действует благоприятно. Работа в одиночестве быстро наскучивает человеку, он начинает чувствовать себя одиноким и начинает постоянно отвлекаться от выполнения задач.
Это лирическое отступление о том, какую ценность несут встречи, я произвел для того, чтобы в очередной раз подчеркнуть значимость совещаний. А вопрос о том, полезны ли совещания, нужны ли они вообще, если большинство из них не приносит необходимых результатов, это уже вопрос того, с чем вы готовы мириться, вопрос качества. Если вас устраивают бесконечные пустые разговоры, не приводящие в стоящим решениям, если вы готовы так бессмысленно тратить свое время, ничего не изменится.
Когда-то мне на глаза попалась очень интересная история, которая, как мне кажется, идеально подходит сюда в качестве примера. Макдональдс, желая в очередной раз расширить зону своего влияния, принял решение построить свой ресторан в небольшом городке Италии. Это решение вызвало негодование со стороны местных жителей. Пекарь одной из местных лавок не хотел мириться со складывающимся положением дел, и он решил бороться с гигантом фаст-фуда. Он был уверен в своих силах, так как знал, что его преимущество в качестве продуктов. Он кормил практически весь город своими вкуснейшими пирожками, используя для их изготовления лишь свежие истинно итальянские продукты: базилик, моцареллу, томаты.
Пять лет ресторан Макдоналдса просуществовал на своем месте, после чего корпорация приняла решение о его закрытии, так как его содержание было абсолютно нерентабельным. Люди не подверглись новым веяниям моды, они остались верными своим ценностям – питаться вкусной и здоровой едой. Пекарь выиграл эту войну. Все произошедшее он подытожил словами: «Все дело в свободе выбора».
Какие правильные слова. Сделайте свои совещания такими, чтобы никому из сотрудников и в голову не пришло их пропускать, пусть ваши собрания приносят пользу каждому участнику и, как следствие, всей компании в целом.