Понять, значит узнать, причину своих поступков.

Почему я поступают именно так, и не могу поступить иначе, даже если знаю, что другое решение правильнее. Я могу принимать неправильное решение даже повторно, говорят «снова наступил на те же грабли».

Ведь я разумный человек, я знаю, что хорошо, что плохо. Но это ничуть не помогает мне. Не то чтобы я поступал плохо. Просто я чувствую, что руководствуюсь не своими знаниями, не представлением, о том, что хорошо, что плохо, а чем-то более сильным. Что это? Если бы я понял, чем руководствуюсь в своих решениях, возможно, я приблизился бы к пониманию себя самого, причин своего поведения…

Кто из вас не задавался подобными вопросами?

Полагаю, такие люди тоже есть. Просто потому, что есть разные люди, но те, кто задумываются о собственной судьбе неизбежно приходят к желанию понять себя. Кроме того, личностные и межличностные кризисы известные многим, провоцируют эти вопросы …

Представьте, лучше сказать: вспомните русскую народную сказку о витязе, который ехал-ехал по дороге и вдруг развилка. А у развилки камень. А на камне написано: «направо пойдешь коня потеряешь, налево пойдешь – жизнь потеряешь…»

- Вспомнили?
- Какую дорогу выберет витязь?
- Ту, которая правильная?
- Ту, которая ровная и удобная?
- Ту, которая приведет его к славе?

Развилка, это момент, когда надо предпочесть одно и пожертвовать чем-то другим. Это очень важный момент жизни, его также называют «моментом истины». Развилка дорог - символическое отражение принимаемых человеком решений. Из наших решений, точнее из последствий наших решений, складывается жизнь. Чтобы понять себя, человеку предстоит понять, чем он руководствуется, принимая одно решение и отвергая другое.

Для начала понаблюдаем за другими.
Возьмем примеры, которые известны каждому.
Вот, например, мультфильм про Винни Пуха?

Помните они с Пятачком пришли в гости к Кролику? Кролик мог бы не пустить гостей? Другими словами, был ли выбор у Кролика, была ли у него альтернатива? Да, выбор был. На камне, перед которым жизнь поставила Кролика (помните метафору о витязе?) было написано:

  • Вариант 1. Пустить этого обжору и его приятеля и проявить воспитанность, вежливость и гостеприимство
    или
  • Вариант 2. Сказать, чтобы шли дальше, лесом и прослыть невоспитанным, невежливым, негостеприимным

Итак, Колик знал, чем закончится визит, не мог не знать, они ведь были знакомы с Винни. Значит, Кролик знал, что все его запасы пропадут в один миг. Ага, Кролик знал, что правильнее не пустить гостей, и поступает… неправильно…

Это так знакомо нам всем, не правда ли?
Меня умиляет обреченность, с которой Кролик принимает ЭТИХ гостей.
Чем же руководствовался Кролик?
Каков ваш ответ?

Ладно, давайте найдем другой пример, может быть, будут понятнее причины поступков других персонажей.

Вот, к примеру, почтальон Печкин.
Он прочитал в газете, что пропал мальчик, и что родители готовы отблагодарить велосипедом, любого, кто поможет найти Малыша. Был ли выбор у почтальона: сообщать или не сообщать? Оставим в стороне требования Гражданского и Уголовного Кодексов, по-человечески мог ли он не сообщать?

Конечно, мог. Он же видел, что мальчик в безопасности, что ему хорошо живется и без родителей. Если бы эту заметку прочел Матроскин, он бы точно не стал сообщать.… А если вы считаете, что почтальон Печкин был обязан сообщить, то убедитесь, не навязываете ли вы ему собственные взгляды на жизнь.

Итак, перед каким выбором встал почтальон Печкин?
Что было написано на «его камне у развилки».
Там было сказано: налево пойдешь, в смысле, сообщить родителям, у тебя будет велосипед. Направо пойдешь, в смысле промолчишь, велосипеда не будет, но малыш с друзьями, вероятно, будут тебе благодарны. Бегло взвесив «на весах»: возможную благодарность мальчика и реальный велосипед, о котором, как выяснилось, он давно мечтал, почтальон понял, что велосипед для него важнее.

Когда мы говорим о важности чего-либо и оцениваем что более важно, а что менее важно мы говорим о ценностях.

Получается, что почтальон предпочел материальную ценность (велосипед) чувствам (благодарность мальчика). Что если кто-то всегда предпочитает одну группу ценностей другой…

Кстати о группах ценностей. Существует четыре группы ценностей: идеологические, материальные, эмоциональные и витальные.

Коротко говоря, к идеологическим ценностям относится информация, идеи, идеология. Можно сказать, идеологические ценности – это неосязаемое вне человека.

Материальные ценности – предметы, деньги, активы и все, что может быть обращено в деньги.

Эмоциональные ценности объединяют все чувства, эмоции и переживания присущие людям.

Витальные ценности – это то, без чего невозможна жизнь отдельного человека и выживание человечества.

