1.1. Определение потребности
организации в обучении. Виды обучающих программ, их особенности и назначение
Нет предела совершенству! «Учиться, учиться и учиться» — этот лозунг не только не устаревает, но и становится с течением времени все более актуальным. В зависимости от предпочтений первого лица компании делятся на два типа: обучающиеся (самообучающиеся как редкий частный случай) и активно сопротивляющиеся обучению.
Те, кто активно сопротивляются, руководствуются идеей: «Персонал учить вредно: люди научатся, повысят свою квалификацию и уйдут к конкурентам.
Новости об изменения ситуации в экономике и на рынке труда, к сожалению, иногда напоминают "фронтовые сводки. Вместе с тем, как говорят в армии, "на войне готовить тылы нужно заранее", и это правило неумолимо действует и в острые периоды в жизни страны, когда складывается сложная ситуация на рынке труда. Речь, как вы понимаете, в этом случае идёт о заблаговременной подготовке к новой профессиональной деятельности или к получению новых профессиональных навыков в рамках прежней профессии. Возможно, экономический кризис лишь только подталкивает многих к конкретным действиям, которые в пору экономического благополучия лишь неспешно обдумывались.
Вступление: Простой факт, что организация в условиях рынка может выжить только благодаря деньгам, которые приносят клиенты, требует от руководителей создания гибкой системы управления. До сих пор многие решения в российских компаниях продиктованы товароцентрированным подходом, характерным для времен советсткой экономики. "Привычное" мышление накладывается на новые ситуации и. не приводит к ожидаемым результатам. Чтобы организация стала в большей степени соответствовать требованиям рынка, фирме необходимо принять клиенториентированный подход.
У современного человека, загруженного делами, вечно спешащего то на работу, то с работы, часто возникают проблемы со временем. «Цейтнот, дел полно, сделать не успеваю», «Постоянно на работе, на семью и на себя времени нет совсем», «Что-то вроде делал целый день, а куда время ушло — непонятно».
Для этой цели был придуман тайм-менеджмент — искусство эффективной организации времени. Задачи тайм-менеджмента — помочь человеку организовать своё время так, чтобы с меньшими усилиями и в кратчайшие сроки достигать своих целей.
Сегодня в более трудных экономических условиях российские компании в основном принимают стандартные решения: проводят сокращение персонала, перевод на 4-хдневную рабочую неделю, полное сокращение бюджета на обучение, прекращают внедрение новых технологий, в том числе и управленческих, сокращают НИОКР.
Но при этом почему-то совсем не учитывают, что кризис - это время проведения изменений, внедрения новых более эффективных управленческих технологий, ибо как показывает опыт предшествующих кризисов, те компании, которые смогут использовать новые подходы к управлению, или выпустят новые , пользующие спросом продукты для потребителя, получат конкурентное преимущество, укрепят свои позиции и выйдут из кризиса более сильными.
Мы уже довольно хорошо научились использовать закон благодарности. Мы верим, что вселенная дружественна по отношению к нам, мы не боремся с тем, что есть, мы ищем положительные моменты во всем происходящем, и мы счастливы там, где мы есть и испытываем благодарность за это.
Что же еще нам необходимо сделать?
Осталось всего пару мелочей.
Следующий совет вам может не понравиться. Я говорю об этом, потому что в свое время он мне не понравился. У меня ушло не мало времени на то, чтобы я понял суть этого совета.
Хвалим, критикуем, корректируем – 7 важных правил.
Нет проблем?
Умение общаться с подчиненными и давать обратную связь уже традиционно относят к основным навыкам профессионального менеджера. Любой руководитель должен быть способен в нужный момент поговорить с сотрудником. И вроде бы, чего уж проще – вызвал и поговорил. Конкретно и по делу. Похвалил. Покритиковал. Поставил задачи. Нет проблем! (cм. семинары для руководителей)
Однако на практике всё далеко не так радужно. Опросы, которые я проводил в нескольких десятках компаний, показали: обратная связь наиболее часто ощущается сотрудниками как проблемная область в отношениях с руководителем.
No …. Satisfaction!” – Rolling Stones
Вы можете обнаружить принципы достижения успеха где угодно, даже в классическом рок-н-ролле. Несмотря на то, что я получил этот урок от Боба Проктора, а не Мика Джаггера (Mick Jagger), название его песни ”I can’t get no…satisfaction” указывает на важный урок, посвященный благодарности.
Знаете, существует существенная разница между счастьем (happiness) и удовлетворенностью (satisfaction). Мы хотим быть счастливы, но не хотим быть удовлетворенными.
Главбух отвечает перед руководителем компании, перед учредителями, перед законом. А если у него есть подчиненные, одна из его первейших обязанностей – их контролировать. Предлагаю посмотреть на контроль подчиненных с другой стороны.
Откуда ветер дует
Свои тренинги «Главный бухгалтер как руководитель подразделения» Татьяна Курдюмова всегда начинает с вопроса: «Зачем Вы контролируете своих подчиненных? Каковы цели этого контроля?». Как правило, ответы выглядят следующим образом: «А вдруг он что-нибудь сделает не так? Я же несу ответственность за работу всей бухгалтерии!».
Недавно миновали новогодне-рождественские празднества. И каждая фирма отметила их по-своему. Зачем их вообще устраивают? Что это дает? Многие руководители считают, что корпоративная вечеринка - напрасно потраченные время и деньги. Что это нужно только персоналу. На самом деле, отмечено, что даже самая простая вечеринка в коллективе поддерживает боевой дух, сплачивает команду, повышает авторитет руководителя (см. семинары и тренинги по корпоративной культуре, формированию культуры). Посмотрим, как можно вынести из этого максимум пользы, не принеся вреда.