При краткосрочном обучении используются следующие критерии:

  1. Удовлетворенность сотрудника,  прошедшего обучение  в приобретении  необходимых
    знаний, навыков и качеств,
  2. Эффективность внесенных сотрудником, прошедшим обучение, предложений по усовершенствованию его  (отдела/подразделения)    деятельности     или  выполнение сотрудником специального задания.
  3. Удовлетворенность руководства обучившегося.

Рассмотрим данные критерии:

Критерий 1, Удовлетворенность сотрудника, прошедшего обучение.

Для оценки по первому критерию используем анкетирование с критериальными оценками обучаемого. Анкеты оценки обучения (приложение!) заполняются сотрудниками после обучения и  сдаются  в  службу  управления  персоналом,   в  которой  проводится  анализ  и  расчет результативности обучения по 1  критерию, выявляются причины неудовлетворенности и делаются выводы.

Критерий 2: Эффективность внесенных сотрудником предложений по усовершенствованию его (отдела/подразделения) деятельности или выполнение специального задания.

Сотрудник, прошедший обучение, вносит на рассмотрение предложения по улучшению деятельности (отдела, подразделения) с учетом полученных знаний. Предложение, поданное сотрудником рассматривается руководством и оценивается его эффективность. В случае, если сотрудник после обучения не вносит предложений по усовершенствованию, службой персонала совместно с руководителем разрабатывается специальное задание в соответствии с целями пройденного обучения. Устанавливается определенный срок выполнения и далее проводится оценка выполненного задания.

Критерий 3: Удовлетворенность руководителя сотрудником, прошедшим обучение.

Непосредственный руководитель заполняет анкету оценки результативности обучения (приложение 2), проводит оценку в баллах. Желательно проводить такую оценку через определенное время после обучения: 2 -3 недели, месяц.

Служба персонала проводит анализ полученных данных. Мы также сравниваем результаты, полученные при оценке по 1 критерию: удовлетворенность обучившегося и удовлетворенность руководства. На основании данных делаем выводы о полученном обучении.

Последний этап: анализ всех данных и выводы об эффективности проведенного краткосрочного обучения.

Для   подведения   результатов   оценки   по   сотруднику   можно   использовать   следующую методику:

  1. Провести оценку сотрудника, прошедшего обучение по каждому критерию. Просчитать
    результативность по каждому критерию в процентах.
  2. Придать вес каждому критерию (вес-степень значимости критерия для предприятия).
  3. Посчитать общую результативность, полученную из расчета по всем критериям
    с учетом весов.
  4. Просчитать эффективность обучения для данного сотрудника:
    Эффективность - общая результативность сотрудника /затраты по обучению,

Затраты по обучению (стоимость обучения, стоимость командировочных, расходов и т.д.). Получаем показатель эффективности: относительную величину, выраженную в процентах, на 1 тыс.рубл. затрат на обучение.

Степень общей эффективности обучения сотрудника устанавливается в результате оценки по всем критериям. Пример расчета результативности краткосрочного обучения приведен в таблице.

Таблица. Расчет результативности краткосрочного обучения

  • Участник обучения (Ф.И.О.) - Иванов И. С.
  • Подразделение, должность: менеджер по продажам
  • Тема обучения: "Искусство продаж"

Критерии

вес

выполнение

результат

1. Удовлетворенность сотрудника, прошедшего обучение в приобретении необходимых знаний, навыков и качеств (данные по результативности обучения по 1 критерию из Приложения 1)

0,30

90%

27

2. Эффективность внесенного обучившимся предложения по усовершенствованию деятельности его отдела/подразделения или выполнение данным работником специального задания

0,30

80%

24

3. Удовлетворенность руководства сотрудником, прошедшим обучение (данные из Приложения 2)

0,40

80

32

Общая результативность

1,00

 

83%

Проанализировав результаты, полученные при оценке результативности (эффективности) обучения сотрудников, важно  выявить причины неудовлетворительного обучения и осуществить корректирующие действия, устранив данные несоответствия по обучению. В дальнейшем, рекомендуем понаблюдать корреляцию полученных показателей с общей результативностью деятельности сотрудников (достаточно просто ее можно будет посмотреть, анализируя деятельность  менеджеров по продажам) и по результатам внести коррективы в методику оценки обучения и разработанные нами критерии.

