Управление ассортиментом. Категорийный менеджмент
Цель семинара
Приобретение навыков стратегического и оперативного управления ассортиментом, обеспечивающих конкурентоспособность торгового предприятия и способствующих получению дополнительной прибыли.
В программе семинара
1. Система категорийного менеджмента
- Современные методы управления ассортиментом.
- Ассортимент. Свойства и показатели ассортимента. Методы управления ассортиментом.
- Маркетинговый и товароведный подходы к управлению ассортиментом.
- Управление развитием. Построение систем управления ассортиментом.
- Внедрение системы категорийного менеджмента.
- Категорийный менеджмент: принципы, организация, методы управления.
- Адаптация бизнес-процессов предприятия к практике категорийного менеджмента.
- Проектирование организационной структуры.
- Место и роль категорийных менеджеров в структуре общефирменного управления.
- Требования к квалификации и профессиональным навыкам категорийного менеджера.
Практический кейс: управление по показателям, расчет основных свойств показателей ассортимента; построение блок-схемы процесса, разработка организационных и штатных структур предприятия, перешедшего к практике категорийного менеджмента.
2. Формирование товарных категорий
- Формирование номенклатуры товарных категорий.
- Виды, типы товарных категорий.
- Выбор основополагающего признака классификации.
- Методы классификации ассортимента.
- Взаимодополняемые товары - группы товаров.
- Процедура классификации. На каком этапе образуются категории?
- Анализ эффективности товарных категорий.
- Формирование структуры категории.
- Определение роли категории в структуре ассортимента.
- Формирование ассортимента категории. Использование данных о клиентах.
- Составление ассортиментной карточки товарной категории.
- Оптимизация структуры категории. Управление по показателям.
- Управление финансовыми показателями: методики формирования ценообразования.
- Влияние наценки на оборачиваемость капитала.
Практический кейс: методика классификации ассортимента торгового предприятия. Формирование товарных категорий, анализ маркетинговой информации по потребителям и конкурентам, формирование ассортиментной карточки товарной категории; количественные методы прогнозирования спроса.
3. Управление ассортиментом категории
- Прогнозирование спроса.
- Оценка потенциала товарной категории. Составление прогноза продаж.
- Постановка задачи управления ассортиментом. Поиск ограничений.
- Определение величины и структуры спроса.
- Методы и приемы казуального прогнозирования.
- Оптимизация выбранного варианта прогноза: основы линейного программирования.
- Оптимизация структуры ассортимента.
- Операционное управление ассортиментом.
- Управление товарными запасами.
- Управление сбытом. Повышение эффективности продаж.
- Адаптация технологии управления к реальному ассортименту.
- Анализ работы и контроль результатов. Статистические методы контроля процессов.
Практический кейс: анализ матрицы развития ассортимента по конкретным товарным категориям.
4. Ассортиментная стратегия
- Позиционирование ассортимента категории.
- Роль категории в общефирменной стратегии предприятия.
- Позиционирование ассортимента. Схемы позиционирования.
- Оценка конкурентоспособности товарной категории.
- Направления совершенствования ассортимента (расширение, упорядочение, гармонизация и т.д.).
- Методы формирования ассортиментной стратегии.
- Стратегические цели компании.
- Расширение ассортимента.
- Разработка ассортиментной концепции товарной категории.
- Выбор конкурентной стратегии. Прогноз продаж. Виды стратегии по типам товарных категорий.
- Оценка эффективности ассортиментной стратегии.
5. Взаимодействие с покупателями
- Оценка покупателей и направленность на удовлетворение потребностей клиентов.
- Профили стратегических групп покупателей.
- Управление отношениями с клиентами.
- Основные методы работы с покупателями. Клиентоориентированный подход в категорийном менеджменте.
- Программы повышения лояльности покупателей.
Практический кейс: формирование ассортиментной и конкурентной стратегий по реальным товарным категориям.
Групповое упражнение: Разработка системы категорийного менеджмента в компании.