Самый простой и надежный способ получить представление об особенностях мышления и моделях поведения, а также о мотивации человека – это слушать его речь, в первую очередь, обращая внимание не на содержание, а на форму и способ передачи мысли, т.е. на структуру построения фраз, выбор слов.
Эта процедура называется метапрограммный анализ речи. Она применима при подборе кандидатов на вакансию, при ведении переговоров с клиентами, поставщиками, партнерами, при общении в коллективе на работе и дома.
Например, при собеседовании с кандидатом метапрограммный профиль позволяет оценить одновременно зону МОЖЕТ (сильные и слабые стороны, профпригодность) и зону ХОЧЕТ (мотивация), смоделировать поведение людей с помощью полученных результатов. (Тип референции, зоны избеганий, одиночка – командный игрок – менеджер, активность – аналитизм – пассивность).
Кроме того, метапрограммный анализ позволяет существенно сократить время собеседования. Методика позволяет избежать социально желательных ответов, т.к. человек практически не может контролировать форму речи.
Метапрограммы – сложный для самостоятельного изучения материал, в группе это сделать гораздо легче. Тем более, что учиться мы будем на видео и аудио записях реальных собеседований.
В программе семинара
Самотестирование (определение своих метапрограмм из списка рассматриваемых на мастер-классе)
- Информационные блоки
- Анализ видеороликов и текстов.
- Работа в мини-группах
- Моделирование речевой подстройки под метапрограммы собеседника.
1. Метапрограммы как одна из методик оценки кандидата (работника).
- Что такое метапрограммы?
- Почему в ответе кандидата мы обращаем внимание не на смысловое содержание ответа, а на то какие слова или словоформы кандидат выбрал для ответа.
- Чем метапрограммы не являются.
2. Самотестирование.
- Участникам будет предложено ответить письменно на вопросы, которые можно использовать на собеседовании. Посвоим ответа в ходе мастер-класса каждый участник определит свои метапрограммы и сможет проверить соответствие оценки.
3. Подробный разбор метапрограмм:
- Референция, одиночка-командный игрок-менеджер; актив-пассив-анализ; стремление-избегание.
- Как определить метапрограмму,
- Что дает понимание наличия этой метапрограммы у кандидата в качестве ведущей. Особенности мотивации, восприятия информации кандидатом.
- Разбор текстов и видеороликов,
- Моделирование подстройки.
Результат посещения семинара
Участники мастер класса научаться определять в речи кандидата следующие метапрограммы:
- «Референция»,
- «Одиночка - командный игрок-лидер»,
- «Стремление-избегание»,
- «Актив - пассив-анализ».
Это лишь часть метапрограмм, но, определяя их в речи, можно точно ответить, например, на такие вопросы:
- Будет ли этот кандидат успешно работать в команде или он эффективно работает только один?
- Сможет ли кандидат быть исполнителем или предпочитает проявлять инициативу?
- Принимает решение сам или будет постоянно спрашивать всё у руководителя?
- Что будет мотивировать будущего сотрудника, а что будет являться непреодолимым демотиватором? и др.