В конце марта 2007 года Центральном доме предпринимателя состоялся круглый стол на тему "Корпоративное образование для предприятий малого бизнеса". Участниками мероприятия стали руководители крупных тренинговых агентств Москвы, бизнес-тренеры и консультанты  российского образовательной сферы. На заседании обсуждались актуальные вопросы образования для малого бизнеса. На вопросы корреспондента агентства "Ореанда-Новости" отвечала координатор круглого стола, генеральный директор агентства "ТренингБанк" - Любовь Вельмакина.

- Любовь, на ваш взгляд, какие основные проблемы обучения стоят перед малыми предприятиями?

При развитой экономике именно малые и средние предприятия в сумме приносят основную часть доходов государству. В современной же России экономику определяют две-три сотни крупных предприятий. Малые предприятия находятся в состоянии, когда они брошены на произвол судьбы: выживут – так выживут, не выживут – и ладно. Кредиты на развитие получить малореально, отчисления в пенсионный фонд и налоговые органы слишком большие даже с упрощённой схемой налогообложения.

Во-многом поэтому малые предприятия в России пока мало вкладывают времени и  финансов в обучение сотрудников. По причине небольшого штата и достаточно жёсткой конкуренции, сотрудникам зачастую не позволяют проходить обучение в рабочее время. Руководители компаний, перед которыми остро встаёт вопрос обучения или переобучения сотрудников, обычно не могут чётко сформулировать основные задачи обучения, и это несмотря на большой выбор тренинговых программ, с которыми можно ознакомиться в Интернете и печатных изданиях.

Наталья Краснова, директор Департамента по работе с корпоративными клиентами Moscow Business School, которая присутствовала на заседании круглого стола, отметила, что основной проблемой руководителей малых компаний является "неверие в обучение":   у руководителей малых предприятий нет твёрдой уверенности в то, что обучение даст какой-то эффект, конкретный результат и поможет достаточно быстро. По сути, обучение в малых предприятиях сейчас - не вопрос денег, а вопрос приоритетов.

Ещё одна проблема – так называемое внутреннее сопротивление обучаемых. Сотрудник, получив новые знания и навыки, отказывается их применять на практике. Как правило это происходит по причине инертности  поведения работников и отсутствии контроля со стороны руководства.

- Допустим, руководитель малого предприятия осознал необходимость обучения сотрудников. Как Вы считаете, на какие сферы обучения прежде всего должны обратить своё внимание руководители предприятий малого бизнеса? Иногда складывается впечатление, что они не знают, чему учить своих сотрудников...

Ещё один участник Круглого стола, Марат Удовиченко, директор компании "ОБРАЗ", выразил мнение, что обучение для каждой малой компании должно строиться по индивидуальному плану. Каждое малое предприятие индивидуально – и необходимо, чтобы для него была построена универсальная система, состоящая из маленьких курсов. В этом случае, руководитель компании сможет выбирать для каждого сотрудника необходимые ему курсы.

Обучение на предприятии "в идеале" должно строиться как система извлечения, фиксации и распространения знаний, умений и навыков,  т.е. как процесс создания самообучающейся организации. Только такая организация способна ответить на вызов времени, и  только такая организация может "выжить" в современной конкурентной среде.

- Можете привести примеры краткосрочных курсов, которые нужно проходить сотрудникам малого предприятия для функционирования успешного бизнеса?

Необходимо учитывать специфику направления деятельности предприятия для того, чтобы точно рекомендовать направление обучения. Любой фирме необходимо повышать уровень знаний своих сотрудников по таким направлениям как: бухгалтерский учёт и аудит, стратегический менеджмент и управление человеческими ресурсами,  нематериальная и материальная мотивация для всех сотрудников компании.

Знания должны принадлежать не отдельным служащим, а быть доступны всем, кому они необходимы в процессе работы. Стоит уделить внимание тренингам по управлению деловыми переговорами. Как правило, корпоративные курсы, которые могут позволить себе малые предприятия, длятся не более 2-х дней. Обычно это выходные дни. Углублённые тренинговые курсы рассчитаны обычно на 5-7 дней интенсивного обучения.

На круглом столе обсуждались вопросы совмещения рабочего времени с обучением, получения полноценных знаний в более длительный срок и финансовых возможностей малого бизнеса. Участники круглого стола пришли к выводу о  целесообразности предоставления комплексных образовательных услуг  малым предприятиям. Например, раз в квартал проводить тренинги для разных категорий сотрудников, а допустим раз в две недели за час до окончания рабочего времени организовывать Клубы встреч на определённую выявленную и оговоренную с начальством  тематику. Также для заказчиков комплексов образовательных услуг разумно предоставлять различные скидки и бонусы. 

- Но ведь руководители тоже должны учиться…

Да, руководителям о своём обучении тоже не стоит забывать. Я бы обратила особое внимание на следующие возможные формы получения ими знаний:

1)  Коучинг у внешних специалистов.

