Текстовая таблица 4. Оценка обучения в рамках психомоторной сферы

 

Имитация (копирование) – наблюдение и копирование поведения других, при этом качество исполнения может быть низким. Пример: Повторите в программе PowerPoint данный лист презентации

 

Управление (следование инструкциям). Пример: Создайте в программе PowerPoint презентацию нашей компании

 

Развитие точности (четкости) – становится меньше ошибок в работе. Пример: Добавьте анимацию к изображению логотипа компании

 

Сочленение (комбинирование, интеграция схожих навыков) Пример: На основе разученных упражнений развития голоса создайте методику для тренировки голоса перед презентацией

 

Натурализация (доведение до автоматизма, экспертное знание). Пример: Оцените качество презентации компании X, внесите необходимые поправки

 

На основе данной модели также возможно планирование обучения путем выбора определенной стратегии согласно таблице 5:

 

                                                             Таблица 5

Карта выбора стратегии обучения

Стратегия обучения

Когнитивная сфера

Эмоциональная сфера

Психомоторная сфера

Лекция, чтение, аудио/видео, демонстрация, направляемое наблюдение, сессия вопросов и ответов

1. Знание

1. Осознание

1. Имитация

Дискуссии, мультимедийные тренинги, метод сократовской дидактики, размышление. 

(Исследования, ролевые игры, кейсы, «аквариумы» и т.п.)

2. Понимание

3. Применение

2. Ответ

2. Управление

Обучение на рабочем месте, применение на практике (требуется коучинг),  имитационные игры

4. Анализ

3. Оценка ценностей

3. Развитие точности

Использование в реальных ситуациях, обучение на рабочем месте

5. Синтез

4. Организация собственной системы ценностей

4. Сочленение

Высокий интерес (натренировать крайне трудно).  Обычно развивается через самообучение, учебу на ошибках. При этом коучинг или наставничество может ускорить процесс.

6. Оценка

5. Трансформация системы ценностей

5. Натурализация

 

Отметим, что элементы представленной матрицы расположены в таком порядке, что пассивные методы обучения (левая верхняя колонка) сменяются последовательно более активными методами (нижняя левая колонка). Соответственно:

·          более простым формам поведения можно обучить на основе пассивных методов;

·          более сложным формам поведения обучают посредством действия и вовлечения участников.

Например, для обучения навыку анализа следует использовать, в основном, методы «Обучение на рабочем месте», «Исследование практикой», «Имитационные игры», «Тренинг».

 

«Таксономия Блюма» во многом схожа с моделью Д. Киркпатрика. Также как и модель Д. Киркпатрика она не показывает экономической эффективности проведения обучения, поэтому при необходимости расчета финансовых показателей, она может быть дополнена показателем ROI. Однако по уровню детализации данная модель более подробна и позволяет оценить не только эффективность проведенных бизнес-тренингов, но и эффективность семинаров, лекций, практикумов. Кроме того, она позволяет спланировать программу обучения, исходя из его целевого назначения, и прогнозировать эффективность составленной программы на основе оценки используемых методов обучения.

 

Окончание статьи. Начало от 09.04.2007 г.