«Парад… смирно! Равнение на середину!»
В течение последних двух-трёх месяцев на рынке тренинговых услуг всеми игроками отмечается падение активности. Что само по себе вполне ожидаемо и нормально – ситуация в экономике вынуждает постепенно отказываться от расходов, которые многие считают в такой момент лишними. У компаний встаёт вопрос выживания, и лишь некоторые продолжают реализовывать собственные программы развития персонала. Потребителей услуг бизнес-образования начинают волновать совсем другие вопросы: оптимизации штата, организационные изменения, ценообразование… К слову сказать, такая же ситуация была и в 2008 году, в первые месяцы прошлого кризиса: резко упали продажи групповых корпоративных тренингов. Я говорю сейчас о темах, с которыми работаю сам на протяжении многих лет. Прежде всего, это тренинги публичных выступлений в самых разных вариациях и мероприятия по развитию корпоративной идеологии и культуры. И тогда и сейчас продажи подобных обучающих и консалтинговых продуктов резко сократились. Одновременно с этим заметно возросло число заказов на индивидуальное консультирование по публичным выступлениям для руководителей топ-уровня. Особенно работающих в финансовом секторе. Что объяснимо: руководству приходится всё чаще общаться как с внешней, так и с внутренней аудиторией не в самой приятной ситуации. Но сегодня, в отличие от кризиса шестилетней давности, явно наметилась ещё одна тенденция. Возник спрос на мероприятия иного рода.
Эти события можно назвать мотивационными, но я считаю, что точнее здесь было бы слово «воодушевляющими». Крупные и средние компании просят провести короткие встречи с большим количеством своих сотрудников, что-то вроде публичных лекций или воодушевляющих речей. Подобных тем, которые произносят военачальники на парадах перед войсками в канун битв. Такие мероприятия длятся недолго, от часа до трёх. Их отличительный признак это сплав двух состовляющих: полезного содержания и сильной(!) эмоции. Ну и что, спросите вы, мотивационные спичи использовались всегда, и такая услуга не нова для профессиональных спикеров. Это так, но я говорю о том, что в последние месяцы именно эта услуга заметно потеснила все остальные на рынке T&D. Конечно, это только мои наблюдения о собственной деятельности и о ситуации у знакомых коллег. И эти наблюдения не претендуют на охват всего рынка. Но в том сегменте, где мы работаем, тенденция явная.
Разговаривая с заказчиками об этом, нам удалось отметить одно общее место, которое присутствует во всех случаях. Механизм, который порождает спрос на воодушевление, так же прост, как и стар. Римская формула «хлеба и зрелищ!» работает в XXI веке так же чётко, как и в I-м веке. Сначала хлеба, потом развлечений и эмоций. А лучше всего и сразу. И побольше. Но парадокс этой формулы в том, что при недостатке хлеба его можно компенсировать вторым слагаемым – зрелищами. Не совсем, конечно, но в существенной степени. Этот тезис часто вызывает негодование, но он описывает то, что проверено историей. Если не верите, пересмотрите фильм «Гладиатор».
