Обучение персонала своими силами
Никто не спорит с известным утверждением, что «кадры решают все». Но каждый по – своему делает выводы из этого утверждения. Значительная часть специалистов по работе с персоналом концентрирует усилия на поиске «того самого» сотрудника, который создан для работы в компании и готов с первого же дня включиться в выполнение сложных и ответственных задач. Чаще всего такие поиски не приносят желаемого результата. Поэтому в настоящее время все более распространенным становится другое понимание этого утверждения. Действительно, «кадры решают все», но не сами по себе, а благодаря внутрифирменной системе подготовки, адаптации и повышения квалификации. Обучение сотрудников на рабочем месте становится характерной чертой тех компаний, руководство которых понимает, что основным залогом выживания и развития компании является внутрифирменная система подготовки кадров, обеспечивающая повышение эффективности компании и поддержание корпоративных стандартов.
Цель семинара
Подготовить участников к проведению внутрифирменного обучения персонала.
Участие в семинаре позволит решить не только частные задачи по оптимизации обучения в отдельных подразделениях компании. Слушатели семинара получат инструменты построения корпоративного учебного центра и перевода компании в режим работы «обучающейся организации».
В программе семинара
1 Модуль. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
Место обучения в системе управления персоналом.
- Обучение персонала в системе: оценки рабочих результатов; должностных обязанностей; оплаты труда; адаптации; планирования карьеры; отбора.
- Методы определения потребности организации в обучении.
- Методы оценки готовности организации к проведению обучения.
- Сочетание тренинговых и нетренинговых решений [разбор ситуационной задачи]
Мотивация сотрудников к проведению и прохождению обучения.
- Основные типы мотивации сотрудников к обучению.
- Планирование карьеры и мотивация сотрудников к обучению.
- Сопоставление целей руководства и сотрудников – сходства, различия и проблемы мотивации к обучению [обсуждение в мини-группах с презентацией результатов].
Разработка внутрифирменного положения об обучении.
- Документация внутрифирменного учебного центра.
- Определение места системы обучения в компании в структуре должностных обязанностей сотрудников.
- Составление договоров на обучение с сотрудниками.
Технология «критериального оценивания результатов обучения» – инструмент постановки целей обучения и контроля их достижения.
- Методика разработки критериев оценивания.
- Методика составления холистических и интегральных рубрик.
- Отработка практических навыков составления и применения рубрик оценивания [тренинг].
Оценка эффективности вложений в обучение.
- Финансовые показатели деятельности учебного центра компании.
- Способы оценки экономической целесообразности выбранной формы корпоративного обучения.
- Освоение методики расчетов эффективности вложений в обучение методом ROI [решение практической задачи].
2 Модуль. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
Основные модели внутрифирменного обучения перснала.
- Построение модели «обучающейся организации».
- Модель e-learning, современные модели дистанционного обучения.
- Проектирование сетевого корпоративного учебного центра (обучение сотрудников, партнеров, дилеров), маркетинг образовательных услуг компании [мозговой штурм].
Составление технического задания на обучение.
- Критерии выбора внешнего или внутреннего тренера.
- Определение целей и задач обучения. Представление результатов обучения в виде технического задания.
- Составление профиля компетентности сотрудника до и после учебной сессии. Использование инструментария оценки результатов обучения [имитационная игра].
Методика составления обучающих программ под задачу.
- Выбор вида обучения в зависимости от задачи: тренинг; обучение действием; дистанционное обучение; коучинг; самообучение; учебный центр; наставничество; обучение «по продукту».
- Формы обучения. Выбор нужной формы обучения в зависимости от текущей задачи: классическое, программированное, проблемное и др.
- Использование технических средств обучения. Определение вариантов рационального использования: средств видео; мультимедиа; средств видеоанализа; гипертекстовых технологий.
- Принципы построения учебных программ. Определение оптимальной последовательности этапов обучения в зависимости от задачи [выполнение практических заданий].
Технологии построения корпоративных автоматизированных информационных ресурсов.
- Базы данных в обучающейся организации. Организация телекоммуникационного доступа к базам данных.
- Обеспечение конфиденциальности учебной информации.
