Текстовая таблица 4. Оценка обучения в рамках психомоторной сферы
Имитация (копирование) – наблюдение и копирование поведения других, при этом качество исполнения может быть низким. Пример: Повторите в программе PowerPoint данный лист презентации
Управление (следование инструкциям). Пример: Создайте в программе PowerPoint презентацию нашей компании
Развитие точности (четкости) – становится меньше ошибок в работе. Пример: Добавьте анимацию к изображению логотипа компании
Сочленение (комбинирование, интеграция схожих навыков) Пример: На основе разученных упражнений развития голоса создайте методику для тренировки голоса перед презентацией
Натурализация (доведение до автоматизма, экспертное знание). Пример: Оцените качество презентации компании X, внесите необходимые поправки
На основе данной модели также возможно планирование обучения путем выбора определенной стратегии согласно таблице 5:
Таблица 5
Карта выбора стратегии обучения
Стратегия обучения |
Когнитивная сфера |
Эмоциональная сфера |
Психомоторная сфера |
Лекция, чтение, аудио/видео, демонстрация, направляемое наблюдение, сессия вопросов и ответов |
1. Знание |
1. Осознание |
1. Имитация |
Дискуссии, мультимедийные тренинги, метод сократовской дидактики, размышление. (Исследования, ролевые игры, кейсы, «аквариумы» и т.п.) |
2. Понимание 3. Применение |
2. Ответ |
2. Управление |
Обучение на рабочем месте, применение на практике (требуется коучинг), имитационные игры |
4. Анализ |
3. Оценка ценностей |
3. Развитие точности |
Использование в реальных ситуациях, обучение на рабочем месте |
5. Синтез |
4. Организация собственной системы ценностей |
4. Сочленение |
Высокий интерес (натренировать крайне трудно). Обычно развивается через самообучение, учебу на ошибках. При этом коучинг или наставничество может ускорить процесс. |
6. Оценка |
5. Трансформация системы ценностей |
5. Натурализация |
Отметим, что элементы представленной матрицы расположены в таком порядке, что пассивные методы обучения (левая верхняя колонка) сменяются последовательно более активными методами (нижняя левая колонка). Соответственно:
· более простым формам поведения можно обучить на основе пассивных методов;
· более сложным формам поведения обучают посредством действия и вовлечения участников.
Например, для обучения навыку анализа следует использовать, в основном, методы «Обучение на рабочем месте», «Исследование практикой», «Имитационные игры», «Тренинг».
«Таксономия Блюма» во многом схожа с моделью Д. Киркпатрика. Также как и модель Д. Киркпатрика она не показывает экономической эффективности проведения обучения, поэтому при необходимости расчета финансовых показателей, она может быть дополнена показателем ROI. Однако по уровню детализации данная модель более подробна и позволяет оценить не только эффективность проведенных бизнес-тренингов, но и эффективность семинаров, лекций, практикумов. Кроме того, она позволяет спланировать программу обучения, исходя из его целевого назначения, и прогнозировать эффективность составленной программы на основе оценки используемых методов обучения.
Окончание статьи. Начало от 09.04.2007 г.