Практический курс для категорийного менеджера (менеджера по закупкам)
Для успешной работы в ходе практического курса желательно, чтобы участники владели следующей информацией:
- список товарных категорий (товарных групп) своего магазина с указанием общей численности ассортимента;
- планировка магазина с указанием зонирования товарных категорий (групп), размещения торгового оборудования и его размеров, размеров торгового зала, указанием входа и кассы;
- результаты по продажам по товарным категориям (группам) в любых единицах за 3-6 месяцев.
Важно: Информацию с семинара нельзя найти в книгах или статьях.
Цель семинара
Подробно разобрать методологию категорийного менеджмента (выделение категорий, роли и функции категорий) и организационных моментов внедрения категорийного менеджмента в компании – от стратегии до разработки положения об ассортиментной и ценовой политике. Особое внимание уделить навыкам анализа ассортимента и вопросам изучения потребителей.
В программу также включены вопросы управления поставщиками и отдельные моменты ведения переговоров с поставщиками из личного опыта ведущего.
В программе семинара
I. Внедрение категорийного менеджмента в компании
- Управление ассортиментом магазина: цели и задачи
- Категорийный менеджмент как новый подход к управлению ассортиментом.
- Определение категорийного менеджмента.
- Основные отличия и преимущества категорийного менеджмента по сравнению с классическим товароведением.
- Подготовка к внедрению категорийного менеджмента в компании
- Бизнес-процесс "управление ассортиментом в компании".
- Определение принципов ассортиментной политики как части конкурентной стратегии компании.
- Изучение потребителей как основа категорийного менеджмента.
- Формирование ассортиментной матрицы и ассортиментного минимума.
- Организационная структура коммерческой службы розничной сети.
- Новая должность - категорийный менеджер
- Его задачи, функциональные обязанности и зона ответственности.
- Взаимодействие с отделами розничных продаж и маркетинга.
- Необходимая квалификация.
- Мотивация категорийного менеджера, включая структуру компенсационного пакета.
II. Методология категорийного менеджмента
- Шаг 1. Формирование (выделение) категорий в ассортименте - определение товаров, входящих в категорию. Традиционный и творческий подход к выделению категорий. Ассортиментный классификатор.
- Шаг 2. Определение структуры категории (компонентов категории). Дерево покупательских решений. Практическое задание на структурирование категории.
- Шаг 3. Определение роли категории. Кросс-категориальный анализ. Роль категории и тактика в отношении ассортиментного наполнения, выкладки, продвижения товаров внутри категории и планирования финансовой эффективности. Практическое задание на определение ролей категорий.
- Шаг 4. Оценка компонентов категории и определение потенциала категории. Отслеживание рынка товаров категории. Мониторинг конкурентов по товарам категории. Анализ продаж товаров категории внутри компании.
- Шаг 5. Вклад компонентов категории в достижение целей магазина. Задачи, стоящие перед товарами категории. Соотношение роли категории и целей магазина. Практическое задание на оценку выполнения задач разными товарами внутри категории для магазина своей специфики.
III. Оперативное управление категорией
- Категорийный мерчандайзинг и стимулирование продаж
- Принципы распределения торговых площадей под разные категории.
- Оценка эффективности использования торговых площадей.
- Основные правила и принципы выкладки товаров в торговом зале применительно к товарам разных категорий.
- Виды стимулирования продаж и уровень промо-активности для товарных категорий с различными ролями в ассортименте.
- Вопросы ценообразования в разрезе управления ассортиментом по категориям. Факторы эффективного ценообразования
- Бизнес-процесс "Ценообразование в розничной компании". Роль категорийного менеджера в ценообразовании.
- Ценообразование для товарных категорий с различными ролями в ассортименте.
- Принцип "лидерства по убыткам".
- Анализ эффективности торговой деятельности и управления ассортиментом
- Планирование ключевых показателей эффективности.
- План-фактовый анализ.
- Анализ продаж и доходности (АВС-анализ).
- Прогноз стабильности продаж (XYZ-анализ).
- Прогноз продаж новых товаров (анализ ассортимента по параметрам влияния).
- Анализ сбалансированности ассортимента (выполнение всех ролей товарных категорий).
IV. Заключение: Практическое задание. Ответы на вопросы участников.
Для кого предназначен семинар
Раздаточные материалы
Участникам обучения предоставляется подробное методическое пособие.