Критерии результативности долгосрочного обучения.

Кроме критериев, используемых при краткосрочном обучении при долгосрочном обучении дополнительно используем следующие критерии:

Критерий 4: Приобретение обучающимся знаний, навыков и качеств.

Для оценки сотрудников по приобретению знаний, возможно проведение экзамена на наличие тех или иных знаний. Лучше всего для оценки по данному критерию использовать профессиональные тесты (часто в организациях они разрабатываются непосредственными руководителями или ведущими специалистами в данной области деятельности).

Оценка навыков и качеств вызывает определенные трудности:

во-первых, она должна иметь временной лаг, т.е такая оценка проводится, например, через 1-2 месяца после обучения (в зависимости от должности сотрудника) и вида обучения; во-вторых, для ее проведения необходимо планировать финансовые и временные ресурсы (она довольно трудозатратна);

Прежде чем оценивать навыки и качества после обучения, необходимо оценить их наличие (уровень развития) до обучения и сравнить результаты.

Что касается инструментария: это может быть оценка 360 градусов (ее варианты), использование   обычных   оценочных   методик:   кейсов,    групповых   и   индивидуальных упражнений, наконец, проведение ассессмент-центра.

Критерий 5: Результативность деятельности(эффективности) обучаемого.

По этому критерию мы оцениваем результативность (эффективность) сотрудника после обучения:

  • повышение норм выработки;
  • повышение производительности;
  • уменьшение времени на выполнение работ, проектов (например, проектировщиков);
  • повышение объема продаж (для менеджеров, начальника отдела продаж);
  • экономия затрат ( например, при выполнении проекта).

Важно определить время проведения оценки (через какой период времени после обучения).

Конечно, в зависимости от специфики предприятия, вида деятельности, можно использовать те или иные критерии. Можно разделить критерии оценки обучения не в зависимости от времени обучения, а в зависимости от должности сотрудников.

Понятно, что для оценки обучения рабочих эффективнее использовать один набор критериев, для ИТР - это может быть другой, для управленцев - третий.

Можно также рассчитать показатели по оценке эффективности обучения за год:

1.  Общая результативность обучения сотрудников предприятия:

Р=К1 /К2х 100%, где К1 - количество работников, обучение которых оценено как результативное, равное или выше   установленного   норматива; (определяется с учетом оценки результативности обучения по вышеперечисленным критериям); К2 -общее количество работников, прошедших обучение за данный период.

2.  Эффективность обучения сотрудников предприятия за год:
Э=К1 /3 хЮ0%, где

К1- количество работников, обучение которых оценено как результативное; 3 -затраты на обучение за год.

Вначале данные показатели отслеживаются в течение нескольких кварталов, для того чтобы установить норматив. Значение полученного показателя ниже норматива свидетельствует о необходимости анализа и выявления причин низкой результативности. Также важно анализировать полученные показатели в динамике.

3.  Для некоторых групп обучаемых можно также посчитать ROI -возврат на инвестиции в обучение.

Для менеджеров по продажам это могут быть показатели роста объема продаж, прибыли ( конечно, имеет смысл считать ROI на обучение при отсутствии изменений со стороны внешней  среды   ,   например,   резкого  роста  конкуренции  вследствие  появления  нового конкурента на рынке, резком изменении спроса на продукцию и т.д.), отнесенные к затратам на обучение.

Отчет по оценке обучения.

Отчет по оценке результативности обучения включает в себя следующее:

  • список обучаемых с графиком обучения;
  • критерии оценки;
  • анализ собранных данных по оценке и интерпретацию результатов;
  • анализ эффективности обучения с учетом затрат на обучение;
  • выводы и рекомендации по совершенствованию процесса обучения.