Дискуссия о развитии общественной связности, развернувшаяся в гуманитарно-технологическом сообществе на исходе минувшего года, не оставила равнодушной и Елену Русскую – одного из авторитетнейших в стране консультантов по публичному поведению и человеческим состояниям. Человек, чья внутренняя связность разрушена или деформирована, считает Елена Русская, не может содействовать развитию общественной связности. Как и социальный организм, такой человек нуждается в реабилитации.

Вместо PR

Обсуждая тему общественной связности, не следует терять из вида такой важный аспект дискуссии, как связность присутствующая (или же отсутствующая) во внутреннем мире отдельно взятого человека. Я имею в виду целостность системы «дух – душа – тело», а также проблемы, которые возникают при нарушении этой целостности у огромного числа наших сограждан, неизбежно ведущие к разрушению этой связности в социальной жизни. Ситуация индивида, находящегося (по схеме Ефима Островского) в пространстве между знакотканью и атомотканью , может быть легко спроецирована на человека как единую систему. Тогда получается следующее: знакоткань - это человеческий дух, атомоткань – его тело, а между ними – то, что одушевляет нас, делает живыми и целостными – антропоструктура , которую применительно к отдельному человеку, проще было бы назвать душой . Приведу попутно лучшее, на мой взгляд, определение души: это нечто делающее дерево деревом, траву - травой, а человека - человеком. То, в чем содержится фундаментальное отличие человека от механизма. То, без чего дерево - дрова, трава - сено, а человек – нечто иное, возможно - труп. Мне очень нравится термин «связность». Вряд ли вам удастся легко объяснить не оснащенному специальным знанием человеку, что такое PR . В чем предназначение рекламы и ряда других гуманитарно-технологических отраслей. Признаться, такая же сложность была и у меня. Но наконец-то предложено слово, объясняющее все. Предназначение PR , рекламы и сопредельных видов деятельности – связность, ее обеспечение и развитие. Впрочем, соглашусь с теми, кто утверждает: PR может не только развивать, но и, напротив, - разрушать связность. Итак, если кто-либо или что-либо производит действие, работающее на связность общества, делающее его более целостным, то мы можем утверждать, что в данном случае имеет место системный, экологический подход. Если же те или иные действия не связывают, а расстраивает общественные системы, то мы имеем дело с неэкологической, и даже более – с контрэкологической работой. Полагаю, есть смысл заменить этими понятиями пресловутые «черный» и «белый» РR и начать говорить не о самой технологии, а о том, к чему она приводит.

Иллюзия связности

Связность - это не просто присутствие в общем поле, единовременное со-существование. Части некоего целого должны быть взаимопроникаемы. Представим себе лист бумаги. На нем нарисовали нечто, но он упал на землю, на него наступили, кто-то плюнул, бросили спичку и так далее. Формально между рисунком, следом и спичкой существует некая связность. Но между ними нет обмена, они лишены единой, органичной структуры. Изменится ли что-либо всерьез, если убрать спичку? Чтобы набор участников процесса не был случайным, ему необходим связующий элемент (душа) . И когда речь заходит об обществе, таким элементом становится, казалось бы, человеческий субъект. Но если отдельный человек живет в состоянии утраченной идентичности, когда его собственная внутренняя связность деформирована или разрушена, сложно говорить об установлении прочной связности между этим субъектом и другими людьми, равно как и обществом в целом, а также теми социальными структурами, в которые он помещен.

50+50

Человеческое бытие начинается со связности. Нет ни одного живого организма, который бы начинался по-другому. При оплодотворении сперматозоиду необходимо работать в безусловной связности с другими «собратьями», которые вместе окружают сферу-яйцо, но только один проникает внутрь. Однако связность существует не только в положительном залоге, но и в отрицательном. Сразу - с момента зачатия - мы начинаем получать травмы. Зигота (оплодотворенная яйцеклетка) буквально вгрызается в плоть матки и поедает ее. В свою очередь, организм матери сопротивляется. Начинается «внутриутробная война». Зачем нужен этот механизм? Ведь природа совсем не глупа и жестока, как может показаться на первый взгляд. Если женщина на все 100 % примет ребенка, она не сможет отказаться от него через 9 месяцев, не сможет выпустить его в мир, не сможет родить! Чтобы произошел разрыв пуповины, и жизнь нового человека продолжилась, мать на 50 % должна любить и желать свое дитя, а на 50 – отказываться от него и стремиться выбросить из себя. И потому любые парные отношения полярны - любовь/ненависть, связанные воедино. Наша задача - прожить полученные травмы, пережить их и вернуться к изначальной связности в положительном залоге.

