В 2001 году коучинг как направление бизнеса уступил по темпам роста в США только телекоммуникационному сектору, и это закономерно. «Цель любой компании – увеличение прибыли путем активизации всех ее ресурсов, а коучинг создан для достижения этой цели», - убежден Андрей Марусов, директор Коучинг-центра, корпоративный и бизнес-коуч.

- Андрей, для чего коучинг компании?

- Чтобы стать номером один на рынке, освоить другие ниши. Создать новые проекты и в конечном итоге заработать больше. Какой глава компании или лояльный сотрудник этого не хочет? Для реализации этих целей, помимо технической оснащенности и эффективной организационной структуры, нужно задействовать главный ресурс – потенциал людей. Это - непростая работа. Вот пример ассессмента, с которого я начинаю коучинг внутри компании, желающей занять лидирующие позиции.

Первичный анализ (с чего начать корпоративный коучинг)

В каждом пункте обведите кружком ответ по 10-балльной шкале. В первой строчке - ваша оценка текущей ситуации, во второй строчке - желаемый результат.

1.Цели. У нас есть четкое понимание, куда мы двигаемся.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Текущая ситуация

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Желаемый результат

2.Планирование. Ключевые менеджеры согласовали пошаговый процесс достижения целей.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Текущая ситуация

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Желаемый результат

3.Подотчетность и структура. Ключевые менеджеры ясно понимают, кто кому, когда, как и за что подотчетен.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Текущая ситуация

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Желаемый результат

4.Измерители. У нас определены измерители правильности процесса движения к целям.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Текущая ситуация

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Желаемый результат

5.Коммуникации. Все менеджеры четко понимают, куда мы движемся и почему.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Текущая ситуация

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Желаемый результат

6. Вовлеченность / признание. Ключевые менеджеры реально ощущают свою вовлеченность, свой вклад и признание за результаты.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Текущая ситуация

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Желаемый результат

7. Отношения. У нас нужные люди, на нужном месте и с подходящими для них задачами.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Текущая ситуация

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Желаемый результат

8. Климат. Люди высоко ценят и горды тем, что работают в компании.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Текущая ситуация

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Желаемый результат

Таблица сделана на основе материалов Высшей Школы Коучинга (Graduate School of Coaching).

Совместная точечная работа с руководством и ключевыми сотрудниками над достижением желаемого результата – суть корпоративного коучинга. Конечным итогом является достижение главной внутренней цели любого бизнеса - увеличение прибыли.

- В чем Вы видите разницу между бизнес-консалтингом и коучингом?

- Коучинг – следующая за консалтингом ступень. Согласно алгоритму бизнес-консалтинга, есть проблема, есть цель, а консультант – специалист в этой области - дает рекомендации, как достичь этой цели. Бизнес-консультант не касается личностей, вовлеченных в процесс, он решает конкретную бизнес-задачу, существующую на данном этапе. Коуч, в отличие от него, охватывает весь «треугольник»: «цель», «стратегия» и «человек». Особенно важно, чтобы человек при содействии коуча сам создавал перспективу и действовал самостоятельно. Коуч - профессиональный катализатор этого процесса.

- Могли бы Вы привести пример успешного коучинга?

- Одна из моих клиенток пришла с целью – стать менеджером года в крупной компании. За три сессии был получен результат, но не тот, которого она ожидала. В коучинге есть термин «поддерживающая структура». Создав такую структуру, мы запускаем мощный механизм, который «тянет» человека к цели. В нашем случае эту функцию выполнили сотрудники отдела новых разработок. Присоединившись к их группе, она предложила открыть внутри компании новое направление и возглавила его. В результате ее цель стать менеджером года трансформировалась в более глобальную. Сейчас ее отдел динамично развивается.

Другой пример. Поступил запрос клиента - «выжать» максимум из всех направлений его бизнеса - от строительного до рекламного. Мы выяснили, что является для него приоритетным, и детально проработали цели холдинга и видение его деятельности на 5 лет вперед. Благодаря этому компания начала избавляться от ненужных активов, а профильные заработали с новыми силами. Помимо этого, стояла задача прояснить отношения с партнером, с которым у нашего клиента начались расхождения. Партнер относился к бизнесу только как к источнику дохода и планировал продать его. Когда мы всесторонне прояснили ситуацию, человек понял, что противоречия между ними не так остры, и есть реальные перспективы строить бизнес сообща. Через полгода чистая прибыль нашего клиента выросла на 32%.

- Как попробовать профессиональный коучинг?

- Во-первых, у нас предусмотрены бесплатные презентации, на которых мы показываем, как коучинг поможет реализовать конкретные цели или разрешить проблемы компании. Второе направление – персональный и бизнес-коучинг для руководителей компаний, перед которыми стоят серьезные задачи. Для них я провожу бесплатную сессию. Третий – экономичный вариант - рассчитан на желающих познать азы коучинга через работу над своими целями и путями их достижения. Коучинг-программа «Достичь максимума» предусматривает 7 часов работы в мини-группе. Четвертый вариант - для осторожных или сомневающихся людей. Нами организован Коуч-клуб, где каждый месяц мы обсуждаем инструменты и модели работы коуча. Желающие могут посетить встречу Коуч-клуба.

- Андрей, как бы Вы определили свое место среди коучей?

- Я «белая ворона» коучинга, пришел не из бизнес-тренеров или психологов, а из крупного бизнеса. Учился в США у основателя современного коучинга Томаса Леонарда, поэтому методология и подходы Коучинг-центра взяты «из первых рук». Мы находимся в постоянном контакте с коучами по всему миру, делимся и обсуждаем новые подходы и инструменты содействия достижениям людей и компаний. Долго проработав в японской компании (с 400-летней историей), а затем топ-менеджером крупного российского агентства, я сознаю проблемы и резервы роста компаний и их руководителей. Именно поэтому я занимаюсь преимущественно корпоративным и бизнес-коучингом.

Беседовала Ольга ШУГАН