Кажется, еще Бисмарк предупреждал немцев, чтобы они не ссорились с русскими, поскольку последние, даже на самую изощренную хитрость, способны ответить непревзойденной глупостью. Бисмарк, конечно был не прав… в отношении глупости. То, что он называл глупостью, на самом деле есть ни что иное, как способность русского народа к выживанию в суровых погодных и правительственных условиях. Мы, русские, обычно называем эту способность не глупостью, а смекалкой.
О том, как русские решают задачи на выживание, читаем в статье Петра Павла Суркова
Дуракам закон не писан или Голь на выдумки хитра …
В середине девяностых годов 20 века, одному моему знакомому предпринимателю, а в те времена – простому авто-слесарю из московского техцентра «Кунцево», очень захотелось открыть собственный автосервис. Оно и понятно – машины чинит авто-слесарь, а деньги клиент почему-то несет в кассу. Где справедливость? Хорошо еще, что на чай не забывают дать. А толи дело в своем автосервисе – все деньги клиента попадают в одни руки – в руки моего знакомого.
Спасибо чаевым – стартовые деньги на закупку оборудования были. Подходящее здание тоже удалось подобрать, причем, практически бесплатно – оно находилось на территории одного отдельного батальона ГАИ (сейчас – ГИБДД). В прошлом это были кирпичные гаражи, уже частично оборудованы какими-то слесарными приспособлениями и конструкциями, и они идеально подходили под открытие в них автосервиса.
Все шло хорошо – все договоренности были достигнуты, но тут, как говорится, в самый последний момент, выяснилось, что по закону, на территории ГАИ запрещено вести коммерческую деятельность или сдавать помещения в аренду коммерческим организациям.
Предприниматель встал перед выбором, из двух альтернатив: «ИЛИ-ИЛИ» – или искать какие-то мудреные способы, того, как вывести помещение из-под законодательных ограничений, или идти искать другое помещение. (см. курсы, семинары и тренинги для руководителей)
Такая постановка вопроса в ТРИЗ называется противоречием.
Когда мы вынуждены выбирать «из двух зол» или из двух альтернатив, ни одна из которых не может устроить нас полностью или частично, в этом случае мы имеем дело с изобретательской задачей.
Поскольку само здание, условия его аренды, месторасположение, все очень привлекало молодого предпринимателя, было принято решение брать это помещение любой ценой.
Оставалось только решить задачу, как обойти законодательные ограничения.
- Первое, что приходило в голову – закон какой-то дурацкий, надо его изменить…
- Второе – надо вывести здание с баланса ГАИ: приватизировать, продать, передать, подарить, списать, сжечь, разобрать и т.д. и т.п.
Но как только представишь себе, что надо пройти, чтобы изменить закон или чтобы передать здание с государственного баланса на частный, вспоминаются похождения Ивана-Дурака из Русских сказок: «сходи туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Оставалось только уповать на чудо и надеяться на то, что проблема каким-то волшебным образом разрешиться сама собой.
Выражаясь языком Юнга, самыми сильными архетипами в России можно без оглядки считать Ивана-Дурака (-Царевича), Змея Горыныча, Кощея и Бабу Ягу. Из сказки в сказку путешествует Иван, совершая непревзойденные и непредсказуемые глупости, которые помогают ему в одиночку противостоять всем отрицательным персонажам, договариваться с ними о сотрудничестве и всегда получать главный приз. В чем же секрет успешности деятельности Ивана-Дурака и почему он так любим народом?
Ответ, как это часто бывает в сказках, прост и сложен одновременно. Иван-Дурак, сталкиваясь со сложной задачей, всегда действует нестандартно. Он не бежит от проблем, не делает вид, что проблемы не существует, он решает проблему. При этом он никогда не идет напролом, пытаясь решить проблему «в лоб» или, как это говорят сегодня «силовыми методами». Действуя нестандартно, на первый взгляд, глупо, Иван-Дурак всегда добивается наилучшего решения проблемы, задача решается как по волшебству – сама собой.