Теперь снова вернемся к выборам, из последствий которых состоит наша жизнь. Мы совершаем выборы, принимаем решения, десятки или сотни раз в день, даже не задумываясь над большинством из них. Сложившиеся ценности позволяют автоматически выбирать одну из дорог, когда жизнь ставит нас в очередной раз перед камнем на развилке.

Означает ли материальный выбор почтальона Печкина, что он материалист, человек (точнее персонаж), который всегда предпочитает материальные ценности? Один эпизод, вырванный из жизни, ничего не значит. Значима только тенденция.

Если большинство принимаемых решений идеологические, то человека смело можно назвать Идеологом. Например, такого как Павка Корчагин. Хотите понять Идеолога, перечитайте книгу «Как закалялась сталь». Может Павка и не идеальный Идеолог, но впечатление о приоритетах Идеологов вы получите.

Если большинство выборов продиктованы материальными ценностями, то мы имеем дело с Материалистом, например таким, как Паратов Сергей Сергеевич. Помните пьесу Островского «Бесприданница». Хотите понять приоритеты Материалистов, перечитайте пьесу. Кстати о Материалистах. По каким-то причинам в русской классической литературе крайне мало некариратурных материалистов. Как говорится, подумайте об этом… Почему так вышло? И к чему это может привести?

Если человек в основном руководствуется чувствами, если для него важны переживания и отношения с другими и чувства заставляют предпочитать одни дороги и игнорировать возможности других, то этого человека можно смело назвать Эмоционалом. Хотите понять, как Эмоционал идет по жизни, перечитайте «Идиота» Достоевского. Князь Мышкин типичный представитель армии Эмоционалов.

Человек, который правильно питается, свободен от некоторых привычек (потому что они вредны для здоровья и жизни), человек для которого мир – это, прежде всего его дети, его дом и его семья, ради которых он готов даже ходить на работу, скорее всего – Виталист. Он просто живет, что еще надо? Про чистых Виталистов, про тех людей, в которых нет признаков других групп ценностей, книг не пишут, слишком они скучны даже для самих себя. Виталисты часто нужны для фона, чтобы показать активность одного героя, нужен второй витальный и пассивный антигерой. Недостаток эмоций в своей жизни они компенсируют сериалами и любовными романами. А недостаток денег посещениями работы. Недостаток идеологии обычно их не волнует.

Так, теперь, когда мы узнали, на какие группы делятся ценности и как выглядят яркие представители каждой группы, мы можем продолжить и приблизиться к пониманию своих поступков.
Проверим, насколько мы готовы к анализу собственного поведения на следующем и весьма жизненном примере.

Пример типичный, если не сказать банальный. Таких ситуаций сотни, если вы посмотрите вокруг. Мы, для примера, взяли первую ситуацию, которая подвернулась: школьник старших классов спрашивает на одном интернет-ресурсе, чем ему заниматься в жизни. С одной стороны он любит фотографию и мог бы стать журналистом, но не уверен, что эта работа хорошо оплачивается.

Узнаете ситуацию?

Жизнь поставила молодого человека перед выбором: чему посвятить свою жизнь: тому, что нравится (это эмоциональные ценности) или тому, что хорошо оплачивается (это материальные ценности). И молодой человек не знает что предпочесть… Обычное дело… Многие люди и в гораздо более старшем возрасте бывает тормозят с решениями:

  • согласить на замужество или еще погулять;
  • уволиться и найти работу, где платят или подождать, может быть, все наладится, тут ведь работают такие хорошие люди;
  • Выпить таблетку, чтобы голова не болела или как всегда – стаканчик водки, чтобы стало весело и черт с ней с головой.

Почему люди застревают с выбором? Почему бы парню не выбрать работу, которая будет приносить удовольствие? … Потому что материальное благополучие для него также важно, как у удовольствие.

Понимаете?

Так же важно.

Ни больше, ни меньше – одинаково важны оба варианта.

Причина застревания – отсутствие приоритета.

Если бы удовольствие от работы было для парня важнее, то выбор был бы очевиден. И наоборот: если важнее материальное благополучие, то побоку фотографию. В конце концов, фотография может стать его хобби.

Почему любой совет повредит парню? Потому что советчики, могу поспорить, будут предлагать ему сделать выбор исходя из своих собственных ценностей и приоритетов. Понимаете, умники советуют исходя из своей системы ценностей, а у парня своя и, она гарантировано, иная. И не дай Бог парню прислушаться к подобным советам!

Решение, принятое вне собственной системы ценностей не принесет ему ни денег, ни удовольствия.

Лучшее, что можно сделать для этого парня – помочь ему разобраться в себе, в своих собственных ценностях. Дальше он разберется и сам.

