Ключевые показатели эффективности.
Необходимо добавить, что управленческий учёт и отчётность в настоящее время бурно развиваются, и предметом управленческого учёта всё чаще становятся показатели, которые несвойственны классической финансовой отчётности. Для управления бизнесом часто приходится формировать и анализировать значения нефинансовых показателей.
Положение по управленческому учёту SMA 4D «Measuring entity performance» («Измерение эффективности предприятия», 1986) содержит следующее указание:
п.42. Финансовые показатели традиционно были доминирующими в оценке результатов деятельности управления предприятием. Однако по мере того, как конкурентное окружение все сильнее требует от руководства понимания и более вдумчивого принятия оперативных решений, нефинансовые показатели результатов деятельности, такие как доля рынка, новаторство, качество и уровень обслуживания, производительность и работа с кадрами, должны играть более весомую роль при оценке результатов деятельности.
Положение SMA 4U «Developing Comprehensive Performance Indicators» («Разработка комплексных показателей эффективности»), выпущенное в 1995 г. и ставшее логическим продолжением SMA 4D, содержит примеры показателей, которые могут использоваться для комплексной оценки результатов деятельности.
4U. Приложение B.
Примеры показателей результатов деятельности
I. Показатели окружающей среды
- Часы коммунального обслуживания
- Часы производственной деятельности
- Процент повторно использованных материалов
- Объем выбросов загрязняющих веществ
- Аварии и повреждения, связанные с продукцией и услугами
- Штрафы/нарушения государственных постановлений
II. Показатели рынка и заказчиков
- Доля рынка
- Новые и упущенные заказчики
- Индексы удовлетворенности или неудовлетворенности заказчиков
- Показатель качества
- Показатель доставки
- Время отклика
- Прибыльность по рынку/каналу/клиенту
- Гарантийные рекламации и возвраты
III. Показатели конкурентов
- Доля рынка (рынков)
- Индексы удовлетворенности или неудовлетворенности заказчиков
- Показатель качества
- Показатель доставки
- Показатель цен
- Время цикла разработки новой продукции
- Ассортимент новой продукции
- Финансовые показатели
IV. Показатели внутренних бизнес-процессов
- Время цикла разработки продукции
- Количество новых видов продукции
- Время цикла производства
- Оборачиваемость товарных запасов
- Время исполнения заказа
- Реализация (производство) на работника
- Метрики плохого качества
- Показатели реинвестиций
- Показатель устойчивости
V. Учет людских ресурсов
- Дисциплина работников
- Соотношение претендентов/принятых
- Часы разработки на работника
- Метрики компетентности сотрудников
- Метрики гибкости сотрудников
- Предложения от сотрудников
- Показатели текучести
VI. Финансовые показатели
- Рост доходов
- Прибыльность рынков/Клиентов
- Прибыльность по продукту
- Рентабельность продаж
- Оборачиваемость капитала
- Добавочная экономическая стоимость
- Прибыль на капитал
- Рентабельность капитала
- Движение денежных средств
Часто ключевые показатели эффективности интегрируются в Систему Сбалансированных Показателей (BSC). Есть рисунок, на официальном сайте.
Причина № 2 возможных неудач и ошибок при внедрении управленческого учёта.
Другой причиной неудач на проектах внедрения является плохо проработанная структура ключевых показателей эффективности, необходимых для контроля над деятельностью предприятия и принятия управленческих решений. Подчас нефинансовым показателям не уделяется того внимания, которые они заслуживают.
Вслед за SMA 4U в 1998 году было выпущено уже цитировавшееся SMA 4DD «Средства и методы внедрения интегрированной систем управления результатами деятельности», п. 4 которого устанавливает задачи, стоящие перед системой управленческого учёта на предприятии:
4 Система управления результатами деятельности должна соответствовать следующим важнейшим задачам:
- измерять результаты деятельности в отношении удовлетворения ключевых потребностей клиентов,
- обеспечивать ясность стратегических задач,
- фокусироваться на ключевых процессах и критических показателях,
- сигнализировать об улучшении показателей деятельности,
- идентифицировать критические факторы, требующие внимания,
- и предоставлять четкую основу для идентификации достижения результатов и соответствующего поощрения.
Причина № 3 возможных неудач и ошибок при внедрении управленческого учёта.
- Далеко не все показатели или какая-то иная информация необходима для целей управления. Управленческие отчёты, содержащие ненужную, или плохо структурированную информацию лишь отнимают время у управленцев.
- Отчёты должны быть наглядными, хорошо читаемыми, не содержащими «информационного шума», т.е. ненужной информации. Об этом, в числе прочего, говорится в SMA 5B «Основы отчётной информации для менеджеров».
- Внутренние первичные документы должны содержать только те реквизиты, которые необходимы для управления - это сократит время обработки документов и сделает их более полезными для управленцев.
Продолжение следует. Начало от 24 февраля 2010 г.