Например: Путешествуя, в поисках приключений, Иван-Дурак встречает поле боя, усеянное трупами солдат. Рябом с полем на холме стоит шатёр, в котором спит богатырь-девица Марья-Моревна. Это она положила на поле боя всех этих солдат, и теперь спит богатырским сном. Вместо того, чтобы незаметно спастись бегством (самое разумное в этом случае решение) или всместо того, чтобы воспользоваться ситуацией и убить Марью-Моревну (не для развлеченья, а так, «на всякий случай»), что тоже, в принципе – разумно… Нет, вместо этого, Иван-Дурак привязывает своего коня рядом с кобылой Марьи, а сам ложится спать рядом с Марьей-Моревной, на одну постель.
Марья через некоторое время просыпается, видит рядом с собой на постели какого-то незнакомого мужика и… не убивает его, а решает вначале выяснить, что за ДУРАК спит рядом с ней? После того, как Иван-Дурак просыпается, Марья-Моревна по-богатырски спрашивает его: «Биться будем или любиться?»
Ивану предложен выбор из двух альтернатив: «Или-Или» – или биться, или любиться. Первый вариант Ивану не подходит – это даже ДУРАКУ понятно. Выбрав его Иван-Дурак попрощается с жизнью. Разумнее всего выбрать второй вариант – любиться, но в этом случае Иван продемонстрирует свою слабость и Марья сможет его каждый раз испытывать подобным образом (Биться будем или сам пойдешь посуду мыть?).
Опять противоречие, опять изобретательская задача, и Иван опять, на первый взгляд, поступает по-дурацки: он предлагает отпустить коня Ивана и кобылу Марьи в чисто поле и посмотреть, чем они будут там заниматься… Если будут драться, то и Марья с Иваном пойдут на битву. Если лошади начнут играться, то и Ивану с Марьей предстоит заняться тем же. Казалось бы предложен жребий. Марья на него естественно соглашается – это так по-богатырски: положиться на судьбу.
Только есть одно уточнение: Иван-то знал, что лошади несколько дней рядом простояли и уже успели познакомиться… и возможно даже влюбиться друг в друга… Поэтому, предлагая подобную жеребьевку, он не просто предполагал, а точно знал, «как карта ляжет». Поэтому в замок к себе Марья поехала уже не одинокой девицей, а замужней женщиной, вместе с молодым мужем.
Вот оно где настоящее волшебство! Не на ковре-самолете, не в избушке на курьих ножках, а в реальных взаимоотношениях двух сказочных персонажей. Что сделал Иван? Однозначно, по-Бисмарку, Иван как всегда, допустил глупость. Но для нас с Вами понятно, что здесь сработала смекалка, точный расчет и аналитический ум.
Принцип разрешения противоречия, которым воспользовался Иван-Дурак, в ТРИЗ называется принципом ПОСРЕДНИКА. (см. курсы, семинары и тренинги для руководителей)
Принцип посредника используется повсеместно и в технике, и в бизнесе, и в обучении. Во многих случаях этот принцип настолько привычен, что мы его даже не замечаем и не обращаем на него внимания, в других случаях применение этого принципа приводит к новым изобретениям.
Принцип посредника в технике:
- 1.1. Для смягчения движения по твердой поверхности, на колеса автомобиля надевают резиновые шины (посредник между дорогой и колесным диском), шины наполнены воздухом (еще один посредник).
- 1.2. А для лучшего сцепления с дорогой в зимний период используются шипованные шины.
Принцип посредника в бизнесе:
- 2.1. Для оптимизации налогообложения используются цепочки фирм-посредников.
- 2.2. Для сохранения в тайне личностей учредителей крупных фирм, вместо физических лиц, в роли учредителей выступают оффшорные компании, принадлежащие этим лицам.
- Принцип посредника в обучении:
- 3.1. Чтобы не забыть что говорит преподаватель его слова конспектируются.
- 3.2. Чтобы родители знали, какие оценки получает ученик, оценки выставляются в дневник.
Задача о передаче здания предпринимателю тоже решается с помощью принципа посредника. Я предлагаю Вам попробовать решить ее самостоятельно. Кто-то решит ее, что называется, «с ходу», а кому-то придется попотеть.
Авторы первых прави льные и самых лучших ответов будут упомянуты, а некоторые ответы опубликованы в последующих номерах.
Помните, не надо решать задачу «в лоб», для этого есть немцы и американцы, Вам предстоит проявить смекалку. Удачи и творческих успехов!
И еще! Перед тем, как решать задачу о передаче здания предпринимателю, потренируйтесь в формулировании противоречий для приведенных решений задач на применение принципа посредника в технике, бизнесе и обучении с 1.1. по 3.2.