Во все времена одни люди всегда стремились быть лучше, чем другие хоть в чем-нибудь, но обязательно лучше. Наверняка, мало кто рождался с мыслью, во что бы то ни стало быть хуже чем все остальные. И даже, если представить, что есть и такие, в любом случае людей объединяет одно мотивация достижений или неудач. Странно? Это только на первый взгляд, кажется, что здесь есть какая то не стыковка, а все достаточно просто - мы все всегда везде и постоянно любим, показушно гордиться, гордиться и гордиться - испытывать чувство горделивости, смешанное из состояний превосходства, правоты и кокетства. Не путать с гордостью - удовлетворение от достигнутых успехов (мотивация достижений). (См. )
Это, конечно же, маска, только в руках мастера - это изящный инструмент для игры под названием жизнь, а для других она стала смыслом оправдания своего существования. Некоторые "танцуют и поют", радуясь успеху, а некоторые "хромают и скулят", смакуя неудачу. Как верно было подмечено мудрецами: "Если что-то не нравиться меняй, выражать недовольство словами - бессмысленно". Одни из нас идут по лестнице успеха вверх, другие вниз, третьи двигаются по горизонтали, четвертые прыгают на месте.
Герой | |||
Боюсь делать, но делаю. | Сильный | Делаю и получаю от этого "кайф". | |
Боюсь делать и не делаю. | Слабый | Самоуверенность. | |
Инвалид |
Страхи:
|
Но какие бы телодвижения мы не совершали, убежден, в каждом из нас живет дух победителя, каждый из нас любит одерживать победы, каждый из нас герой. Почему? А иначе разные внутренние конфликты, да и скучновато так…
Другое дело, насколько наш героизм мы реально используем для достижения наших целей. Что препятствует на пути к профессионализму? Страх, лень, неуверенность, необразованность, косность, мудреность? Нет. Ведь для других - это же не помеха. Необходимо всего одна, но очень важная вещь. Энергия. Энергия для преодоления инерции - топливо будущих побед.
Напрашивается такая аналогия. Перед тем как ракета проникнет в космическое пространство, она преодолевает инерцию земного притяжения, да и перед тем как она вернется обратно, ей тоже будет нужно преодолеть сопротивление, но уже слоев атмосферы.
Мощная энергия рождается для достижения великой цели; тот, кто хочет добиться ее, ищет способы, а тот, кто "забил" - ищет причины.
Где же взять это чудесное топливо?!
- У природы (надо знать, что делать)
- У людей (надо знать у каких)
- У себя (надо знать как)
Здесь, мы подошли к самому интересному. Что нужно, для того чтобы быть успешным, проще говоря, стать профи (мотивация личности).
Первое, как бы это не банально прозвучало - это Ваше желание, но не простое, а настойчивое и, было бы еще, круче с признаками разумного упрямства.
Вспоминаются слова 16 Американского Президента А. Линкольна:
"Если ты по-настоящему, чего-то сильно желаешь, то дело уже сделано больше чем на половину".
Итак. 1. Настойчивое желание.
Второе, тоже на первый взгляд очевидное - это наши способности, умения, навыки. И кому-то из нас уже выдан некоторый аванс в виде природных данных, а кто-то усердно над ним работает, но в любом случае необходимо бережно к нему относиться и постоянно его пополнять. Уместна метафора: боеспособным на долгое и продолжительное время, может быть только воин, "экипированный и вооруженный до зубов".
Итак. 2. Природные или приобретенные навыки.
Третье, вот то место, где не одна "собака зарыта" - это профессионально-тренировочная среда, окружение, атмосфера для получения реального опыта. В таком кругу (посттренинг - полевая подготовка) есть реальная возможность чему-то научиться, постоянно отрабатывая пока еще новые навыки, постепенно под руководством опытных наставников доводя их до состояния автоматизма (Бессознательная компетентность). Возьмите любой контекст от изучения иностранного языка до умения водить автомобиль, и Вы заметете, что помогает дойти до финиша (мотивация достижений к мотивации личности).
