Публичные и непубличные профессии.

Обычно, когда мы слышим словосочетание «публичные коммуникации», мы представляем себе большой зал, в котором находятся десятки или сотни людей, репортёры, телекамеры, фотокорреспонденты и один или несколько человек, которые «выступают». А присутствующие слушают их, задают вопросы, фотографируют. Но это лишь частный случай публичных коммуникаций. Мы привыкли понимать под термином «публичный» наличие многих (более двух) участников процесса общения. Но, строго говоря, это не совсем верно. Ведь даже двое это минисоциум. Это уже общество, публика. Вспомним распространённую фразу: «твоё общество мне очень приятно». Законы, по которым происходит человеческое общение, вне зависимости от количества людей, участвующих в этом действии, имеют под собой единую основу. Конечно, выступление при большом скоплении народа, телекамер и общение «один на один» различаются между собой. Но отличие это в степени психологического комфорта или дискомфорта участников, в сценарии, в возможных последствиях, в цене ошибки, в конкретных техниках ведения коммуникации. В основе же своей коммуникативные действия имеют человеческую потребность и необходимость разделять с другими мысли, идеи, собственные состояния, собственную жизнь. Не зря слова «общество» и «общение» однокоренные: они намекают на одно и то же.

Если Ваша деятельность предполагает, как один из базовых процессов, общение с другим, то Вы представитель публичной профессии. В современном мире количество непубличных профессий стремительно сокращается в силу общей информатизации общества. Сегодня, не обладая развитыми навыками коммуникации, трудно быть хорошим управленцем, pr- или hr-специалистом, продавцом, клиент-менеджером.

Презентация себя, компании, услуги или продукта, совещание, доклад на профессиональной конференции, интервью или комментарий в СМИ – это разновидности коммуникативных действий. По большей части, именно из подобных событий складываются системы внешних и внутренних коммуникаций любой компании. Популярное словосочетание «презентационные навыки» подразумевает под собой инструмент, помогающий нам преподнести что-либо другим людям. Преподнести можно что-то материальное (вещь) или нематериальное (идею, услугу). Одни люди владеют этим инструментом лучше, другие хуже. Одними он востребован больше, другими меньше. Но есть общая закономерность: чем менее материально то, что Вы презентуете, тем лучше нужно владеть инструментами этой презентации. Создав что-либо материальное, автор или продавец показывает это «нечто» людям. Они могут потрогать «это», услышать, как «оно» звучит. Увидеть, как блестит на Солнце, почувствовать, как «оно» лежит в ладони. Прокатиться на «этом». И бывает так, что слова в такой момент не нужны. Если же Вы презентуете что-то нематериальное, в большинстве случаев, без слов и специальных навыков совершать это действие (презентацию) обойтись трудно. Но не во всех случаях, пример я приведу чуть позже.

Презентационные навыки: можно ли этому научиться?

Развитие способности эффективно строить коммуникацию, достигать её целей, разъяснять информацию и воодушевлять других людей особенно актуально на пост-советском пространстве и этому есть историческое объяснение. Нас всех учили в школах и институтах различным базовым умениям и навыкам. Без умения читать и писать невозможно представить себе социально активного человека уже на протяжении, как минимум, века. В последние два десятилетия сложно быть деловым человеком без развитых навыков владения компьютерной техникой. Всё это сегодня включается в понятие «грамотность». А вот азам эффективного публичного общения в советской школе нас почти не учили. Объясняется это просто: чем более нормированное, тоталитарное общество, тем менее востребованы процессы коммуникаций, а, значит, и навыки. Советской экономике в гораздо меньшей степени были нужны специалисты, владеющие публичными коммуникациями, чем современной рыночной экономике. Товар почти не приходилось продавать, его нужно было «отпускать», так как, существовал дефицит. И люди, владеющие мастерством публичных коммуникаций, зачастую становились лидерами, руководителями. Сначала в пионерской организации, потом в комсомольской, затем – в партии.

