Кадровые агентства всего мира при приеме на работу тестируют менеджеров на умение правильно отказывать. В бизнес-тренингах искусство отказа выделено в отдельную практику. Почему же умению сказать «нет» в деловых отношениях уделяется столь серьезное внимание? Возможно, потому, что по-настоящему вежливый отказ предполагает не разрыв деловых отношений, а, напротив, их укрепление.
Почему нам это неприятно?
В банковских деловых отношениях весьма часто складываются такие ситуации, когда приходится говорить людям «нет». И на поверку оказывается, что обе стороны в этот момент чувствуют себя обескураженными, неудовлетворенными и крайне недовольными.
Чтобы отказ звучал вежливо, но веско, не вызывал конфликтов и настраивал на дальнейшее сотрудничество, специалисты в области конфликтологии разработали ряд приемов. Итак, что же необходимо знать менеджеру о достойном отказе?
Честность будет оценена!
В большинстве случаев можно избежать невежливого отказа, сказав собеседнику правду. Но при этом важно так сформулировать ответ, чтобы ни одна сторона не пострадала. «Например, банк не может выдать кредит клиенту с незакрытой кредитной историей, — рассуждает ведущий бизнес-тренер компании DI&CON, психолог Ника Круглаковская. — Это весьма тонкий момент, и тут клиенту нужно честно сказать: «Мы вам, безусловно, доверяем и хотим, чтобы вы стали нашим клиентом. Но, тем не менее, есть информация о незакрытой вами кредитной истории. А правила нашего банка таковы, что мы работаем только с чистыми кредитными историями, и, к сожалению, не можем оказать вам такую услугу».
Человек знает, что у него есть проблемы и оценит вашу честность. Тем более что вы сыграете на стороне клиента, проявите понимание. А это воспринимается как сочувствие, даже при отказе».
Весомые аргументы
Изложив аргументы, подтверждающие отказ, вам будет легче предложить собеседнику попытаться понять его. К примеру, начальник отдела Валютного контроля вынужден отказать крупному клиенту в неразрешенной законом валютной операции. В вначале сотрудник объяснит весомую причину отказа, сошлется на директивы Центрального банка и строгость проверок, тогда у клиента наверняка не возникнет претензий к работе банка.
Поиск альтернативы
Многие топ-менеджеры банков сокрушаются, что сложнее всего отказывать сотрудникам, которые предлагают дельные проекты. К главному бухгалтеру одного из небольших банков пришел его подчиненный и предложил поменять старую компьютерную систему на новую - более совершенную и быструю. Но для реализации его проекта потребовалось бы слишком много времени и средств. Поэтому главбух отказал сотруднику, но предложил совместными усилиями разработать более дешевый проект. Сотрудник не был обижен, а начальник приобрел в его лице преданного клерка.
Клиент всегда прав
«Очень важно, когда напряжение в отказе клиенту снимается лично с менеджера, - отмечает Ника Круглаковская, - менеджер как бы не несет ответственности за свой отказ, и потому клиент охотно выслушает его варианты решения проблемы. Такая вежливость запоминается, и в следующий раз, когда у клиента изменится ситуация, он вспомнит, что к нему очень хорошо отнеслись именно в вашем банке».
Бизнес-психологи считают, что менеджер должен аргументировать свой отказ. Когда говорят «нет», то сразу возникает желание спросить «почему?». А если менеджер объяснил, то клиент поймет это и совместно с менеджером найдет выход. «Чтобы, отказав клиенту, не разрушить деловых отношений, — добавляет Ника Круглаковская, — менеджер должен предложить два-три альтернативных варианта, причем опередить предложения клиента. Ведь если банк не может выполнить ответные альтернативы клиента, тогда получается двойной отказ. А это недопустимо! Чтобы этого избежать, менеджеру лучше опередить клиента, выступив первым со своими инициативами».
Зато не возбраняется прямо отказать, когда клиент уже сам не знает, чего хочет, и затягивает общение, занимая рабочее время менеджера.
Отказ клиента менеджеру
Чтобы не потерять клиента, который отказывает банку, менеджеру нужно знать, каковы его переговорные возможности при работе с таким человеком. И что банк может предложить ему взамен. В такой ситуации менеджеру придется стать настоящим дипломатом. «Предположим, фирма хочет расторгнуть договор с банком, где она держит свои счета, — приводит пример Ника Круглаковская, — а у менеджера задача сохранить клиента для банка. В этом случае менеджеру нужно прояснить, что именно фирму не устроило в работе банка. Не стоит начинать беседу с убеждения, оно зачастую воспринимается как навязывание. Зато, узнав причину недовольства, можно предложить альтернативы для изменения ситуации и создания других условий работы».
