Ученье свет, а неученых - тьма!
Сегодня вопрос оценки эффективности обучающих программ как никогда актуален в нашей стране. Это связано, прежде всего, с тем, что все большая часть собственников и руководителей желает знать эффективность вложений в персонал, причем выраженную в количественных показателях. Наиболее распространенными в настоящий момент являются модели Д. Киркпатрика и Дж. Филипса. Однако существует ещё одна модель оценки обучения, практически неизвестная в России, – «Таксономия Блюма» (Bloom’s Taxonomy). «Таксономия Блюма» состоит из трех частей – перекрывающихся сфер, которые часто называют ЗУН (знания, установки, навыки):
- когнитивная сфера;
- психомоторная сфера;
- эмоциональная сфера.
Таблица 1. Категории модели «Таксономия Блюма»
Когнитивная сфера |
|
Эмоциональная сфера |
|
Психомоторная сфера |
знания |
|
установки |
|
навыки |
1. Вспоминание информации |
|
1. Восприятие (осознание) |
|
1. Имитация (копирование) |
2. Понимание |
|
2. Ответ (реакция) |
|
2. Управление (следование инструкциям) |
3. Использование на практике |
|
3. Оценка ценности (понимание и действие) |
|
3. Развитие точности, четкости |
4. Анализ информации (структуры/элементов) |
|
4. Организация личной системы ценностей |
|
4. Сочленение (комбинирование, интеграция схожих навыков) |
5. Синтез (создание/построение) |
|
5. Усвоение системы ценностей (адаптация поведения) |
|
5. Натурализация (доведение до автоматизма, экспертное знание) |
6. Оценка (сравнение) |
|
|
|
|
Каждая из трех сфер основана на предпосылке о том, что все категории внутри каждой сферы расположены строго в определенном порядке по степени нарастания сложности. Эти категории являются последовательными уровнями развития сотрудников в процессе обучения. Такая матричная структура позволяет не только оценить эффективность обучающих программ, но и сконструировать основу для их создания. Система эффективного обучения и её оценка, особенно, в том случае, если организация нацелена на результаты, должна покрывать все сферы модели. В итоге обучаемый выигрывает от развития знаний и интеллекта (когнитивная сфера), установок и верований (эмоциональная сфера), возможности применять на практике полученные навыки (психомоторная сфера). Ниже приводятся таблицы, помогающие оценить полученные в ходе обучения знания, навыки и установки. На их основе возможно создание анкет или составление списка контрольных вопросов.
Таблица 2. Оценка обучения в рамках когнитивной сферы
Знания: широкораспространенные стереотипы и нормы, факты, принципы, процедуры |
Примеры: Цитирует варианты ответов на возражения клиента. Перечисляет основные принципы менеджмента Ключевые слова: Определите, Опишите, Вычлените, Назовите, Перечислите, Сравните, Отнесите, Выделите, Воспроизведите, Выберите, Установите. |
Понимание: понимание фактов, принципов, интерпретация материала |
Примеры: Объясняет своими словами структуру процесса продаж. Приводит примеры техник завершения продаж. Ключевые слова: Преобразуйте, Обоснуйте, Разделите, Оцените, Объясните, Продолжите, Обобщите, Приведите примеры, Дайте прогноз, Подытожьте. |
Практическое приложение: решение проблем, применение концепций и принципов в новых ситуациях. |
Примеры: Демонстрирует различные варианты работы с трудными клиентами Ключевые слова: Продемонстрируйте, Модифицируйте, Подготовьте, Сделайте, Воспроизведите, Покажите, Решите, Используйте |
Анализ: возможность разделять факты от предположений, классифицировать |
Примеры: Классифицируйте, пожалуйста, клиентов на типы. Ключевые слова: Нарисуйте диаграмму, Дифференцируйте, Различите, Проиллюстрируйте, Укажите, Соотнесите, Выберите, Разделите, Подразделите. |
Синтез информации: интегрировать различные отрывки, креативно решать проблем |
Примеры: Как бы Вы реорганизовали компанию? Ключевые слова: Категоризируйте, Соедините, Соберите, Назовите одним словом, Создайте, Объясните, Обобщите, Организуйте, Спланируйте, Перестройте. |
Способность оценивать: рассуждать и оценивать |
Примеры: Сравните подходы к оценке персонала. Ключевые слова: Оцените, Сравните, Сделайте заключение, Дайте критику, Опишите, Проведите дискриминацию, Объясните, Рассудите, Интерпретируйте, Поддержите. |
Таблица 3. Оценка обучения в рамках эмоциональной сферы
Восприятие (осознание): избирательное внимание, активное слушание |
Примеры: Прослушайте запись переговоров с клиентом, ответьте на предложенные вопросы Ключевые слова: спросите, сделайте выбор, опишите, идентифицируйте, назовите, укажите на, выберите, используйте. |
Ответ (реакция): активное участие, внимание и реакция на сказанное/увиденное |
Примеры: Примите участие в обсуждении, Сделайте презентацию. Ключевые слова: ответьте, помогите, обсудите, исполните, примените на практике, презентуйте, процитируйте, выберете, скажите, напишите. |
Оценка ценности (понимание и действие): от простого принятия ценностей до лояльности |
Примеры: Предложите план улучшения психологического климата в коллективе, Опишите организационную культуру Ключевые слова: продемонстрируйте, объясните, дифференцируйте, следуйте, сформируйте, инициируйте, разделите, предложите, выберете, присоединитесь |
Организация личной системы ценностей: придание определенной ценности предметам, явлениям и т.п. |
Примеры: Решите проблему…Предложите план повышения лояльности персонала и пути его реализации Ключевые слова: закончите, продемонстрируйте, классифицируйте, объясните, сформируйте, инициируйте, рассудите, предложите, доложите, выберите |
Усвоение системы ценностей: усвоение системы ценностей, которая контролирует поведение |
Примеры: Примите участие в командной работе. Объективно объясните выбор путей решения проблемы Ключевые слова: классифицируйте, покажите, послушайте, выполните, верифицируйте |
Продолжение следует ...