Известно, что французский император Наполеон Бонапарт в начале своей карьеры был крайне недоволен своим ораторским мастерством. Он не умел вдохновлять своими речами и невыразительным голосом сторонников, полководцев, армию и, наконец, решил исправить ситуацию. При всей своей занятости, он долго занимался голосом со знаменитым в то время актером Тальма. Какое влияние на людей Наполеон имел на протяжении дальнейшей своей жизни, хорошо известно.
Однажды ко мне на тренинг пришел относительно молодой человек в очках с глухим тускловатым неустойчивым голосом. Он оказался подающим надежды сотрудником одного известного российского банка. При всей своей молодости Александр был по-хорошему амбициозен и оказался весьма способным. Он занимался с упорством Наполеона, задавал много вопросов, с первых шагов стал применять все свои знания в жизни. И это не замедлило сказаться на его голосе – голос приобрел бархатистость, глубину, звучность, объем и стал убедительным. И после занятий он не бросал упражняться, и каково же было мое радостное удивление, когда через некоторое время после тренинга он сообщил, что занятия голосом помогли ему осуществить свою карьерную мечту – он стал одним из директоров своего банка. Конечно, не только голос все объясняется, поскольку он и сам по себе являлся человеком целеустремленным и талантливым, однако, по его мнению, именно «новый» голос внес решающий вклад в это событие. На совещаниях голос Александра звучал столь уверенно, сильно и убедительно, что к его личности стали относиться более уважительно. В стрессовых ситуациях его голос был по-прежнему устойчив и тверд, что принесло ему репутацию сильного человека.
Наш голос - это мощнейшее выразительное средство. Также, как, например, у художника, у которого есть оригинальная идея - он знает, что он хочет сказать своим произведением. Но эта идея станет достоянием людей, только когда он ее реализует на холсте. И художник добивается этого всеми доступными выразительными средствами - он подбирает краски, кисти, палитру, выражающие его мысль, его настроение, создает композицию картины. Так же и голос. Мы своим голосом создаем картины, но только в сознании других людей, и чем ярче краски, тем выразительнее картина. Это впечатление о нас, это впечатление о нашей силе характера, уме, о нашей личности в целом.
Из двух людей, имеющих даже самые гениальные идеи, побеждает тот, кто сможет ярко донести свое видение. И если вам есть что сказать - позаботьтесь о том, как это сказать. Многие люди так и остаются незамеченными и непонятыми, они не могут полноценно заявить о себе людям. Они не могут подать себя перед публикой, в переговорах, в ежедневном личном общении. Многих потенциальных талантов и гениев мир так и не услышал!
Ко мне на тренинг приходят разные люди с такими недостатками – тихий голос, вялая артикуляция, быстрая утомляемость голоса, монотонность звучания, гнусавость, неуправляемость голоса во время выступлении - дрожь, сухость во рту, от волнения тембр голоса повышается, и это может даже напоминать писк. У многих из нас сложились привычки – тихо разговаривать, потому что нас так воспитали: «Говори тише... Ну что ты орешь!», «Не повышай голос на старших!», «Приличные девочки так не разговаривают…!», «Воспитанные мальчики так не кричат!», «Неприлично так говорить!» и т.д.
Говорить однообразным, плоским голосом, монотонным голосом, потому многие ленятся и не хотят себя вкладывать в голос.
Другие, наоборот, излишне напрягаются при выступлениях и напряженный голос быстро утомляется. Ко мне часто обращаются тренеры, педагоги - им приходится целый день говорить на большую аудиторию. Появляется покашливание, сип, сжатость в области гортани, неприятная тяжесть. Можно говорить громко, но слишком напряженно. Сила голоса не в напряжении, а в его свободе. Поэтому важно работать над освобождением тела от мышечных зажимов, над свободным дыханием, учиться пользоваться резонаторами и мелодикой своего звучания.
У ряда людей страдает дикция: вялая артикуляция, т. е. плохая подвижность челюсти и языка. При вялой или зажатой работе речевого аппарата страдает произношение звуков и тембр голоса.
Почему это происходит? Городской житель, проживающий в многоэтажных домах, вынужден говорить потише – «как бы соседи не услыхали и не подумали чего…» Обратимся к жителям деревни. Дома далеко стоят друг от друга, чтобы позвать соседа, нужно направить голос в сторону его дома. А если пасти коров, следить за скотиной, тут уж приходится не только шептать, но и включать всю мощь голоса. Вспомним костюмы – русские платья, широкие штаны - область живота свободная, дыхание может опускаться глубоко. У деревенских жителей, по моим наблюдениям, до сих пор правильная осанка, прямая крепкая спина, они не стесняются открывать рот. Мои родственники со стороны отца - из деревни, они часто приезжали в гости в нашу городскую квартиру, и я помню эти звонкие полные жизни голоса, казалось, они заполняли всю квартиру звуком и своей здоровой энергией.
