Искусство торжественной речи
Человеческий мозг начинает работать
с момента рождения человека,
и не прекращает это делать до тех пор,
пока вы не выходите на публику с речью…
Основной закон нейропсихологии.
Знаете, что более всего объединяет всех людей на нашей планете? Праздники? Да, это так. Но еще больше людей объединяет НЕУМЕНИЕ и СТРАХ произносить праздничные речи.
Каждому человеку знакомо чувство оцепенения в теле и пустоты в мозгах, посещающее на торжественной трибуне, или за праздничным столом или на банкете, когда надо «красиво сказать». В этот момент мы думаем:
- Ну, почему я? Пусть кто-то другой! Я же уже в позапрошлом году говорил!
А ведь банкет, день рождения, свадьба, юбилей - без хорошей речи это просто командное поедание пищи. Либо банальная пьянка, домогательства под предлогом танцев, а также повод подраться, нажить врагов, выяснить отношения и кто кого уважает. Такие застолья оставляют лишь больную голову, неловкость и выброшенное время. Сколько дней рождений именинники так и не дождались хорошего слова в свой адрес даже от лучших друзей! Сколько банкетов, посвященных достойному человеку, превратились в скучную формальность! А ведь изначально торжественное застолье – это целый пласт человеческой культуры! Это повод не просто встретиться и поговорить ни о чем, а повод к объединению в семейном клане, повышению командности в рабочем коллективе, получению особого эстетического удовольствия. Удовольствия от искусства хорошей речи!
Вспомним знаменитое грузинское застолье. Не спроста все кавказские народы характеризуются сплоченностью и коллективной силой. Достаточно увидеть, как людей объединяет общая культура застолья. За столом большую часть времени не едят, и даже не пьют, а говорят, и говорят красиво! Грузинский тост в исполнении мастера виртуозно держит внимание публики пять, десять, пятнадцать минут!!! И по своей красоте и поучительному воздействию займет первые места в любом рейтинге ораторского искусства.
Еще иллюстрация. Анна, директор фирмы, когда надо было произносить торжественную речь, но были затруднения, применяла волшебную палочку-выручалочку. В этот момент она многозначительно произносила:
- А теперь слово предоставляется Джанику!
И тот, простой сотрудник, выходец с Кавказа, смело брал слово и говорил так, что душа у всех разворачивалась, потом сворачивалась, а потом опять разворачивалась.
А на свадьбе главные действующие лица все-таки не жених и невеста, а тамада! А блестящий тамада на свадьбе – это целый клад, это искусство, он достоин восхищения, как гений театрального искусства!
Но все же в нашей культуре, к сожалению, культура торжественной речи развита слабо. Даже люди статусные и обладающие властью в своих коллективах далеко не всегда владеют искусством торжественного слова. Один участник тренинга, владелец фирмы, признался, что дни праздничных банкетов на фирме для него самые нелюбимые. Должность обязывает его выступать, а он с содроганием и внутренним ужасом ждет момента, когда все уважительно замолкнут, посмотрят на него, и сделают умное выражение лица. Он чувствует себя в этот момент откровенным идиотом.
Другой участник, бизнесмен, поделился, что он всегда в коллективе отдавал свое право торжественных поздравлений народу своему заму - у того получалось лучше. В результате популярность зама выросла настолько, что учредители фирмы предпочли передать ему место генерального директора. Понятно, что без интриг не обошлось, но одним из важных факторов стало именно искусство торжественных речей перед всем коллективом.
А бывает наоборот. Хорошо и к месту сказанная торжественная речь может быть катализатором продвижения по служебной лестнице. Одна из участниц рассказала, как сразу после тренинга на ее фирме случился банкет по поводу 50-летия генерального директора. Фирма была очень велика, Светлана работала одним из бухгалтеров, и генеральный знал ее только в лицо, поскольку непосредственное общение с ним была прерогатива главного бухгалтера. При всех ее амбициях, звезд с неба в карьере Светлана не хватала и, честно говоря, начальника слегка побаивалась. Но она знала, что должна тренироваться в публичных выступлениях – для опыта и совершенствования мастерства, и решила использовать эту возможность. Света собралась с духом, сказала себе - «если не я то кто же», встала и взяла слово.
Сотрудники устремили на нее свои недоуменные взоры, но Светлана в полутрансовом состоянии все-таки произнесла мощную здравицу в честь начальства, его руководящих качеств и личностных заслуг. В процессе своей речи также она описала важность дела, которым занимается начальник, ту заботу, которую он проявляет. Не забыла Света и про успехи фирмы, которые она связывает с чутким, но дальновидным руководством генерального директора. Коснувшись темы счастья, которое ждет всех в будущем сотрудников с таким дальновидным начальством, она поставила точку и провозгласила призыв выпить за мудрость руководства. Все послушно и радостно стали чокаться за директора, и вечер продолжался своим чередом.
Каково же было ее удивление, когда спустя две недели выяснилось, что директор навел о ней справки, изучил ее дело и решил назначить ее на освобождающееся по случаю перевода место главного бухгалтера. Так, Светлана, неожиданно для себя получила прямой карьерный результат от своего ораторского мастерства.
Для чего нужна торжественная речь?
- Тост должен быть коротким, как выстрел!
Ну, за красоту!