Попробую объяснить суть и экономику этого процесса в современных условиях. Допустим, я руководитель компании, в которой работает сто человек. Уже сейчас почти все мои сотрудники хотят повышения зарплаты. И постоянно напоминают мне об этом. Во-первых, потому, что люди всегда хотят повышения дохода. А во-вторых, потому, что покупательная способность зарплаты к новогодним праздникам упала почти в два раза. А в перспективе нескольких месяцев, видимо, упадёт ещё. Все наши сограждане, получающие свой доход в рублях, находятся под постоянным давлением окружающей реальности. Повседневные заботы и волнение за будущее заставляет жить в ситуации стресса. Как спланировать семейный бюджет, хватит ли денег на всё, есть ли перспектива увеличить доход, насколько изменится привычный уровень жизни. В том, что он изменится, уже мало кто сомневается. И даже когда человек засыпает, ему снится курс доллара… Повседневность давит. Это тяжело. Разговоры о повышении зарплаты остаются только разговорами. Пока, во всяком случае. Если сто моих сотрудников просят поднять им зарплату на 30 тысяч рублей, то мне нужно где-то найти дополнительных 3 миллиона. В месяц. А их нет. Первая реакция большинства руководителей компаний связана не с изысканием средств на повышение зарплат, а с решения, кого и сколько увольнять. Ежедневные сообщения в прессе о планируемых сокращениях в крупных компаниях, иногда сразу на четверть, не оставляют возможности в этом усомниться. Хорошо, даже если я изменю бизнес-процессы в компании и урежу штат сразу на 25%, у меня остаются ещё 75 человек, которые ждут повышения дохода. Это уже 2,25 млн., а на самом деле, даже меньше, потому как зарплаты уволенных сотрудников можно и нужно использовать для поддержки работающих. Но всё равно это весьма значительная сумма. И её нужно находить ежемесячно. Но её нет! Что делать? Обратиться к историческому опыту. Со времён ещё республиканского Рима при недостатке хлеба людей отвлекали зрелищами, вернее, бОльшим их количеством. Именно это слово – отвлекали! От тяжелого пресса повседневности. От депрессивных мыслей и переживаний. Умело вызвав сочетание нужных эмоций. Там (в Риме, а на самом деле, ещё ранее) поняли, что не можешь накормить – отвлеки. Или развлеки. Вот одна из ипостасей явления entertainment, вот одна из его функций. Что я делаю, как руководитель компании для этих 75 человек? В том числе, отвлекаю их. Или развлекаю, кому как больше нравится. И вместо того, чтобы тратить значительную сумму в месяц, которой, всё равно, на данный момент нет, я трачу заметно меньшие деньги на организацию мероприятия, которое их отвлечёт, развлечёт и при этом, хорошо бы, что бы было полезным. И я заказываю толкового спикера, который устраивает своего рода, шоу. В этом шоу есть и полезное содержание. Например, по поводу публичных коммуникаций. Или по поводу лидерства. Или по поводу организационных изменений. И сильная, воодушевляющая эмоция. Что такое воодушевление, можно ли найти ему точное определение? За абсолютную точность не скажу, но, в принципе, можно. Воодушевление это привнесение нового смысла. Содержательно это работа не со знаниями и навыками людей, а с идеологией. Личной и корпоративной. Недаром многие принимают утверждение о том, что корпоративная идеология нужна, в том числе, для того, чтобы меньше платить сотрудникам. Подобное мероприятие способно вызвать, хоть и недолговечную, но мотивирующую эмоцию. И тогда армия готова к бою. И тогда, вместо обучающих и развивающих программ для всех сотрудников я покупаю воодушевляющие. Вместо, условно говоря, «учебки» я устраиваю парад. Механизм, отработанный тысячелетиями. В современных корпоративных реалиях парад это собрание коллектива и мотивационные выступления спикеров, возможно, совмещённые с каким-то праздником. Например, новогодним. Или с днём рождения компании. Получается всё равно дешевле, чем повышение заработной платы в соответствии с колебаниями курсов валют.
А потом? А что потом, спросите вы? Ведь эмоция и воодушевление долго не держатся. И будете правы. А потом следующий парад. А потом ещё. А там «либо осёл помрёт, либо шах». Потому-то парады и расцениваются, как ритуалы. От индийского «рита», одного корня со словом «ритм». Они проводятся периодически. Не ежемесячно, конечно. Реже, но тут уже зависит от конкретной ситуации. Всё равно дешевле. Вот такая экономика и вот такая суть явления.
Многие, прочитав эти строки, возмутятся. Или решат, что автор стать лукавит, или что те, кто заказывают такие услуги в кризис, как бы это сказать помягче… несколько неадекватны. А многие знают, что это работает. Это вечный спор: нужно ли проводить парады на Красной Площади в наше время или нет, нужно ли проводить Олимпиады и чемпионаты или лучше деньги пустить на что-то «более понятное и полезное, материальное». Есть две точки зрения, обе имеют право на существование. Я не спорю, я лишь описываю то, что наблюдаю на рынке. И, конечно, придерживаюсь того мнения, что парады нужны.
Эта история - усреднённая логика размышлений многих заказчиков. И с точки зрения действия в кризисной ситуации она оправдана. Это работает. Рынок T&D в этой части заменяется на рынок edutainment. Временно, конечно. Рано или поздно, при любой экономической ситуации этот баланс изменится. Но сейчас на лицо перекос. Такие вот парадоксы начала кризиса.
Алексей Пронюшин
Компания «Человек Публичный»