Любите ли вы…

Человек рождается, вырастает и со временем в нем образуется много социальных ролей, формируются субличности. И каждая из них стремится завладеть его телом, мыслями или чувствами, а лучше - всем сразу. Так вот, субличности - если мы не будем их связывать, не будем координировать - не позволят нам жить своей жизнью. Поэтому этапом, следующим за строительством связности, должен стать этап координации, причем как внутри отдельного человека, так и внутри всего сообщества. А если координация отсутствует, мы видим вокруг умных, талантливых, выдающихся людей, не способных, однако, отличить «хочу» от «надо» , и никогда не бывших в подлинном контакте с собой, с собственными чувствами, то есть, не в полной мере живых людей. Так, например, 99 % матерей уверены, что они искренне любят своих детей. Но давайте посмотрим, как и когда они кормят своих малышей? Когда прописал врач? Когда посоветовала бабушка? Когда у матери есть свободное время? Или когда она сама голодна? Да, как правило, именно тогда. И лишь в редких случаях - когда ребенок действительно попросит есть. Разве это - отношение любящего человека? Еще пример. Когда ребенка наказывают, его отправляют в угол или закрывают в пустой комнате. А между тем, изоляция – самый изощренный способ пытки, разве случайно были придуманы тюрьмы? И что же получается? Ребенка кормят неправильно, якобы любя… Наказывают, тоже - якобы любя… Да еще – тоже любя - требуют от двухлетнего мальчугана, чтобы он не плакал, потому что мужчины не плачут . А у него еще вообще нет самосознания, нет сепаратного я, которое может за все отвечать, и когда ему одиноко, темно и страшно, он плачет от имени всего человечества, от имени всех маленьких людей. Потому что на этом этапе не только у него внутри все связано и органично – в этом возрасте все его сверстники связаны между собой…

Бойтесь быть неживым

Кстати, о слезах. Надо научиться горевать. В горе не может быть хорошо. Когда пришла беда, надо горевать, а бежать в церковь или к психологу – это следующий этап. Многие взрослые гордятся тем, что они не плачут, не жалуются, считая слезы проявлением слабости. Но плакать нельзя только компьютеру, магнитофону, любой машине, даже BMW. А живому человеку обязательно надо иногда заплакать.

Верный признак любви

Итак, думать, что любишь и хотеть любить - недостаточно. Понять это, значит, научиться отличать любовь-мысль от любви-чувства. Подлинное чувство - это сила, соединяющая разум и тело, и чтобы она возникла, необходим телесный импульс, который осознается. Розовеют покровы, поднимается температура, вы хотите обнять того, к кому испытываете это …, то есть, тело, как бы расширяется и вы выходите за границы себя. Эмоция – это движение изнутри наружу. Любовь, исходя из ее проявлений, можно разбить на составляющие: принятие, забота, нежность, тепло и так далее, но это не просто сумма упомянутых качеств, это нечто много большее. Хотя без каждого из них, например – без заботы мы будем говорить не о любви-чувстве, но о любви-мысли. Если человек имеете дело только с мыслью, а не с чувственным эквивалентом, он не сможет отличить любовь-чувство от любви-мысли, хорошее настроение от возбуждения, веселья или Радости. Спрашивается, как же он живет, если до сих пор не знаком с собой, внутренне бессвязан? Вот почему, когда я слышу рассуждения коллег о созидании Знаков Радости, мне хочется напомнить, что потреблять эти знаки могут практически все, а вот различать их – далеко не каждый.

Ужас в пределе

Другое дело - знаки ужаса, они принудительны, пугают, и связаны с самым главным страхом, присущим живому существу - со страхом смерти. Сейчас я работаю над новым проектом: антикризисное сопровождение группы «Норд-Ост». Так вот, некоторые участники событий думают, что у них нет страха смерти. Однако это не так. Человек потребляет знаки ужаса, не понимая, что это вызывает страх смерти, так как он завуалирован. Более того, человек и знаки радости будет потреблять так же, как потребляет знаки ужаса, не различая их. И если ужас в пределе - это смерть, что же такое радость в пределе? Смерти противостоит рождение, рождение как творчество, как созидание того, чего не было до тебя. А для того чтобы быть способным творить, мало быть просто умным, надо многое из себя представлять. То, что террористы сделали с «Норд-Остом» аналогично тому, как люди обращаются со своей чувственностью, фактически репрессируя ее. Если сейчас не повернуться к собственному телу и к собственной жизни, а продолжить заниматься только головой, то скоро большинство из нас превратятся в террористов самих себя.