Даже если клиента не удалось убедить и он все же уходит, менеджер обязан проявить максимальную вежливость: поблагодарить клиента за информацию, которую тот дал, сказать, что в дальнейшей работе все его претензии будут учтены и что банк снова будет рад видеть его в качестве клиента. А чтобы ушедший клиент в этом не усомнился, ему нужно регулярно высылать информацию о дополнительных услугах банка, рейтингах банков, о получении банком новых лицензий и т. д. «Конечно, — продолжает Ника Круглаковская, — если клиент твердо вознамерился сказать «нет» и уйти, он уйдет. Вопрос только, насколько красиво вы дадите ему уйти. А вот если клиент ведет игру, манипулирует отказом, чтобы выбить для себя лучшие условия, тогда все зависит от того, насколько менеджер это понял и насколько банк заинтересован в том, чтобы задержать такого клиента».
Отказ начальника подчиненному
Топ-менеджеру, в чьем подчинении находятся менеджеры среднего звена, при отказе подчиненным неплохо бы уметь вставать на их позиции. «Если он привык действовать авторитарно, не вдаваясь в подробности, то ему лучше пересмотреть такое отношение к отказу, — считает Ника Круглаковская. — Если этого не произойдет, то в отделении, где верховодит такой человек, не сложится доверительных отношений».
Впрочем, есть и более дипломатичный способ отказать и при этом остаться хорошим начальником. Ника Кругла-ковская предлагает начальнику сыграть в игру «я — тоже подчиненный». Шеф не отказывает, а говорит подопечному, что он должен посоветоваться по этому поводу с высшим начальством. А спустя время с огорчением признается, что «он сам бы с удовольствием согласился, но вынужден отказать, потому что высшее начальство не согласно». В любом случае начальнику желательно избегать конфликтных ситуаций и отказывать вежливо.
Перед тем как отказать начальнику, менеджеру желательно к этому разговору хорошенько подготовиться. И иметь в запасе неоспоримые аргументы, что его отказ пойдет на пользу работе. Эмоции в такой ситуации мешают, поэтому аргументированный отказ должен звучать спокойно, деловито и едва ли не по пунктам. При этом важно отделять аргументы отказа от личности руководителя. И говорить «нет» именно просьбе и указанию, а не личности шефа. «Ни в коем случае при отказе не рекомендуется тыкать руководителя носом в Трудовой кодекс или в ошибки, которые он допустил, — считает Ника Круглаковская. — Это уже конфронтация на тему: «давайте вместе закон почитаем» или «давайте разберемся, кто прав». Такие методы носят негативный характер. Если требования начальника находятся в рамках должностных обязанностей, тогда желательно не отказывать, а перенести эту работу на другое время или другой день. Бывают ситуации аврала, например, большой поток новых клиентов. И менеджеру, чей день уже распланирован, предлагают заняться «внезапными клиентами». В таком случае, — советует она, — менеджеру не стоит отказывать начальнику, ведь он тоже жертва и это просто бессмысленно. Пусть менеджер возьмет инициативу на себя, сам уладит эту ситуацию, договорится с клиентом о приеме на другое время или другой день.
И все же бывают ситуации, когда менеджер должен отказать начальнику. Например, он едет в отпуск, куплены билеты, заказана гостиница, а начальник вызывает на работу. «В этом случае менеджеру лучше всего подумать о своей семье и о себе, — считает Ника Круглаковская, — и максимально вежливо отказать боссу. Можно сказать: «Я бы с удовольствием, но уже есть билеты, бронь в гостинице, дети и жена сидят на чемоданах». И при этом предложить свои варианты быстрейшего выполнения работы».
Конечно, универсальных рецептов вежливого отказа, которые подойдут ко всем ситуациям, не существует. Однако самое важное, по мнению бизнес-психологов, — помнить, что, отказывая клиенту, начальнику или сотруднику желательно вставать на позицию собеседника и проявлять к нему понимание. В этом случае и аргументы для отказа, и альтернативы для выхода из кризиса найдутся быстрее, и отказ будет воспринят не как трагедия, а как повод для поисков дальнейшего делового сотрудничества.
Интервью Ники Круглаковской для Национального банковского журнала. Текст: Елена Карчевская