Фасилитация. Методы фасилитации. Фасилитация группы. Фасилитация стратегической сессии
«Представление о бесконечном множестве существующих вариантов позволяет принимать гораздо более обоснованные решения, что очень важно в современном мире, где изменчивый рынок может уже завтра заставить вас поменять свое решение»
Маргулис
Умение нестандартно мыслить, находить креативные идеи и инновационные решения вне существующих рамок (outofthebox) становится настоятельной необходимостью в большинстве организаций. Однако, чтобы решить начать мыслить нестандартно, недостаточно просто выбрать умных и профессионально грамотных сотрудников…
Всегда трудно выдавать креативные идеи, поскольку первое, что приходит на ум, обычно является продуктом нашей памяти и логического мышления. Лучшие идеи не даются с наскока. Необходимо выделить время и пространство для проведения экспериментов, в ходе которых будут тестироваться новые идеи. Также полезно использовать специальные технологии усиления групповой креативности, чтобы обеспечить творческий прорыв.
В частности, фасилитация – это структурированный процесс управления групповой работой, в котором команда экспертов генерирует, модифицирует, отбирает новые идеи и формулирует план их воплощения в инновационные решения в компании.
Цель семинара
Вы узнаете:
- Как выстраивать рабочие встречи команды экспертов, чтобы обеспечить максимальный творческий прорыв;
- Что такое нелинейность процесса рождения новых идей и условий, при которых пробуждается креативность;
- Какие методы можно использовать для работы на разных стадиях процесса создания инновационных решений;
- Какие инструменты можно применять для управления групповой активностью в процессе рождения и развития инновационных идей.
В программе семинара
- Понятие креативности.
- Барьеры, мешающие креативно мыслить.
- Отличие креативности от инноваций.
- Можно ли развить свою креативность?
- Как перейти от намерений к инновациям?
- Дивергентное и конвергентное мышление: две стороны рождения новых идей.
- Прояснение Проблемы, Генерирования Новых Идей И Их Развитие / Комбинация, Выработка решений, формирование плана действий.
- Персональные предпочтения и распределение ролей в команде /проекте.
- Анализ трендов (Trendsanalysis).
- Техника волны (Wave).
- Карта вызовов (Challenge mapping).
- Mind map.
- Brainstorming, brain writing.
- Создание новых комбинаций идей: память / логика / креативность.
- Идея лог (Idealog).
- «Галопом» (SCAMPER).
- Вдохновляющие вопросы.
- Технология открытого пространства (Open space).
- Негативный мозговой штурм.
- Stake-holder анализ (анализ заинтересованных сторон).
- Отбор и оценка идей: анализ пользы, голосование по критериям.
- Дорожная карта (Poad map).
- Светофор.
- Машина действий (Car).
- Творческий отпуск, программы обмена и стажировок, временные рабочие группы, неформальные совещания, создание открытого пространства, фасилитация инноваций.
- Как подобрать инструменты для своей организации?
Для кого предназначен семинар
Топ-менеджеры компаний, руководители среднего звена, линейные менеджеры.
Метод ведения
Занятия проводятся в режиме интенсивного взаимодействия тренера и участников. Используются работа в малых группах, мозговой штурм, наглядные материалы. Моделируются ситуации, в которых участники будут ощущать действие тех же факторов, с которыми они сталкиваются или могут столкнуться на работе. В ходе последующего обсуждения участники не только наблюдают, анализируют, делают выводы и получают необходимую теоретическую информацию, объясняющую их непосредственный практический опыт, но и соотносят с помощью ведущего свой имеющийся и полученный опыт и знания.