5S – системы организации эффективного рабочего пространства на производстве
5S – это мощный инструмент правильной организации РАБОЧЕГО ПРОСТРАНСТВА. Система 5S значительно повышает эффективность и управляемость операционной системы. Порядок и чистота на рабочем месте, а не «упорядоченный хаос», являются основой повышения производительности, безопасности, улучшения корпоративной культуры и качества продукции на предприятии. Программа содержит многочисленные примеры реализации системы на производствах. Также предусмотрено практическое закрепление каждого блока программы.
Цель курса повышения квалификации
Во время обучения вы познакомитесь:
- с основными видами потерь, их диагностикой, способами выявления на предприятии, а также взаимосвязью организации рабочих мест с потерями;
- методикой развертывания системы «5S -Упорядочение», включающую в себя 5 практических шагов от подготовки до внедрения.
В программе курса повышения квалификации
Основные понятия Бережливого производства
- 3М (Muda, Mura, Мuri)
- 8 видов потерь
- Принципы бережливого производства
- Эффективность системы 5S.
- Объекты системы 5S/Упорядочение
- Внедрение системы 5S - одного из основных инструментов бережливого производства.
Практикум. Диагностика и выявление потерь на вашем предприятии.
Методика развертывания системы «5S -Упорядочение» на производстве.
- Подготовка к внедрению (шаг 1). Организация запуска и развития проекта:
- Разъяснение необходимости 5S
- Вовлечение персонала
- Планирование
- Предварительная оценка требованиям системы 5S;
- Целевые показатели проекта «Бережливое производство. 5S – система организации эффективного рабочего пространства на производстве». Пример.
1S - Сортировка -Удаление ненужного (шаг 2)
- Реализация принципа «удаление ненужного»:
- Удаление ненужного
- Приведение территорий в порядок
- Создание условий для эффективного использования всех предметов
- Создание атмосферы оптимизма и получение видимых результатов
- Места, требующие особого внимания. Расслоение предметов.
- Формы списков «нужных», «не нужных срочно», «ненужных» предметов.
- Правила по удалению «ненужных» предметов. пример классификатора «ненужных предметов»
- Использование красных ярлыков.
- Практикум. Реализации этапа. Контрольный лист по проверке 1 s: сортировка – удаление ненужного.
2S - систематизация – рациональное размещение предметов (шаг 3 )
- Определение и применение способов размещения предметов, обеспечивающих соответствие требованиям безопасности, качества, производительности
- Легкий, быстрый, удобный доступ к предметам. Ликвидация «поисков»
- Основные принципы рационального размещения инструментов и приспособлений. Пример.
- Правила рационального размещения предметов.
- Перечень «нужных» предметов. Пример.
- Принципы экономии движений для устранения потерь времени.
- Использование цветовой кодировки для обозначения хранения предметов, в зависимости от их функционального состояния. Требования к использованию цветовых сигналов, сигнальных линий, разметки и надписей
- Установление и соблюдение правил (Шаг 4)
- Необходимые действия для систематизации документов. Способы классификации документов и папок. Пример.
Практикум. Оценка реализации этапа. Контрольный листок по проверке 2s: систематизация – рациональное размещение предметов. Пример.
3S– Систематическая уборка, проверка (Шаги 5, 6, 7,8,9,10)
- Систематическое поддержание порядка:
- Определение правил уборки.
- Обнаружение неисправностей и источников загрязнения (уборка – это проверка)
- Устранение несоответствий и их причин.
- Предупреждение неисправностей.
- Снижение брака, уменьшение аварий и простоев.
- ТРМ (Total Productive Maintenance) - всеобщий уход за оборудованием.
- Взаимодействие 5S и ТРМ.
- Закрепление ответственности.
- Правила по проведению уборки-проверки. Уборка помещений. Объекты уборки. Планирование уборки. Пример.
- Карта распределения обязанностей персонала по проведению уборки. Пример – карта уборки технологического оборудования
- Контрольный лист проверки оборудования. Пример.Контрольный листок проверки состояния станка. Пример.
- Пример перечня хозяйственного инвентаря, используемого при проведении уборки-чистки технологического оборудования
- Скрытые неполадки – источники поломки (аварии) оборудования. Фиксация неисправностей оборудования.
- Классификатор источников загрязнения участка. Выявление и устранение источников загрязнения. Пример.
- Практикум. Оценка реализации этапа. Контрольный листок по проверке 3S: соблюдение чистоты – уборка, проверка. устранение неисправностей
4S– Стандартизация (Шаг 11)
- Для чего нужна стандартизация? Средства визуального управления.
- Стандартизация разработанных правил в ходе реализации принципов 1S, 2S, 3S
- Максимальная визуализация разработанных правил.
- Стандартизация и унификация всех обозначений (размер, цвет, символы)
- Визуализация контроля нормального состояния и отклонений в работе оборудования
- Визуализированные плакаты по 5S (для рабочих). Примеры.
- Практикум. Оценка реализации этапа. Контрольный листок по проверке 4S: стандартизвция.
5S– Совершенствование – укрепление дисциплины и ответственности (Шаг 12)
- Развитие дисциплины и ответственности
- Создание устойчивой – самоподдерживающейся системы
- Закрепление навыков 5S в виде поведенческих стереотипов персонала
- Правила по совершенствованию системы 5S.
- Практикум. Оценка реализации этапов. Лист проверки элементов системы 5S.Пример.
- Применение эффективных методов контроля.
- Проведение Аттестации (аудита) на соответствие требований 5S на предприятии. Чек-лист, пример производственной компании.
- Форма оценки листа состояния рабочих мест в цехах основного производства / производственных участков: требования к рабочим местам; требования к территории участка.
- Конкурс лучших идей по 5S. Внедрение Кайзен. Оформление предложения по улучшению системы 5S
- Как сделать так чтобы система 5S заработала.
Результат посещения курса повышения квалификации
Получение новых компетенций, повышение квалификации
Для кого предназначен курс повышения квалификации
Руководители производств и собственники предприятий (главные инженеры, главные технологи, начальники цехов и др.), линейные руководители (начальники участков, мастера или бригадиры и др.), руководители и специалисты дирекций по развитию, HR и служб качества.
Метод ведения
Заочно-очное обучение
Раздаточные материалы
есть
Документ по окончанию курса повышения квалификации
Преподаватели курса повышения квалификации
Кандидат экономических наук. Профессиональный инженер России, победитель Всероссийского конкурса «Инженер года» в номинации «Менеджмент качества». Производственный опыт работы, в том числе руководящей, в области управления предприятием, качества продукции, разработки и внедрении системы менеджмента качества, анализа, оптимизации и совершенствования бизнес-процессов более 20 лет.
Отзывы
Похожие курсы
