Недавно на представительном форуме одного известного российского предпринимателя спросили:"На чем вы больше всего заработали? "Больше всего я заработал на лоббировании своих и партнерских интересов, используя деловые связи. Деловые связи, это те же деньги, но в некоторых случаях даже лучше", - ответил он.
Деловые связи - универсальный ресурс, который помогает решать самые сложные стратегические и тактические задачи. Поэтому один из ключевых факторов успеха в бизнесе - умение завязывать, поддерживать и эффективно использовать собственную систему деловых связей, тем более что с каждым годом они растут в цене. Интернет дал новые возможности для расширения деловых связей. Доступным стал практически весь мир. И те руководители, которые осознали открывшиеся безграничные возможности, активнейшим образом используют глобальную сеть для мощного наращивания необходимых контактов. Пример Одна из инновационных английских фирм, пользуясь возможностями глобальной сети, изучила рынки создания и сбыта продукции, связанной с компьютерными технологиями. В результате удалось наладить мощные деловые связи, и теперь компания имеет в своей базе более 30 тысяч активных деловых партнеров. Используя наработанные контакты, она размещает заказы в различных странах на самых выгодных условиях, в том числе в государствах бывшего СНГ, где огромное количество высоко - квалифицированных специалистов, но крайне низкий уровень оплаты. Фирма активно сотрудничает с Украиной, Узбекистаном, Туркменистаном, Казахстаном, Россией, Китаем, находя комбинации самых выгодных для себя решений.
Заводить деловые связи - это искусство завоевывать доверие
"Бизнес - это искусство заводить друзей", - говорил американский финансист Герберт Кэссон, изучивший более 300 видов предпринимательской деятельности и понимавший толк в бизнесе. Можно ли обучиться этому искусству? Можно, если понять, что фундаментом деловых связей являются личные доверительные отношения. Именно они - лучшая форма обеспечения договорных отношений и самый ликвидный залог. По мнению западных экспертов, репутация компании, ее клиентская и партнерская базы (то что называется goodwill) имеют реальную стоимость, которая может доходить до 80% рыночной капитализации фирмы. Как только этот нематериальный актив пошатнется в цене, сразу становится видна реакция рынка - резкое снижение котировок акций компании. Сегодня все большее число российских руководителей осознают важность деловых связей при построении и поддержании благоприятного имиджа компании. В структуре отечественных предприятий появляются специальные отделы по налаживанию связей с общественностью, органами государственной власти и управления. Кроме формирования положительного имиджа, подобные структурные подразделения занимаются лоббированием интересов компаний в соответствующих органах.
Все по плану
Какие шаги необходимо предпринять для создания собственной системы деловых связей? Представим примерный план действий.
1. Инвентаризация связей.
Первое, что необходимо сделать, - это собрать всю имеющуюся у вас информацию о знакомых, с которыми вы поддерживаете или поддерживали добрые отношения, а затем упорядочить ее, приведя в систему. Создайте как можно более подробный список со следующими данными: фамилия, имя, отчество, номера телефонов, почтовый и электронный адрес.
2. Включение в базу первой очереди дополнительных данных.
После того как инвентаризация проведена, целесообразно добавить в базу дополнительные сведения, указывающие, когда, где и при каких обстоятельствах вы познакомились с данным человеком. Можно включить и иную известную вам информацию: день и место рождения, наименование учебного заведения, даты памятных событий, напоминание о которых будет приятно вашему партнеру. Для чего все это нужно? Для того чтобы при увеличении списка вы не забыли наиболее важные эпизоды, упоминание о которых может впоследствии стать решающим в разговоре с человеком. А разрастись база способна, в зависимости от степени эффективности вашей работы по расширению деловых связей, до нескольких сотен, тысяч или даже десятков тысяч человек.
3. Пополнение и расширение базы деловых связей.
Деловые контакты можно расширять несколькими способами. Например, одна из новых форм деловых связей, эффективно используемых сегодня в Интернете, сдача в аренду адресов деловых партнеров. Конечно, в обмен на базу деловых связей своих компаньонов. В пользование можно предоставить полную базу данных или только ее часть. Естественно, что вначале каждая из сторон должна проинформировать своих знакомых о том, что к ним обратится партнер, согласовать с ними сферу, объем информации, содержание вопросов и т.д. Есть и традиционные формы пополнения базы деловых связей: обмен визитными карточками при встречах, знакомства на деловых мероприятиях, выставках, рассылка писем и т.п. Подсчитано, что средний предприниматель имеет около 300 друзей и знакомых. А каждого человека от любого другого индивидуума на Земле отделяет цепочка из 6 человек. Подумайте, какой потенциал и какие возможности вы в силах задействовать!
4. Создание альянсов как форма расширения деловых связей.
В настоящее время все более популярной становится такая форма деловых связей, как создание различных объединений и альянсов: клубов, общественных объединений, ассоциаций, союзов, холдингов, финансово-промышленных групп, а также негласных товариществ, цель которых - объединение усилий, интеллектуального потенциала и деловых связей участников для решения общей задачи.
5. Сегментация деловых связей.
На этом этапе целесообразно включить в составленную базу сведения, необходимые для последующей разбивки данных по сегментам. Напротив каждой фамилии указывается место работы: банк, страховая компания, строительная организация, охранное агентство, суд и т.п. Чем детальнее координаты, тем легче в дальнейшем сортировать данные и искать в общей информационной базе специалиста или партнера по нужному направлению.
6. Организация работы с деловыми связями.
С помощью получившейся базы данных вы можете готовить и рассылать рекламные предложения, факсы, поздравительные открытки, вести телефонные переговоры, использовать директ-мейлы - целевую почтовую рассылку, а также оперативно обмениваться с партнерами письмами по электронной почте. То есть оживить деятельность в нужных вам направлениях. Например, президент автомобильного производства корпорации Ford Жак Насер каждую пятницу рассылает электронные почтовые послания 89 тысячам своих подчиненных по всему миру. В них он делится новостями недели, как хорошими, так и плохими. Эти письма никто не редактирует, т.е. обращения идут напрямую. Кроме того, он лично читает ответы и дает поручение тому или иному члену своей команды продолжить переписку, если, конечно, это необходимо. Точно так же по важнейшим вопросам деятельности компании обращается к своим служащим Билл Гейтс. Этот способ общения берут на вооружение все большее число руководителей. Правильным будет постоянно информировать партнеров о проводимых вами семинарах, встречах, а также о своих достижениях, опыте. Полезно постоянно направлять компаньонам коммерческие предложения, регулярно формировать и рассылать бюллетени.
7. Материализация и денежная оценка деловых связей.
Согласно действующему законодательству (ст.138 ГК РФ), деловые связи, будучи правильно оформлены и овеществлены в виде материальных объектов, представляющих базы данных, становятся объектом интеллектуальной собственности и подлежат охране действующим законодательством. Кроме того, закон, по достоинству оценивая этот мощный ресурс компании, позволяет по соглашению сторон вносить деловые связи в качестве вклада в складочный капитал простого товарищества (договора о совместной деятельности), а их стоимость определять по соглашению сторон без привлечения оценщиков. Таким образом, деловые связи можно превратить в дорогостоящий и эффективный ресурс компании.