Как разобраться в себе, как понять себя?
Теперь мы добрались до главного и можем разобраться в секретах технологии. Будет больше проку, если вы возьмете чистый лист бумаги, достаточно большой, стандартный лист А4 подойдет идеально…

Возьмите лист бумаги и авторучку, прежде чем продолжить дальше. Хотим отметить, что у вас не получится решить эту задачу в уме. Впрочем, в первый раз вы можете просто прослушать, чтобы убедиться, что нет подвоха, и что результат может раскрыть вам, кто вы…

Положите лист перед собой… горизонтально или вертикально… не имеет значения…

Поставьте точку в левом нижнем углу листа и напишите рядом дату своего рождения. В правом верхнем углу листа поставьте еще одну точку и укажите сегодняшнюю дату…

Разместите на воображаемой диагонали между левым нижним и правым верхним углами несколько точек… пять или семь будет вполне достаточно для первого раза…

Вернемся к левому нижнему углу…

Первая точка… дата вашего рождения… это событие не было вашим выбором… у вас не было выбора рождаться или нет… но потом ваша жизнь начала формироваться под влиянием ваших решений… и решений других людей, с которыми вы согласились…

Проанализируем, какие решения определили вашу биографию до сегодняшнего дня включительно…

Вернемся в ваше детство. Вспомните решение, которое вы приняли сами? Это не то, чтобы вы настояли на синей шапочке, а мама предлагала зеленую. Нам нужно более важное решение.

Возможно, вы оставили музыкальную школу или записались в секцию бокса? Спросите себя: «был ли выбор?, была ли альтернатива?», могли бы вы продолжать посещать музыкальную школу, могли ли вы не записываться на бокс?

Если выбора не было, то ситуация нам не подходит. Где вы видели развилку, состоящую из одной единственной дороги? Развилка, выбор между вариантами предполагает наличие как минимум одной дорогие и ее альтернативы.

Когда вы определите, в чем состояло одно из ваших первых решений, запишите ключевую фразу возле точки, которая расположена ближе всего к точке «день рождения». Например: «Я принес с улицы собаку, и она осталась жить у нас»

Определите, какая ценность предопределила ваш выбор, ваше решение? Вам было жалко собаку? Может быть, стоит назвать ценность «Сострадание»?

К какой группе ценностей вы отнесёте ценность, которая определила ваше решение?

Тут следует отметить важную особенность ценностей: одна и та же ценность… для разных людей может иметь отношение к разным группам ценностей. Вот, например – диета. Для человека, который воздерживается от еды по религиозным мотивам, диета является ценностью идеологической. Тот, кто экономит на еде, относится к диете, как к материальной ценности. Тот, кто воздерживается от еды, чтобы красиво выглядеть, скорее воспринимает диету, как эмоциональную ценность. И, наконец, тот кто придерживается диеты, потому что это полезно для здоровья воспринимает диету, как витальную ценностью

Вернемся к листу бумаги. На нем записано ваше решение. Вы определили и записали, какая ценность предопределила ваш выбор. У вас достаточно информации, чтобы понять для себя и записать к какой группе ценностей вы готовы отнести эту конкретную ценность. Сделайте это сейчас.

Теперь вы можете продолжить с оставшимися точками. От прошлого к настоящему. Вспомните решения, которые были важными в вашей жизни.
Определите, была ли у вас альтернатива в тот момент, когда вы принимали решения? Определите, какая ценность предопределила принятое вами решение. К какой группе ценностей вы относите ценность предопределившую решение.
Когда вы пройдетесь по всей своей биографии, вы можете заметить, что выборы под влиянием определенной ценности или определенной группы ценностей встречаются чаще…

Если это так, то вы смогли вычислить свою ценностную доминанту.

Есть шансы, что эта доминанта все еще управляет вами.

Хотя также есть шансы, что в течение жизни вы сделали крутой поворот, и отказались от одних ценностей, посвятив себя другим. Более того у некоторых людей таких крутых поворотов может быть и два и три.

В любом случае, точка, которая находятся в правом верхнем углу, символизирует настоящий момент. Сюда, в настоящее вас привела ваша система ценностей. Если вас не устраивает ваше настоящее, то вы можете пересмотреть ценности, которые вас сюда привели. Может быть, вы хотите что-то добавить к своей системе ценностей, может быть, в ней чего-то недостает?

Изменения, которые мы можем сделать со своей системой ценностей – это тема для наших следующих встреч.

А теперь вы можете сознательно контролировать, какие ценности влияют на ваши решения. И посредством этого анализ вы можете понять себя, что заставляет вас принимать одно решение, даже если знаете что правильнее поступить иначе.

Секрет в том, как мы выбираем дорогу. Помните нашу метафору, про всадника, камень и развилку. Мы выбираем не те дороги, за которыми правильные или полезные ценности. Нас манят дороги к нашим важным ценностям. Мы не можем сопротивляться тому, что для нас важно.

Однако человек может повлиять на уровень важности той или иной ценности и лишить ее магической власти над собой. Возможно и обратное – человек в силах повысить значимость ценности, и она станет влиять на его жизнь.

Благодарим вас за внимание. Мастер-класс Константин Харского «Как человеку понять себя» завершен.