Управление запасами: ускорение оборачиваемости и высвобождение замороженных денежных средств
В оптовых и оптово-розничных торговых компаниях доля товарных запасов в активах компании может достигать 70 процентов. Поэтому эффективность их использования напрямую влияет на эффективность компании в целом. Ускорение их оборачиваемости означает уменьшение потребности в инвестициях, и к повышению прибыльности инвестиций в товарные запасы. Увеличение оборачиваемости товарных запасов в 2 раза может привести к увеличению рентабельности инвестиций в запасы до 3,5 раз.
Экономика России переживает период длительной рецессии. Что это может означать на уровне компании? Такие периоды в первую очередь характеризуются снижением объема продаж и нехваткой свободных денежных средств. Особенно если в компании в товарные запасы вложены большие объемы денежных средств. В периоды рецессии становится трудно вернуть те деньги, которые вложены в товарные запасы. Возникает замкнутый круг — деньги вложены в товары, клиенты покупают мало, поступающие деньги уходят на поддержание операционной деятельности компании, оборотных средств не хватает, а привлеченные денежные средства труднодоступны и очень дороги.
В чем выход? Выход в том, чтобы компания не была перегружена запасами товаров. В существующей ситуации большие товарные запасы не позволяют быстро реагировать на изменения на рынке, не позволяют адаптироваться к изменениям.
Цель семинара
Дать целостное представление о принципах и конкретных практических приёмах увеличения оборачиваемости товарных запасов. Узнаете пути и современные подходы к увеличению оборачиваемости. Получить инструменты для увеличения оборачиваемости в своей компании. Обсудить в кругу заинтересованных коллег типичные проблемы, связанные с товарными запасами и увеличению оборачиваемости. Поделиться практическим опытом, узнать методы избавления от неликвидов и организации работы по недопущению возникновения неликвидов.
В основе семинара «Повышение оборачиваемости товарных запасов — как фактор устойчивости компании» — авторская методика по повышению оборачиваемости товарных запасов в оптовых и оптово-розничных торговых компаниях Ольги Правук.
В программе семинара
День 1-й.
Что дает повышение оборачиваемости.
- Влияние оборачиваемости активов компании на финансовое положение и стабильность компании.
- Зависимость увеличения прибыли от ускорения оборачиваемости товарных запасов.
- Повышение эффективности инвестиций в запасы. ROI — как основной показатель эффективности работы с товарными запасами.
- Снижение затрат компании при увеличении оборачиваемости товаров.
- Всегда ли нужно стремиться к повышению оборачиваемости?
Практикум. Расчет ROI при различных условиях поставок.
Как установить какая оборачиваемость должна быть, и есть ли резервы ее увеличения?
- Различные методы определения норматива оборачиваемости. Опыт компаний.
Практикум. Расчет Нормативной оборачиваемости по товарам и по компании в целом с использованием формулы Ч. Боденстаба. Особенности и ограничения ее применения.
Практикум. Как выявить резервы повышения оборачиваемости
Неликвиды и излишки.
- Почему необходимо выявлять и избавляться от неликвидов? Методы выявления неликвидов и излишков.
Практикум. Расчет критического срока хранения товаров при различных условиях поставок.
Кейс. Оптово-розничная компания (стройматериалы, товары для дома, сада и огорода). Снижение уровня запасов. Выгодно ли делать распродажи?
- Причины возникновения неликвидов и излишков.
Методы борьбы с неликвидами
Кейс. Избавление от неликвидов и излишков – сеть аптек.
Кейс-стади: Разработка мероприятий по избавлению от неликвидов
День 2-й.
Пути повышения оборачиваемости
Улучшение качества планирования продаж.
Прогнозирование продаж, ошибка прогнозирования.
Есть ли альтернатива прогнозу спроса?
Кейс. Планирование поставок в компании ZARA
- S&OP планирование. Опыт внедрения в компаниях.
VMI – управление запасами поставщиком. Опыт применения в компаниях. - Совместное планирование. Опыт применения в компаниях.
Улучшение качества планирования поставок
- Типичные ошибки при расчете заказа. Расчет параметров заказа, модели пополнения, проблемы при использовании статистики.
- Схема взаимодействия подразделений в компании.
Кейс. Схема взаимодействия подразделений в производственной (светотехника) и оптовой (строительные смеси и химия) компаниях.
Взаимодействие с поставщиками.
- Периодичность и Срок выполнения заказов.
- Определение сроков выполнения заказа. Зависимость уровня запасов товаров от длительности срока выполнения заказа. Влияние периодичности размещения заказов на оборачиваемость товарных запасов.
Кейс. Расчет оптимальной схемы поставки для оптово-розничной компании.
Практикум. Определение оптимальной периодичности
- Бонусы и закупки перед повышением цен.
- Как определить, выгодны ли бонусы?
Практикум. Расчет объема оптимальной партии закупки перед повышением цен у поставщика.
- Возвраты товаров. В каких случаях необходимо обязательное условие по возврату товаров. Как договариваться с поставщиками о включении пункта о возврате товаров. Опыт компаний.
Категорийный менеджмент
- Оптимальный ассортимент – повышение прибыльности компании и снижение затрат.
- Ошибки при формировании ассортимента и влияние их на оборачиваемость товаров.
Результат посещения семинара
- узнаете для чего необходимо увеличивать оборачиваемость товарных запасов;
- узнаете современные подходы к увеличению оборачиваемости;
- получите готовую методику повышения оборачиваемости товарных запасов в компании;
- научитесь определять нормативную оборачиваемость для своей компании;
- получите необходимые знания для снижения уровня запасов и увеличения оборачиваемости в компании;
- получите практические навыки анализа эффективности управления запасами;
- научитесь выявлять неликвиды и сверхзапасы и причины их возникновения;
- узнаете основные методы избавления от неликвидов и что необходимо сделать, чтобы они не возникали;
- познакомитесь с современными подходами к управлению запасами.
Для кого предназначен семинар
Семинар актуален для оптовых и оптово-розничных торговых компаний.
- Директора по закупкам, по логистике,
- Руководители и менеджеры среднего звена отделов закупок и логистики
- Специалисты по управлению запасами, сотрудники отделов планирования, аналитики.
Метод ведения
- 2 дня очного семинара,
- 40% теории,
- 60 % разбор кейсов и практики.
На семинаре изучается пошаговая методика ускорения оборачиваемости товарных запасов с разбором кейсов и опыта компаний.
В практической части отрабатываются навыки проведения необходимых расчетов.