Ключевые показатели эффективности.

Необходимо добавить, что управленческий учёт и отчётность в настоящее время бурно развиваются, и предметом управленческого учёта всё чаще становятся показатели, которые несвойственны классической финансовой отчётности. Для управления бизнесом часто приходится формировать и анализировать значения нефинансовых показателей.

Положение по управленческому учёту SMA 4D «Measuring entity performance» («Измерение эффективности предприятия», 1986) содержит следующее указание:

п.42. Финансовые показатели традиционно были доминирующими в оценке результатов деятельности управления предприятием. Однако по мере того, как конкурентное окружение все сильнее требует от руководства понимания и более вдумчивого принятия оперативных решений, нефинансовые показатели результатов деятельности, такие как доля рынка, новаторство, качество и уровень обслуживания, производительность и работа с кадрами, должны играть более весомую роль при оценке результатов деятельности.

Положение SMA 4U «Developing Comprehensive Performance Indicators» («Разработка комплексных показателей эффективности»), выпущенное в 1995 г. и ставшее логическим продолжением SMA 4D, содержит примеры показателей, которые могут использоваться для комплексной оценки результатов деятельности.

4U. Приложение B.

Примеры показателей результатов деятельности

I. Показатели окружающей среды

  • Часы коммунального обслуживания
  • Часы производственной деятельности
  • Процент повторно использованных материалов
  • Объем выбросов загрязняющих веществ
  • Аварии и повреждения, связанные с продукцией и услугами
  • Штрафы/нарушения государственных постановлений

II. Показатели рынка и заказчиков

  • Доля рынка
  • Новые и упущенные заказчики
  • Индексы удовлетворенности или неудовлетворенности заказчиков
  • Показатель качества
  • Показатель доставки
  • Время отклика
  • Прибыльность по рынку/каналу/клиенту
  • Гарантийные рекламации и возвраты

III. Показатели конкурентов

  • Доля рынка (рынков)
  • Индексы удовлетворенности или неудовлетворенности заказчиков
  • Показатель качества
  • Показатель доставки
  • Показатель цен
  • Время цикла разработки новой продукции
  • Ассортимент новой продукции
  • Финансовые показатели

IV. Показатели внутренних бизнес-процессов

  • Время цикла разработки продукции
  • Количество новых видов продукции
  • Время цикла производства
  • Оборачиваемость товарных запасов
  • Время исполнения заказа
  • Реализация (производство) на работника
  • Метрики плохого качества
  • Показатели реинвестиций
  • Показатель устойчивости

V. Учет людских ресурсов

  • Дисциплина работников
  • Соотношение претендентов/принятых
  • Часы разработки на работника
  • Метрики компетентности сотрудников
  • Метрики гибкости сотрудников
  • Предложения от сотрудников
  • Показатели текучести

VI. Финансовые показатели

  • Рост доходов
  • Прибыльность рынков/Клиентов
  • Прибыльность по продукту
  • Рентабельность продаж
  • Оборачиваемость капитала
  • Добавочная экономическая стоимость
  • Прибыль на капитал
  • Рентабельность капитала
  • Движение денежных средств

Часто ключевые показатели эффективности интегрируются в Систему Сбалансированных Показателей (BSC). Есть рисунок, на официальном сайте.

Причина № 2 возможных неудач и ошибок при внедрении управленческого учёта.

Другой причиной неудач на проектах внедрения является плохо проработанная структура ключевых показателей эффективности, необходимых для контроля над деятельностью предприятия и принятия управленческих решений. Подчас нефинансовым показателям не уделяется того внимания, которые они заслуживают.

Вслед за SMA 4U в 1998 году было выпущено уже цитировавшееся SMA 4DD «Средства и методы внедрения интегрированной систем управления результатами деятельности», п. 4 которого устанавливает задачи, стоящие перед системой управленческого учёта на предприятии:

4 Система управления результатами деятельности должна соответствовать следующим важнейшим задачам:

  • измерять результаты деятельности в отношении удовлетворения ключевых потребностей клиентов,
  • обеспечивать ясность стратегических задач,
  • фокусироваться на ключевых процессах и критических показателях,
  • сигнализировать об улучшении показателей деятельности,
  • идентифицировать критические факторы, требующие внимания,
  • и предоставлять четкую основу для идентификации достижения результатов и соответствующего поощрения.

Причина № 3 возможных неудач и ошибок при внедрении управленческого учёта.

  • Далеко не все показатели или какая-то иная информация необходима для целей управления. Управленческие отчёты, содержащие ненужную, или плохо структурированную информацию лишь отнимают время у управленцев.
  • Отчёты должны быть наглядными, хорошо читаемыми, не содержащими «информационного шума», т.е. ненужной информации. Об этом, в числе прочего, говорится в SMA 5B «Основы отчётной информации для менеджеров».
  • Внутренние первичные документы должны содержать только те реквизиты, которые необходимы для управления - это сократит время обработки документов и сделает их более полезными для управленцев.

 Продолжение следует. Начало от 24 февраля 2010 г.