Наш голос возникает при участии голосовых связок и дыхания. Голос - это озвученное дыхание. Для объемного голоса необходимо глубокое свободное дыхание. Понаблюдайте за детьми: у них правильная осанка, они свободны внутренне, как следствие свободно и их тело. Ребенок дышит животом - у него глубокое правильное дыхание. Абсолютно не напрягаясь, ребенок издает громкие звуки, он может кричать часами, при этом не срывать голоса. Он эмоционально наполнен. Его свободное тело - отличный проводник звука. Он регулярно играет, кричит, широко открывая рот, и давая тем самым пространство для звука. Ребенок ежедневно тренирует свой голос и разрабатывает резонаторы, освобождает свою челюсть. Как утверждает телесная психология, постепенно все психологические зажимы откладываются в теле в виде физических зажимов. Цивилизованные взрослые жители, как правило, сдержанны, мужчины героически сжимают челюсти, ведь это показатель мужественности и владения собой в любых ситуациях, многие предпочитают цедить сквозь зубы. О какой силе, объеме, полетности голоса может идти речь? О какой яркости, сочности, богатстве голоса? О каком влиянии, магии, управлении интонациями?
Если посмотреть еще дальше в глубину веков и вернуться к истокам, то мы увидим, как голос влияет на жизнь наших предков и братьев наших меньших. Еще в животном мире низы ассоциируются с властью. Почему это происходит? Музыкальный инструмент с большим объемом, например, контрабас, дает более низкий звук. Также и в первобытном мире – чем больше обезьяна, тем сильнее, тем авторитетнее. Более крупные и мощные особи и становились лидерами. Они по определению обладали более низким и сильным голосом, который и стал одним из признаков власти. И природа научила животных пользоваться голосом.
К примеру, олень в брачный период. Чтобы напугать из-за кустов своего соперника, он опускает гортань вниз и издает низкочастотный звук, говоря этим «Я большой и страшный, не лезь на мою территорию». Даже маленькие животные не гнушаются этим оружием. Жизнь крапчатого суслика тяжела и неказиста. Детеныш суслика живет в норке, и желающих полакомиться его мясом очень много. Но он научился плакать низким голосом и ревет как взрослая особь. И это помогает вводить в заблуждение крупных хищников, которые обходят его норку стороной.
Птички тоже не так просты. Уже взрослый детеныш аиста звучит высоким голосом, чтобы родители думали, что он маленький и беспомощный и кормили как можно дольше. Верхи в голосе – показатель молодости, низы – показатель авторитета.
Чем выше голос – тем ниже должность!
Да, есть руководители со слабыми голосами, но эти люди берут другим. Просто голос – не их сильная сторона. Но голос – это оружие, которое выручит в нужную минуту!
Как-то на тренинг пришла очень скромная девушка. Маленькая, худенькая, бледное личико и, естественно, с тихим голосом. Она была зажата внешне, стремясь занимать как можно меньше пространства, садилась всегда в дальнем углу. Упражнения ей давались тяжело. Ей неудобно было громко звучать, во многом из-за психологических причин: «У нас дома все говорят тихо, зачем мне кричать…?»
На тренинге мы работали с ней, «вытаскивали голос», усиливали вибрации, энергию звука. С трудом, но у нее стало получаться. И по прошествии тренинга она написала мне историю из жизни. В маршрутном такси в час пик на нее стала кричать разгневанная дама, оказывая психологическое давление - раньше в таких ситуациях девушка скромно отмалчивалась, потупя взор. Но сейчас она, неожиданно для себя самой, сильным голосом ответила ей, давая законный отпор. Наглая дама обалдела. Она не ожидала такой реакции от хрупкой девушки-одуванчика, но продолжала наступать. Наша девушка не сдавалась и продолжала отвечать и противостоять голосом оппоненту, заполняя звучанием весь салон и прорезая пространство.
«Я даже сама не ожидала, что я так могу, что я могу почувствовать в звуке такую уверенность, что мой голос придаст мне столько сил, что я так звучу и так умею управлять голосом! Я чувствовала свою психологическую уверенность – и наглая дама все-таки сдалась. В салоне наступила долгожданная тишина изумленной публики».
И любая большая победа начинается с маленьких. В частности, даже Маргарет Тэтчер, получив важный пост в английском правительстве, работала над голосом с профессионалами, чтобы образ руководителя читался не только благодаря должности и личностным качествам, но и чтобы сама речь ее внушала доверие и уважение.
Наша жизнь – в наших руках! но не только в руках, но и в нашем голосе! Обладание этим оружием изменит вашу жизнь!