В западных университетах, как американских, так и европейских, публичная коммуникация является отдельной дисциплиной и подтверждается дипломом. С середины ХХ века в разных учебных заведениях она носит различные названия: «коммуникативная эффективность», «риторика», «public speaking», «presentation skills» и т.п. И начинается развитие коммуникативной культуры с детских заведений «раннего возраста» (детских садов).

Возникает резонный вопрос: а можно ли вообще этому научиться? Способность к эффективному общению это талант, дар или приобретаемое свойство? Проще всего ответить на этот вопрос, если вернуться к иллюстрации про школу. Все выпускники школы после обучения там умеют читать и писать, в этом смысле они грамотны. Но писатель, чьи произведения станут шедеврами – один на миллион. То же самое с умением эффективно выступать, презентовать, вести диалог. Большинству людей необходимо наработать и использовать навыки коммуникации для выполнения своих главных профессиональных задач. Зачастую именно этому посвящены консалтинговые и обучающие программы. Проходя тренинги, их участники приобретают навыки и опыт, необходимые для публичных действий. Это азы, без них никуда. И даже опытному публичному деятелю время от времени полезно участвовать в таких мероприятиях, для поддержания формы. Но в этом тексте я не буду подробно описывать техники и приёмы публичных выступлений, содержание тренингов презентационных навыков. Это описано многократно в различных источниках, многим знакомо. Я хочу поделиться своей точкой зрения на то, чего часто не хватает в деле развития коммуникативной компетентности тех, кто предоставляет услуги высокого класса и немаленькой стоимости.

Одна из главных тенденций, явно прослеживающихся на рынке бизнес-образования, связана, на мой взгляд, с тем, что потенциальный заказчик хочет от консультантов и тренеров «погружения» в специфику бизнеса. Существует огромное количество типовых, универсальных предложений. Позвонив в любую компанию, занимающуюся проведением тренингов, семинаров, курсов, можно услышать, что «наш курс универсален: он даёт навыки и технологии коммуникации, которые применимы всюду, от выступления политика на митинге до продажи пирожков в точке быстрого питания». С одной стороны, доля правды в этом присутствует: как я говорил выше, принципы коммуникаций одни и те же для самых разных ситуаций. Но представьте себе: Вы решили поспособствовать гуманитарному развитию Вашего тринадцатилетнего сына. Неоднократно переговорив с ним, приходите к выводу, что было бы здорово более плотно ему заняться изучением литературы. Вы вряд ли отправите его на курсы чистописания, не так ли? Потому, что базовыми навыками чтения и письма он владеет с семилетнего возраста. При этом, факт владения ими вовсе не означает, что он не делает ошибок. Просто дальнейшее развитие будет происходить не посредством изучения букваря, а благодаря развитию привычки (или даже культуры) чтения и изложения письменно собственных мыслей. Подобно этому, развитие коммуникативной компетентности, например, у опытных менеджеров по продажам требует чего-то отличного от курсов по «эффективным презентациям для начинающих». И предполагает, что консультанты должны вникать в особенности бизнеса клиента, в контекст ситуации, ответственно подходить к заказу. А это, в свою очередь, требует больших временных затрат и стоит дороже, чем «универсальные» консалтинговые или образовательные услуги.

Как пример глубокой проработки контекста и деятельности клиента, позволившей создать и реализовать коммункативную концепцию, направленную на создание и продажи услуг экстра класса, приведу нашу работу с компанией «ГАРАЖ №1». Компания задумывалась владельцем, как уникальная сервисная компания в мире, принадлежащая к сегменту luxury. Суть услуги заключалась в комфортном передвижении клиента, представителя мировой или российской элиты, претендующем на изысканность во всём, что его касается. Работа начиналась задолго до того, как состоялся первый контакт с клиентом. Изучались примеры мирового опыта (например, школа Bentley), создавались коммуникативные стандарты работы, проводился отбор и развитие сотрудников. Эта работа заняла, в общей сложности, почти три года. Компания стала признанным лидером, предоставляющим услуги в сегменте luxury.

продолжение следует ...