Корни мата

Все люди непроизвольно участвуют в построении социальных структур. В их силах сделать общество более здоровым и экологичным или, наоборот, травмировать его. Большинство из нас не замечают, что все время воспроизводят мини-знаки ужаса, то есть в каком-то смысле тоже становимся террористами. Наглядный пример тому – мат. Такими словами счастье не зазовешь. Стоит вспомнить золотой век любви к мальчикам в Греции и Риме. Воин традиционно набирал отряд из сорока человек для обучения их воинскому искусству. Среди них он находил себе мальчика и жил с ним как с женой. Предполагалось, что через сперму передаются самые лучшие качества. Демографически гомосексуализм никак не сказывался на обществе. Позже этот воин женился на обычной женщине и становился отцом. Возмужавший мальчик, который был женой, становился на его место и повторял его путь. Поэтому, когда мужчина говорил другому: «Пошел ты в…», то он его ругал. Имелось в виду - ты такой маленький и глупый, вернись в утробу к женщине, подрасти там, повзрослей. Если же воин говорил другому: «Пошел ты на…» – он, напротив, хвалил его. Иными словами, молодец, пойди, получи премию, потому что половые отношения всегда рассматривались как праздник, как радость. Возможно, гомосексуальная армия растет еще и потому, что вокруг такое количество мата. Ругаются ведь не случайно. Мат – это запретный язык, самореализующееся пророчество. С социальной точки зрения, гомосексуализм - это расплата за свободу. А с точки зрения духовных практик, - это те знаки, которые определенным образом творят атомо-ткань, формируя инфраструктуру. В человеке как в антропоструктуре складываются определенные связи, в результате в обществе происходит самосглаз. Женщинам же можно посоветовать только одно: провожая близких людей, перестаньте говорить: «Будь осторожен». Скажите лучше: «Иди с Богом», «счастливого пути». Таким образом, вы мысленно прокладываете дорогу близкому человеку, делая ее словно гладкой, прямой скатертью. Мы не настолько чисты, чтобы наши слова сбывалось буквально, но пренебрегать таким благословением в дорогу не стоит.

Образцы и Герои

Два главных элемента гуманитарных технологий - это сами технологи и те люди, на которых направлено действие. Предназначение технологов - забота о связности. Что может сделать Россию более связанной? Доверие к власти как институту. Власть - это символический родитель, тот, кто заставляет с собой считаться. Без личностной работы вернуть веру в родителя невозможно. Начинать надо с преодоления невежества. Необходимо заниматься развивающей деятельностью, прежде всего, в среде самих технологов. Думать не только о том, какие должны знаки утверждать масс-медиа, но и о совершенствовании самого человека. Лишь несколько процентов людей имеют дело с знакотканными процессами. Каждый из них может стать живым образцом для подражания, а особенные станут Героями. Парадигма образования и воспитания поменялась. Это уже не кнут и пряник, а сила примера. Каждый, кто курит, знает, что курить вредно, но все равно продолжает делать это. Одного знания недостаточно. Пока ты не наделил некие вещи качеством дара, знание бесплодно. Гуманитарные технологи смогут стать профессиональным сообществом только через формирование корпоративной культуры, общих ценностей и профессионального протокола. Здесь не обойтись без развивающей среды, когда все будут находиться в одних границах друг с другом. Есть такое выражение: «Что находится в кувшине, то и льется из него». Если технологи станут придерживаться диеты хороших новостей, то неэкологичные продукты и техники в эту среду просто не попадут. Создание знаков радости как способ обретения связности на всех уровнях одна из актуальнейших задач, которая стоит перед гуманитарно-технологическим сообществом. И в этом смысле гуманитарные технологии зависят не столько оттого, что нового будет придумано, сколько от того, какими будут ценности и воззрения последующих поколений технологов. И здесь очень важно, каким примером станем для них мы, сегодняшние профессионалы.

Интервью Елены Русской журналу "Со-Общение".