- Типология интерактивных обучающих материалов.
- Разработка дизайна мультимедийного обучающего курса [выполнение практических заданий].
3 Модуль. ПРОВЕДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Основные методы обучения персонала.
- Методики ускоренного профессионального обучения.
- Тренинг как форма активного обучения.
- Деловая игра как форма активного обучения.
- Виды упражнений по способу проведения.
- Виды упражнений по цели проведения.
- Методы активизации мышления в ходе учебной сессии [выполнение упражнений и практических заданий].
Категории учащихся и их основные компетенции.
- Способы проведения экспресс – диагностики персонала.
- Принципы формирования обучающихся групп.
- Определение ведущей мотивации в ситуации обучения.
- Определение индивидуального стиля научения.
- Компетенция «обучаемость» и ее содержание.
Технические компетенции преподавателя.
- Основные принципы усвоения учебной информации. Законы запоминания. Логическое и мнемическое запоминание.
- Структурно – логическое, графическое и текстовое представление информации. Выбор подходящей формы представления информации для ее оптимального усвоения.
- Составление эффективной обучающей мультимедийной презентации.
- Способы построения обучающих заданий.
- Способы построения тестовых заданий.
- Принципы и приемы конструирования учебных текстов. Составление эффективного обучающего текста [тренинг].
Организационная компетентность преподавателя.
- Классическая структура учебной сессии. Отработка основных этапов учебной сессии с учетом динамики обучающейся группы.
- Освоение технологии активного обучения.
- Отработка навыков проведения основных форм активного обучения [тренинг]:
- навыки презентации
- навык активного слушания
- навык работы с вопросами.
Результат посещения семинара
В результате обучения по первому модулю участники освоят:
- методы определения потребности организации в обучении;
- методы оценки готовности организации к проведению обучения;
- подходы к формированию мотивации сотрудников к обучению;
- принципы составления типовой документацией внутрифирменного учебного центра;
- технологию постановки целей обучения и контроля их достижения;
- способы оценки эффективности вложений в обучение.
В результате обучения по второму модулю участники освоят:
- способы составления технического задания на обучение как для внутренних специалистов по обучению, так и для внешних провайдеров образовательных услуг;
- принципы выбора формы, вида и технического обеспечения обучения в зависимости от текущей задачи;
- методы разработки учебных программ под конкретную задачу;
- принципы и приемы разработки дизайна и методической структуры внутрифирменного обучающего курса;
- основные технологии организации внутрифирменной обучающей информационной сети;
- способы организации продаж образовательных услуг корпоративного учебного центра.
В результате обучения по третьему модулю участники освоят:
- основные виды обучения персонала;
- классические методики активизации мышления обучающихся;
- способы проведения экспресс – диагностики стиля обучения и мотивации;
- технологии составления эффективной обучающей мультимедийной презентации;
- принципы конструирования эффективного учебного текста;
- технологию активного обучения;
- навыки проведения основных форм активного обучения.
Для кого предназначен семинар
Трехдневная программа практического семинара разработана для:
- Руководителей отделов по работе с персоналом;
- Руководителей отделов обучения персонала
- Директоров по развитию
- Тренинг – менеджеров
- Внутренних консультантов
Участие в первом модуле «Организация обучения» будет полезно тем специалистам, в чьи задачи входит управление процессом обучения и обеспечение функционирования системы обучения в компании.
Участие во втором модуле «Разработка программ обучения» будет полезно тем специалистам, в чьи задачи входит проектирование и развитие системы обучения в компании.
Участие в третьем модуле «Проведение обучения» будет полезно всем специалистам, в чьи задачи входит проведение обучения в компании.
Метод ведения
Программа семинара построена по модульному принципу. Каждый из модулей ориентирован на отдельную группу специалистов, выполняющих определенные функции в системе внутрифирменного обучения. Темы и содержание модулей составлены с учетом запросов и потребностей определенной группы слушателей. Продолжительность каждого модуля – 1 день, 10 академических часов.
Модульное построение программы дает участникам возможность пройти как полноценное обучение по всем трем модулям в течение трех дней, так и в течение одного дня по тому модулю, тема которого является наиболее полезной в практической работе участников.