Пример № 1: Как происходит обучение вождению.
-
Изучаем теорию: правила дорожного движения, дорожные знаки и т.п.
-
Учимся управлять автомобилем в закрытом пространстве (на площадке).
-
Выезжаем в город с инструктором для адаптации и закрепления необходимых навыков безопасной езды.
Пример № 2: Как происходит обучение иностранному языку.
-
Изучаем теорию: правила фонетики, грамматики, пополняем словарный запас слов и т.п.
-
Учимся общаться в аудиторном пространстве (упражняемся, проигрываем контекстные диалоги в комнате).
-
Выезжаем за границу, окунаемся в среду носителей языка для адаптации и закрепления необходимых коммуникативных навыков.
Большинство тренинговых программ уделяют внимание п.1 и 2 и практически игнорируют п.3. В итоге результат близок 0, как в том уравнении. Иногда, правда, удается с помощью долгой "езды" в закрытом пространстве или после проведенных в аудиториях нескольких тысяч часов, добиться желаемого уровня, но это не эффективно ни по времени, ни по затратам.
Итак. 3. Профессионально-тренировочная среда.
Подводя черту, выводим то самое загадочное уравнение:
1*2*0=0
Уравнение, которое действует спокойно, без суеты, хладнокровно и с завидным постоянством, остужая горячие головы. Если во всем уравнении хотя бы один элемент окажется нулевым, то и результат будет близким к этому показателю.
Рассмотрим оставшиеся 2 ситуации.
1*0*3 = 0;
0*2*3 = 0.
Попробуйте представить людей, которые хотят, во, что бы то ни стало развиваться, имеют то самое настойчивое желание идти до победного конца (мотивация достижений). Они попадают на тренинг и впитывают самую общую информацию, именно общую, поскольку там нет никаких конкретных навыков, которые следует тренировать. (См. )
Например, в содержании программ можно увидеть такие темы: Как приобрести уверенность, как чувствовать себя хорошо, как совладать со страхом и т.п. Это очень часто похоже на безадресные тренинги личностного роста, где главное - это процесс и не важно какой результат ожидает в конце, все должно случиться само по себе.
Ну, а если к этому добавить еще стремление участников таких тренингов активно развиваться, чаще всего это выглядит в виде бытовых споров в кругу близких и знакомых, то итог непредсказуем. Напоминает такую ситуацию вспаханное поле, которое постоянно удобряется и где наряду с ценными ростками прорастают дешевые сорняки, которые частенько сводят на нет весь тот возможный ценный урожай. Не случайно говорят: "заставь дурака Богу молиться…".
И последняя ситуация представляется весьма типичной, вроде определенные навыки у людей и возможность постоянно их поддерживать в форме есть (профессионально-тренировочная среда), но к большому сожалению не достает всего лишь одного - желания двигаться по этому пути к долгожданной цели (мотивация достижений) .
В результате можно услышать определенные интонационные нотки, скрывающиеся вроде бы за разумными вопросами: "А зачем? А что мне это даст? А что я получу взамен? и т.п.". Хорошо, если это искреннее желание разобраться, лишний раз замотивировать себя как личность или проверить тренера на уверенность двигаться к поставленным целям, но чаще всего за этими вопросами прячется попытка сохранить лицо и старая привычка ничего не делать.
Вспоминается слова кота из любимого мультфильма: "Таити, Таити, да не нужно нам никакое Таити, нас и здесь неплохо кормят". Такой подход изначально обречен.
Еще раз повторюсь, как только мы сверяем наши действия с этой четкой формулой и ее конкретными значениями, мы имеем все шансы, дойти до финишной черты в числе основных призеров.
Настойчивое желание * Природные или приобретенные навыки * Профессионально-тренировочная среда = Успех профи
Задумайтесь над этими, проверенными годами выражениями. Предупрежден - значит, вооружен, а также смысл коммуникации заключается в вызываемой реакции. И все станет предельно ясно.