(«Особенности национальной охоты»)
Торжественная речь – это речь по поводу какого-то торжества или праздника. А зачем, собственно, оратору на праздниках стоит напрягаться и использовать шанс выступить?
Самопродвижение по карьере. Как мы уже выяснили, успешное выступление по торжественному поводу может когда-то стать катализатором продвижения по социальной лестнице. Наверное, не решающим, поскольку есть еще и другие профессиональные и личностные качества. Но хорошо сказанное на банкете поздравление может явиться одной из весомых камней на эту чашу весов. Особенно, если вы на банкете у президента. Даже если это происходит редко, есть еще один из видов самопродвижения. Действительно, для генерального большинство сотрудников это труднозапоминаемая серая масса. Для того, чтобы тебя заметили, как минимум, надо уметь выделиться из ста человек. И торжественная речь – это хороший способ привлечения внимания. Человеку же, не боящемуся говорить перед всем коллективом, все окружающие склонны приписывать такие качества как смелость, уверенность, личную силу. И это достойно уважения. В том числе, со стороны руководства.
Самопродвижение в окружении. Движение не по карьерной лестнице. А в мозгах других людей. В том впечатлении, которое складывается о человеке после каждого выступления. Хотим мы этого или не хотим, но после удачного или неудачного выступления изменяется представление о нашей личности в сознании окружающих. Если выступление удачное и произвело сильное впечатление, то представление о личности оратора в головах людей тоже усиливается, вы становитесь более авторитетным членом общества. И наоборот, если вы слабо выступили, разумеется, вы теряете в глазах других людей. Но отсиживаться – удел трусов. И кто не рискует, тот, как известно, не пьет шипучие напитки.
Жизнь – лучший тренинг. Торжественная речь – это повод потренировать свои навыки перед многочисленной аудиторией. Навыки речь универсальны в любых ситуациях, несмотря на разницу самих ситуаций. Тренируя речь в относительно безопасных ситуациях, вы уже сильнее будете говорить и в самых ответственных. И я постоянно рекомендую участникам тренингов быть в каждой бочке (в хорошем смысле) затычкой и не упускать этот шанс получить полезный опыт публичных выступлений. А если опять трусите, твердо скажите себе волшебную мантру «Если не я – то кто же» - и вперед!
Создание атмосферы. Блестящая речь, как ничто, создает особую атмосферу в коллективе. Что такое атмосфера? Это преобладающее психологическое состояние присутствующих в этом помещении. Например, преобладающее состояние в компании за пять минут до боя курантов – предвкушение радости. Атмосфера на поминках – печаль и скорбь. В разгар рабочего дня в офисе – деловитость и собранность. И наша речь – это лучший инструмент для влияния на психологическое состояние людей, для внесения особых эмоций в их души. Сильная торжественная речь создает атмосферу торжества, взамен формальности. Атмосферу радости, взамен скуке. Атмосферу искренности, взамен наигранности. Атмосферу свободы, взамен неловкости. Сделайте подарок любимому коллективу!
Получение удовольствия. Мы знаем, что у неумелого оратора публичное выступление связано со страхом, волнением, недовольством собой. Но есть другой эмоциональный полюс, который доступен хорошему оратору. Он получает удовольствие от собственной речи! При этом это ораторское удовольствие сравнимо только с сексуальным удовольствием или удовольствием от получения больших денег. И торжественная речь – это повод получить если не оргазм, то хотя бы просто кайф. Кстати, проверьте себя, если вам уже удастся получить радость от собственной речи во время застолья, значит, вы уже хороший оратор. Наслаждайтесь собой, любимым!
А теперь перейдем к технологии торжественной речи.
Энергетика и содержание
Наш народ любит отмечать и праздновать. И торжества существуют в мире людей по весьма многочисленным поводам: на дне рождения, юбилее начальника, свадьбе бывшей супруги, столетии фирмы, банкете у президента, на церемонии вручения Нобелевской премии или награждении Оскаром. Это речи на новогодних торжествах, на празднике 8 марта, 23 февраля, 9 Мая, Дне Влюбленных, Дне взятия Бастилии, Дне Танкиста и любом профессиональном празднике. Любой тост – это тоже торжественная речь с точкой в конце «Ну, за здоровье!». Любой митинг – это серия торжественных речей с задачей затронуть сердца и побудить к действию. Поминки и проводы – это тоже торжественный ритуал, только с отрицательными эмоциями, с эмоциями печали и скорби. И главная задача оратора на торжественной речи – не сообщить полезную информацию, не в чем-то убедить, не донести важную мысль. Главная задача другая. Оставить яркий эмоциональный след в душах людей. Поэтому для торжественной речи необходима особенно торжественная и даже повышенная энергетика ораторской речи.
Содержание же речи, что конкретно говорить – является, по-сути, вторичным. Содержание, разумеется, должно быть, но помните, что не надо в него «упираться»! Не надо придавать содержанию повышенную значимость и думать, что вы должны глубиной своей речи потрясти мир. Это будет мешать. Торжественная речь – это тот счастливый случай, где любое, даже поверхностное содержание оратору проститься. Что именно было сказано оратором, на празднике забудется через пять минут. Но эмоциональный след своим шлейфом останется надолго. Поэтому на торжестве оратору не проститься речь малоэнергетичная, вялая и неяркая. Поэтому – на первом месте энергетика. На втором – содержание.
Продолжение следует ...