Официальная формулировка Международной Федерации Коучинга (МФК/ICF)."Коучинг - это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам добиваться реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни. Посредством процесса коучинга клиенты углубляют свои знания, улучшают свой КПД и повышают качество жизни".

Плюсы: планирование бюджетов и постановка целей; совмещение работы и личной жизни;  достижение максимальной эффективности на рабочих местах; расстановка приоритетов в проектах; продвижение бизнеса.

Минусы: долгосрочно и дорогостояще, результаты видны не сразу, нехватка профессиональных коучей.

2) Тренинги у бизнес-гуру.

Плюсы: приобретение знаний о популярных управленческих идеях; поиск лучших решений и планов эффективных стратегий;  престижность; возможность поделиться и приобрести опыт коллег по тренинговой группе, в случае, если это открытая форма обучения.

Минусы: небольшой выбор квалифицированных бизнес-гуру. В основном это западные специалисты и их подход к ведению бизнеса отличается от российского.

3) Отраслевые конференции по обучению.

Плюсы: личное общение с профессионалами образовательного рынка бизнеса; получение актуального обзора современного рынка услуг; возможность послушать доклады тренеров, принять участие в дискуссиях и практических форумах.

Минусы: ограниченность временными рамками и месторасположением. Конференции проходят, как правило, с 10:00-18:00.

Руководитель, приобретая новые знания, как правило, стремится донести их и до своих сотрудников.  Замечено, что если директор прошёл обучение на открытом тренинге, он скорее всего направит обучаться и своих сотрудников. 

- Любовь, "ТренингБанк" много работает с региональными клиентами. Насколько, по вашему ощущению, региональный малый бизнес понимает необходимость обучения своих сотрудников? Есть ли какая-то разница с Москвой и Петербургом? Можете поделиться каким-то практическим опытом обучения в регионах?

Пожалуй, по всей России руководители понимают актуальность и необходимость в обучении своих сотрудников. Однако в более экономически развитых столицах возможностей по обучению гораздо больше, а в регионах сейчас обучению придаётся несколько меньшее значение. Следовательно, низкий спрос очень часто определяет не самое высокое качество услуг.

Одна из миссий возглавляемого мною агентства звучит так: "Команда московских тренеров "ТренингБанка" создана для того, чтобы быстро и эффективно делиться опытом столичного бизнеса с заказчиками тренингов из регионов, имеющих базовое образование". При этом изначально "ТренингБанк" опирается на совершенно новые формы управления бизнесом, что позволяет нам при высокой эффективности управления финансами предоставлять серьёзное качество услуг нашим региональным клиентам.

Что касается практического опыта, то с нашими партнёрами мы часто используем следующую схему: при проведении тренингов на базе региональных образовательных центров мы предлагаем провести клубы тренеров, HR-менеджеров, директоров и т.п. на интересную, актуальную для региона тему. Клуб тренеров привлекателен тем, что позволяет  в сжатое время обсудить максимум вопросов. Как правило, организаторы с удовольствием соглашаются и приглашают потенциальных корпоративных клиентов на заседания Клубов. Тем самым сохраняется баланс между опытом столичного бизнеса и спецификой бизнеса данного региона. 

- Очень часто приходится видеть людей, которые получают второе образование в надежде получить более высокооплачиваемую работу. Как Вы считаете, логично ли это?

Я считаю это не очень логичным. По опыту, более важные качества при приёме на работу, чем два и более высших образования – гибкость, корпоративность, креативность, опыт и навыки. Академические знания не способствуют приобретению практического опыта и профессиональных навыков, а большой объём полученной информации совсем не заменит гибкости ума – скорее, наоборот.
 
Работодатели с наибольшим пониманием отнесутся к резюме потенциального работника, у которого одно законченное  высшее образование и ряд пройденных тренингов или курсов. Для каждого потенциального сотрудника желательно иметь в своём активе ряд общепринятых тренингов (мотивация, клиентоориентированные переговоры, планирование рабочего времени) и какой-нибудь специализированный тренинг.

- Что бы Вы посоветовали руководителям малых предприятий, которые пока ещё колеблются с выделением денег на обучение своих сотрудников?

Не стоит спорить с очевидным: образование сегодня - не основной приоритет для компаний малого бизнеса. В современных условиях предприятия малого бизнеса не могут позволить себе иметь в штате внутреннего тренера, поэтому эти функции ложатся на руководителя. Но тем не менее я считаю, что руководители малого бизнеса очень быстро  придут к пониманию того, что они не могут руководить, тренировать и обучать сотрудников одновременно. Руководителям стоит понять, что не все работники занимаются  самообразованием. Для того, чтобы знания и умения переросли в навыки, необходим регулярный контроль и наставничество тренеров-профессионалов. Поэтому обращение к услугам тренинговых агентств - это необходимость, продиктованная временем!

Игорь Киреев, агентство "Ореанда-Новости"